МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по вопросам организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(составлены на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 07 августа 2015 года № 08-1228)
Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Отличия внеурочной работы от учебной:
осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;
она строится на основе широкой общественной активности школьников, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;
педагогическое руководство внеурочной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся;
выраженная воспитательная и социально-педагогическая направленность;
развитие общекультурных интересов;
решение задач нравственного воспитания;
отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности.
Направления реализации внеурочной деятельности
- реализация курсов внеурочной деятельности;
- обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (например, индивидуальные учебные планы для детей с особыми образовательными потребностями);
- организация тематических каникулярных лагерных смен, летних школ;
- реализация программ, входящих в основную образовательную программу соответствующей ступени общего образования;
- организация деятельности детских общественных объединений и ученического самоуправления;
- реализация социальных и учебно-исследовательских проектов.
Формы и способы организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы: клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, экскурсионный туризм, экспедиции, общественно полезные и естественно-научные практики, профильные смены (в том числе в каникулярный период в рамках деятельности лагерных смен).
В соответствии со Стандартом общее количество часов на организацию внеурочной деятельности в 5–9 классах – до 1750 часов за 5 лет обучения.
Максимально допустимая учебная нагрузка, установленная пунктом 10.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, распространяется только на учебный план общеобразовательной организации, в том числе часть, формируемую участниками образовательных отношений, факультативные и элективные учебные предметы.
Учитывая, что план внеурочной деятельности реализуется общеобразовательной организацией в формах, отличных от урочной, количество часов, определенных Стандартом на его реализацию, не может быть включено в объем предельно допустимой учебной нагрузки.
План внеурочной деятельности – обязательный элемент организационного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности для уровня основного общего образования.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
– план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
– план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам программы основной школы, предметные недели и т. д.);
– план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
– план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
– план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);
– план воспитательных мероприятий и др.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования и должны содержать:
– пояснительную записку, в которой конкретизируются цели образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;
– личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
– содержание курса внеурочной деятельности;
– тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
– описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности
Структура программы | Содержание структурных компонентов программы |
Титульный лист | Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательной организации, в которой разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа. Направление программы Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана). Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность). Название города. Год создания программы. |
Пояснительная записка | Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: • актуальность; • практическая значимость; • связь с уже существующими по данному направлению программами; • новизна 2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают: • обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.; • воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.; • развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: - возраст детей и их психологические особенности; -особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); - число обучающихся по годам обучения (обосновать); - режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий. - прогнозируемые результаты и способы их проверки: личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; п. 8, 9 ФГОС ООО – требования к личностным результатам; – п. 10 ФГОС ООО – требования к метапредметным результатам; – п. 1.2.3 примерной основной образовательной программы основного общего образования.– личностные результаты; – п. 1.2.4 примерной основной образовательной программы основного общего образования.– метапредметные результаты; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности 5.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.). |
Учебно - тематический план (если программа на 2 года и более, то желательно представить по годам обучения) | Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. |
Содержание программы | Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: • ее название; • основные узловые моменты; • формы организации образовательного процесса (теоретические, практические, контроль). |
Методическое и материально-технического обеспечения курса | Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся). |
Список литературы | Приводятся два списка литературы: используемая педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса; рекомендуемая для детей и родителей. |