СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению портфолио учителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

методические рекомендации по составлению портфолио учителя. Данные рекомендации помогут учителю составить портфолио, критерии составления и содержание имеются

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению портфолио учителя»

Технология составления портфолио педагога.


Сейчас стали привычными следующие виды образовательного портфолио:

  • учебный портфолио ученика;

  • профессиональный (методический) портфолио педагога;

  • портфолио школы.

 

Мониторинг собственной деятельности посредством портфолио помогает учителю реально представить результаты своего труда, сравнить их с результатами труда других учителей, т. е. провести адекватную самооценку своей деятельности и иметь стимул к самосовершенствованию.

Назначение портфолио как формы оценки позволяет сместить акценты с того, что педагог не способен реализовать и не умеет, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. Соответственно в него может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога (руководителя). Таким образом, основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»

Портфолио является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Существенными характеристиками портфолио учителя является то, что он представляет собой не только инструмент, облегчающий внешнюю экспертизу деятельности педагога и ее результатов, но и обеспечивает возможность рефлексии и самооценки, а главное, служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяет проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

То есть, весьма важны именно проектный и рефлексивный аспекты портфолио учителя.

 

Основные функции портфолио:

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени;

  • целеполагание - поддерживает методические цели;

  • мотивационная - поощряет результаты преподавателей;

  • содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

  • развивающая - обеспечивает непрерывность процесса деятельности учителя от года к году;

  • рейтинговая - показывает профессионализм педагогов.

 

Формирование портфолио является творческой работой каждого учителя, поэтому единого образца или полного перечня материалов, входящих в него, быть не может. Но при составлении портфолио учителю необходимо помнить, что он должен показать свое умение в разработке:

  • рабочих программ, программ для модульного, элективного курса, дополнительного образования и т. д. с учетом использования современных систем и технологий обучения;

  • планов-конспектов уроков различных типов, внеклассных мероприятий;

  • раздаточного дидактического материала для организации самостоятельной исследовательской, проектной работы учащихся с учетом дифференцированного подхода к обучению;

  • заданий для групповой и индивидуальной работы школьников;

содержания учебных проектов;

  • тестовых материалов для текущего и итогового контроля;

  • индивидуальных образовательных траекторий и т. д.

Таким образом, отобранные в портфолио материалы должны показывать умения учителя применять различные приемы и методы работы, характерные для внедряемой технологии; проводить и анализировать уроки различных типов; обучать школьников новым приемам учебной деятельности; оценивать результатив­ность использования новой технологии средствами различных методов диагностики.

Анализ информационных источников позволяет выделить пять основных разделов в структуре портфолио:

  • общие сведения об учителе;

  • учебно-методическая работа;

  • научно-методическая работа;

  • внеурочная деятельность по предмету;

  • результативность педагогической деятельность.


I Раздел "Общие сведения об учителе" позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога и включает в себя материалы, отражающие достижения педагога в различных областях:

  • фамилия, имя, отчество, год рождения;

  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

  • копии дипломов;

  • копии удостоверяющие повышение квалификации;

  • копии наградных материалов;

  • другие документы по усмотрению учителя.

II Раздел "Учебно-методическая работа" содержит:

  • итоговые результаты по предметам за год;

  • результаты административных срезов занятий, контрольных работ, зачетов;

  • участие в школьных, районных, областных, федеральных олимпиадах с указанием года участия и результат.


III Раздел "Научно-методическая работа" включает в себя:

  • информацию о работе в ШМО и других учреждениях;

  • информацию об участии в профессиональных и творческих конкурсах;

  • информацию об участии в методических и предметных неделях;

  • информацию об организации и проведении семинаров, круглых столов, мастер-классов.


IV Раздел "Внеурочная деятельность " состоит из:

  • программ кружков, факультативов и др.

  • списка творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися;

  • списка победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

  • сценариев внеклассных мероприятий, фотографий и видеокассет с записями проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);

  • проектная деятельность.


V Раздел "Отзывы педагогов, родителей, учеников".


Учитель представляет документально зафиксированные результаты своей работы:

  • Собственно учебные достижения учеников в динамике. Наиболее существенным показателем является именно прирост качества, учебный прогресс детей вне зависимости от их способностей, возможностей, сложности предмета и т.д.

  • Учебные продукты: проекты; исследовательские, художественные работы учеников; модели и т.п.

  • Продукты профессиональной преподавательской деятельности самого педагога: авторские программы, проекты, методические материалы и др.

  • Результаты его научно-исследовательской деятельности: доклады, статьи.