СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению занятий по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению занятий по физической культуре

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению занятий по физической культуре»

Методические рекомендации по проведению занятий по физической культуре

 

Структура построения физкультурного занятия.

В структуре физкультурного занятия выделяются 3 части, в которых физические нагрузки должны нарастать и убывать постепенно:

вводно-подготовительная — разминка  (должно наблюдаться повышение пульса, так  как   растут нагрузки);

основная, в ходе которой решается комплекс запрограммирован­ных задач (на нее приходится пик физических нагрузок занятия и с нее начинается их спад);

заключительная, назначение которой - вос­становить пульс и дыхание (за это время пульс должен восстановиться до первоначального).

Занятие считается эффективным, если моторная плотность составляет 60-80%. Если она ниже, значит занятие не было тренировочным. Если выше, то происходит перегрузка ребенка.

Такой подход диктуется не­обходимостью оптимальных доз физических нагрузок, т.е. таких, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью ребенка.

Формы проведения занятий по физкультуре разнооб­разны. Основными формами работы с детьми на занятии являются:

1) фронтальные; 2) индивидуальные; 3) групповые; 4) в парах.

Формы проведения занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, ме­ста проведения, условий.

Так, в младшей группе используются преимуществен­но занятия комплексного, сюжетного, игрового характе­ра. В старшей группе в общей системе занятий следует выделить занятия учебно-тренирующего, тематического, контрольно-учетного характера.

Формы физкультурных занятий

№ п/п

Название

Структура физкультурного занятия

Вводная

Основная

Заключительная

1.

Учебно-тренирующее

Разные виды ходьбы; уп­ражнения строевые, на ориентировку в простран­стве, разминочный бег

Обвдвразвивающие упражнения основные движения, подвижные игры

Успокоитель­ная ходьба (ма­лоподвижная игра), дыха­тельные упражнения

2.

Сюжетные

Любые физические упражнения, знакомые де­тям, органично сочетаемые с сюжетом заня­тия

3.

Игровые

Игра средней подвижности (разминка)

2-3 игры с разными ви­дами движе­ний (последняя боль­шой подвиж­ности)

Малоподвижная игра

4.

Тематические

С одним видом физических упражнений: ве­лосипед, лыжи, плавание и др.

5.

Комплексные

С элементами развития речи, математики, кон­струирования и т.д. по типу занятий № 1-3, но с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая реша­ется через движения

6.

Контрольно-учетные

Проводятся в конце квартала, года для полу­чения информации об овладении детьми ос­новными движениями, физическими каче­ствами

В первой младшей группе занятия проводятся по под­группам (10-12 человек), а начиная со второй младшей группы - со всеми детьми одновременно. Однако при необ­ходимости педагог может проводить занятия и по под­группам, устанавливая для каждой из них одинаковое или разное недельное количество. Длительность занятий дик­туется возрастом детей, их здоровьем, физической подго­товленностью и равняется примерно 15-20 минутам в млад­ших группах, 20-25 - в средних, 25-35 - в старших.

Основы методики физкультурных занятий исходят из их специфики, заключающейся в том, что каждое занятие представляет собой:

определенную "оздоровительную дозу" в виде движения, физической нагрузки, влияющую на здоровье детей, их правильное физическое развитие и подготовленность, обязательно с учетом индивидуальных особенностей;

- двигательную деятельность, где движение всегда должно восприниматься организмом как "мышечная радость" и использоваться воспитателем как средство разностороннего развития; общение со сверстниками и воспитателем как социальный комфорт; обучение двигательным умениям как возможность самовыражения. Выполнение этих требований обеспечивает в определенной степени демократический стиль отношений педагога с детьми.

Занятие по физической культуре должно решать 3 задачи: оздоровительнуюобразовательную и воспитательную.

Длительность занятия составляет –

в младших группах 15 минут, в средних 20 минут, в старших 25 минут.

Показатели эффективности занятия по физической культуре:

Задачи занятий

Содержательная направленность

Критерии результативности

Образовательные

Формирование двигательных умений, знаний по физкультуре

Овладение детьми двигательными умениями на уровне поставленных задач

Оздоровительные

Развитие систем и функций организма; укрепление здоровья

Оптимальность физических нагрузок, двигательной активности; наличие закаливающих моментов.

Воспитательные

Умственное, нравственное,  эстетическое и трудовое воспитание. Развитие интереса к занятиям по физкультуре.

Наличие специальных ситуаций, активизирующих мышление, выбор способа поведения; эстетическая обстановка. Положительный эмоциональный тонус детей.

Перед занятием надо облегчить одежду детей; посмотреть, удобная  ли  у них обувь.

Для каждой части занятия подбираются специфические двигательные задания:  во вводной части – подготавливающие, разминочные; в основной – обучающие и тренирующие; в заключительной – восстанавливающие.

Оздоровительная направленность занятия характеризуется:

- хорошими эколого-гигиеническими условиями (чистота помещения, воздуха, удобная одежда, обувь и т.д.);

- наличием элементов закаливания (снижение температуры воздуха до +18-12 С, проветривание помещения);

- положительным эмоциональным состоянием каждого ребенка.

Для усвоения программного содержания занятий детей необходимо продумать и обеспечить логическую цепочку приемов.

1. Определить «дозу» программного материала в соот­ветствии с принципами обучения, возрастными и инди­видуальными возможностями детей, т.е. запрограммировать определенный результат обучения.

2.  Трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка, поставив ее интересно, четко, конкретно, с уче­том возраста.

3.  Выбрать приемы обучения (наглядные, словесные, практические, творческие задания) в зависимости от этапа обучения тому или иному движению, а также наиболее оптимальные пособия, место, тип и форму занятия.

4. Создать условия для многократного повторения дви­жения.

5. Оценивать двигательные умения детей (в младших группах - общая похвала, в старших - общая, диффе­ренцированная и индивидуальная).

Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует:

1. Запрограммировать ее объем и распределение с уче­том возраста детей, их здоровья, физической подготовленности.

Важно учитывать индивидуальные возможности каж­дого ребенка. Недопустимы как чрезмерная, так и недо­статочная нагрузки: одна вызывает переутомление, дру­гая - не дает тренировочного эффекта. И та и другая снижают результативность занятия в целом.

2.  Подбирать для каждой части занятия специфичес­кие физические упражнения: подготавливающие и разминочные - во вводной; обучающие и тренирующие - в основной; успокаивающие - и заключительной. Упраж­нения подбираются по анатомическому признаку, интен­сивности, сложности и т.д.

3. Обеспечивать увеличение площади, количества повторений упражнений, их интенсивности, амплитуды, внесение дополнительных пособий, усложнение правил, заданий.

Двигательная активность на занятии - важный показа­тель его эффективности. Она играет двоякую роль: обеспе­чивает удовлетворение потребностей детей в движении и создает условия для овладения конкретным движением.

Двигательная активность может быть оценена в объеме (с помощью шагомера) и во времени (моторная плотность).

Объем двигательной активности на занятии составляет 900-1500 шагов в младших группах, 1400 - 2500 в средней и старшей. Моторная плотность в помещении 60-80 %, на воздухе - 80-85 %.

Основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятии:

1.  Четкость, краткость речи воспитателя.

2. Использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой).

3. Многократное повторение движений.

4. Эффективное использование физкультурного обо­рудования.

Активизировать мыслительную деятельность можно с помощью называния упражнений и проговаривания дей­ствий; использования пространственной терминологии и специальных упражнений на ориентировку в простран­стве, привлечения детей к оценке, самооценке; самосто­ятельного выбора детьми способа выполнения действий; использования сравнений, анализа, вопросов; создания поисковых ситуаций я др.

Нравственное и трудовое воспитание осуществляет­ся через использование ситуаций, непроизвольно воз­никающих в ходе занятия, а также создание специ­альных ситуации Для проявления тех или иных спосо­бов поведения (где бы ребенок мог проявить смелость, находчивость, оказать помощь товарищу, проявить выдержку, честность).

В качестве приемов эстетического воспитания высту­пают: внешний вид, одежда детей и воспитателя; эстети­ка помещения, оборудования; использование музыки.

1. Структура и содержание занятия:

1)     вводная часть: построения и перестроения, разные  виды ходьбы и бега, физические упражнения на  внимание;

2)      основная часть: общеразвивающие упражнения; обучение и совершенствование основных и спортивных движений; подвижные игры;

3)      заключительная часть: ходьба в спокойном темпе с дыхательными упражнениями или спокойная игра, целью которых является приведение организма ребенка в относительно спокойное состояние; вместо игры проведены несложные упражнения - лежа на полу, выполняемые в замедленном темпе.

Продолжительность каждой части соответственно равняется 1-2,

10-13, 2-3 минуты, что в целом  составляет 15 минут для младших дошкольников; 3-4, 13-18, 2-3  минуты для детей среднего и старшего дошкольного возраста, что составляет 20-25 минут занятия.

Организация детей на занятии. Чтобы создать усло­вия для удобного и многократного повторения движений, педагог использует разные способы организации де­тей в зависимости от задач занятия, размеров помеще­ния, наличия оборудования и пр.