«Методический семинар»
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
В связи с вступлением в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кардинально меняется роль учителя в образовательном процессе. В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, а он может быть обеспечен лишь при организации субъект-субъектных отношений. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Поэтому во ФГОС фигурируют новые образовательные результаты, в частности, ИКТ-компетентности. Использование ИКТ на уроках направлено на формирование информационной компетентности учащихся, повышение познавательной активности и учебной мотивации, что особенно важно в современной школе, где все чаще отмечается отсутствие у большинства школьников стойкого интереса к учебе. Систематическое использование ИКТ способствует развитию познавательной активности обучающихся.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
Сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
Преимущества внедрения интерактивных технологий:
Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
Широко использовать показ репродукций картин художников
Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, видеоролики)
«Оживлять карты»
Активизировать учебный процесс и т.д
Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;
При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
критическое осмысление информации (умение ориентироваться в огромном потоке информации),
выделение главного в информационном сообщении (умение сравнивать, анализировать),
систематизирование и обобщение материала (умение аргументировать),
грамотное представление имеющейся информации (умение делать выводы),
более высокий уровень самообразовательных навыков,
мотивация успеха.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
1.Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
2.Электронные энциклопедии и справочники;
3.Тренажеры и программы тестирования;
4.Образовательные ресурсы Интернета;
5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
6.Видео и аудиотехника;
7.Иинтерактивные конференции и конкурсы;
8.Материалы для дистанционного обучения;
9.Научно-исследовательские работы и проекты.
Положительные стороны применения на уроке компакт-дисков
Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.
Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.
Возможность тестового контроля учащихся.
Использование тестов-тренажеров
Позволяют отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков.
Корректировать процесс обучения.
Обеспечивает оценочную деятельность.
Работа над ошибками в самих тренажерах.
Подготовка к ГИА.
Использование метода проектов через презентации
Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом
Положительные стороны метода проектов
Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
Формируются коммуникативные навыки культуры общения
Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
Развитие ключевых компетенций
Расширение кругозора
Развитие лидерских и организационных качеств личности учащихся
Результаты метода проектов
Социальные проекты: «Моя малая Родина», «День Добрых Дел»
Исследовательские работы из цикла Жизнь Замечательных Людей: Ильин В.Ф., Черняк П.Г., Синяков Д.И.
Исследовательские работы к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне: Киенко В, Стена Памяти
Презентации учащихся к урокам истории и обществознания.
Информационные технологии:
психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися;
возбуждают живой интерес к предмету познания;
расширяют общий кругозор детей;
повышают уровень использования наглядности на уроке;
повышают интерес к изучению истории и успеваемости;
ведут к более полному усвоению теоретического материала;
позволяют учащимися овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Систематическое использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду последствий:
1.Повысился уровень использования наглядности на уроке,
2.Повысилась производительность урока.
3.Активнее устанавливаются межпредметные связи.
4.Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя.
5.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность.
6. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию.
7. Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.