Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению портфолио учителя»
Технология составления портфолио педагога.
Сейчас стали привычными следующие виды образовательного портфолио:
Мониторинг собственной деятельности посредством портфолио помогает учителю реально представить результаты своего труда, сравнить их с результатами труда других учителей, т. е. провести адекватную самооценку своей деятельности и иметь стимул к самосовершенствованию.
Назначение портфолио как формы оценки позволяет сместить акценты с того, что педагог не способен реализовать и не умеет, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. Соответственно в него может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога (руководителя). Таким образом, основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Портфолио является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Существенными характеристиками портфолио учителя является то, что он представляет собой не только инструмент, облегчающий внешнюю экспертизу деятельности педагога и ее результатов, но и обеспечивает возможность рефлексии и самооценки, а главное, служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяет проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
То есть, весьма важны именно проектный и рефлексивный аспекты портфолио учителя.
Основные функции портфолио:
диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени;
целеполагание - поддерживает методические цели;
мотивационная - поощряет результаты преподавателей;
содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса деятельности учителя от года к году;
рейтинговая - показывает профессионализм педагогов.
Формирование портфолио является творческой работой каждого учителя, поэтому единого образца или полного перечня материалов, входящих в него, быть не может. Но при составлении портфолио учителю необходимо помнить, что он должен показать свое умение в разработке:
рабочих программ, программ для модульного, элективного курса, дополнительного образования и т. д. с учетом использования современных систем и технологий обучения;
планов-конспектов уроков различных типов, внеклассных мероприятий;
раздаточного дидактического материала для организации самостоятельной исследовательской, проектной работы учащихся с учетом дифференцированного подхода к обучению;
заданий для групповой и индивидуальной работы школьников;
содержания учебных проектов;
Таким образом, отобранные в портфолио материалы должны показывать умения учителя применять различные приемы и методы работы, характерные для внедряемой технологии; проводить и анализировать уроки различных типов; обучать школьников новым приемам учебной деятельности; оценивать результативность использования новой технологии средствами различных методов диагностики.
Анализ информационных источников позволяет выделить пять основных разделов в структуре портфолио:
общие сведения об учителе;
учебно-методическая работа;
научно-методическая работа;
внеурочная деятельность по предмету;
I Раздел "Общие сведения об учителе" позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога и включает в себя материалы, отражающие достижения педагога в различных областях:
фамилия, имя, отчество, год рождения;
образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
копии дипломов;
копии удостоверяющие повышение квалификации;
копии наградных материалов;
другие документы по усмотрению учителя.
II Раздел "Учебно-методическая работа" содержит:
итоговые результаты по предметам за год;
результаты административных срезов занятий, контрольных работ, зачетов;
участие в школьных, районных, областных, федеральных олимпиадах с указанием года участия и результат.
III Раздел "Научно-методическая работа" включает в себя:
информацию о работе в ШМО и других учреждениях;
информацию об участии в профессиональных и творческих конкурсах;
информацию об участии в методических и предметных неделях;
информацию об организации и проведении семинаров, круглых столов, мастер-классов.
IV Раздел "Внеурочная деятельность " состоит из:
программ кружков, факультативов и др.
списка творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися;
списка победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
сценариев внеклассных мероприятий, фотографий и видеокассет с записями проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);
проектная деятельность.
V Раздел "Отзывы педагогов, родителей, учеников".
Учитель представляет документально зафиксированные результаты своей работы:
Собственно учебные достижения учеников в динамике. Наиболее существенным показателем является именно прирост качества, учебный прогресс детей вне зависимости от их способностей, возможностей, сложности предмета и т.д.
Учебные продукты: проекты; исследовательские, художественные работы учеников; модели и т.п.
Продукты профессиональной преподавательской деятельности самого педагога: авторские программы, проекты, методические материалы и др.
Результаты его научно-исследовательской деятельности: доклады, статьи.