Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по анализу современного урока. Урок усвоения навыков и умений»
Урок усвоения навыков и умений
Основная цель данного типа урока - закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом. Учащиеся под руководством учителя решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами. Основой такого урока можно назвать тренировки в различных вариантах, которые требуют от ученика перенос знаний и умений в новые, нестандартные ситуации. Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием или под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Структура урока
1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся (подготовительные задачи).
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
3. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).
4. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
а) упражнения по образцу;
б) упражнения по инструкции;
в) упражнения по заданию учителя.
5. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
6. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Схема анализа урока
усвоения новых знаний, умений и навыков
Дата проведения ____________
Учитель__________________________
Предмет________________________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________________________
Урок посетил___________________________________________________________________
Цель посещения ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Критерии урока | Оценка критерия от 0 до 2 баллов |
1. Анализ целей урока |
1.1.Постановка целей урока (цели не поставлены, поставлены учителем, определены вместе с учащимися). | |
1.2. Степень достижения целей урока (не достигнута, достигнута частично, достигнута в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся | |
Максимальное количество баллов по разделу | 4 |
Анализ структуры и организации урока |
2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока. | |
2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения | |
2.3. Повторение и проверка знаний (фронтальная, выборочная, самопроверка, взаимопроверка_____________________________________________________). Актуализация опорных знаний, подведение учащихся к восприятию новых знаний. | |
2.4. Этап первичного осознания нового материала. Выбор приемов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный _________________________________________________________) | |
2.5. Этап первичного усвоения и применения знаний (стандартные задания, по образцу, по алгоритму, исследовательские, ___________________________) | |
2.6. Контроль результатов усвоения новых знаний. Рефлексия. | |
2.7. Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с учащимися). Оценивание (без комментария, с комментарием) | |
Максимальное количество баллов по разделу | 14 |
3. Анализ содержания урока |
3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Научный уровень излагаемого материала. Логичность, последовательность, доступность, наглядность | |
3.2. Выделение главной идеи нового материала, связь с изученным. Формирование новых понятий. Практическая направленность урока | |
3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем, для формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
4. Анализ организации работы учащихся | |
4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. | |
4.2. Сочетание различных форм работы (фронтальная, групповая, парная, самостоятельная, индивидуальная ______________________________________). Индивидуальная работа учителя с разными категориями учащихся. | |
4.3. Характер тренировочных упражнений, степень сложности, вариативность в ходе урока, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
5. Анализ качества знаний, умений и навыков | |
5.1. Степень усвоения нового материала. Степень овладения практическими умениями и навыками. Связь нового с ранее изученным. | |
5.2. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять новые знания в стандартных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 4 |
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися | |
6.1. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. | |
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность | |
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
Итого | 40 |
0 – не реализован, 1 – частично реализован, 2 – реализован в полном объеме
Неудовлетворительный уровень | Удовлетворительный уровень | Хороший уровень | Высокий уровень |
До 20 баллов | 20 – 29 баллов | 30 – 35 баллов | 36 – 40 баллов |
Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации: __________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ознакомлен учитель
_______________/______________________________
Подпись ФИО