СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по вопросам организации внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по вопросам организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по вопросам организации внеурочной деятельности»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования


(составлены на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 07 августа 2015 года № 08-1228)

Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий.


Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Отличия внеурочной работы от учебной:

  • осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

  • она строится на основе широкой общественной активности школьников, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

  • педагогическое руководство внеурочной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся;

  • выраженная воспитательная и социально-педагогическая направленность;

  • развитие общекультурных интересов;

  • решение задач нравственного воспитания;

  • отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности.

Направления реализации внеурочной деятельности

- реализация курсов внеурочной деятельности;

- обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (например, индивидуальные учебные планы для детей с особыми образовательными потребностями);

- организация тематических каникулярных лагерных смен, летних школ;

- реализация программ, входящих в основную образовательную программу соответствующей ступени общего образования;

- организация деятельности детских общественных объединений и ученического самоуправления;

- реализация социальных и учебно-исследовательских проектов.

Формы и способы организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы: клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, экскурсионный туризм, экспедиции, общественно полезные и естественно-научные практики, профильные смены (в том числе в каникулярный период в рамках деятельности лагерных смен).

В соответствии со Стандартом общее количество часов на организацию внеурочной деятельности в 5–9 классах – до 1750 часов за 5 лет обучения.


Максимально допустимая учебная нагрузка, установленная пунктом 10.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, распространяется только на учебный план общеобразовательной организации, в том числе часть, формируемую участниками образовательных отношений, факультативные и элективные учебные предметы.

Учитывая, что план внеурочной деятельности реализуется общеобразовательной организацией в формах, отличных от урочной, количество часов, определенных Стандартом на его реализацию, не может быть включено в объем предельно допустимой учебной нагрузки.


План внеурочной деятельности – обязательный элемент организационного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности для уровня основного общего образования.

План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:

– план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;

– план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам программы основной школы, предметные недели и т. д.);

– план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);

– план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

– план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);

– план воспитательных мероприятий и др.

 

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования и должны содержать:

– пояснительную записку, в которой конкретизируются цели образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

– личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

– содержание курса внеурочной деятельности;

– тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

– описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

 

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

Титульный лист


  • Вышестоящие органы образования (по под­чиненности учреждения). Название образовательной организации, в которой разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердив­шего программу с указанием даты утверж­дения.

  • Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.

  • Ф.И.О. ответственного работника, утвердив­шего программу с указанием даты утверж­дения.

  • Название программы (по возможности крат­кое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана про­грамма.

  • Направление программы

  • Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).

  • Автор программы (Ф.И.О, занимаемая долж­ность).

  • Название города.

  • Год создания программы.

Пояснительная записка


Раскрываются цели образовательной деятель­ности, обосновывается отбор содержания и по­следовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

• актуальность;

• практическая значимость;

• связь с уже существующими по данному направлению программами;

• новизна

2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образова­тельного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «все­стороннее развитие личности», «создание воз­можностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребно­стей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием про­граммы, отражать ее основную направлен­ность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:

• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познава­тельную деятельность, приобретение опреде­ленных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятель­ности и т.д.;

• воспитательные - формирование общест­венной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственно­сти, активности, аккуратности и т.д.; фор­мирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть

абстрактным, они должны быть соотнесены с

прогнозируемыми результатами.

4. Особенности возрастной группы детей,

которым адресована программа:

- возраст детей и их психологические особен­ности;

-особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

- число обучающихся по годам обучения (обосновать);

- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

- прогнозируемые результаты и способы их проверки:

 личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

п. 8, 9 ФГОС ООО – требования к личностным результатам;

– п. 10 ФГОС ООО – требования к метапредметным результатам;

– п. 1.2.3 примерной основной образовательной программы основного общего образования.– личностные результаты;

– п. 1.2.4 примерной основной образовательной программы основного общего образования.– метапредметные результаты;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

5.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.).

Учебно -

тематический

план (если программа на 2 года и более, то желательно представить по годам

обучения)

Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, со­отношение времени теоретических и практиче­ских занятий. Педагог имеет право самостоя­тельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Содержание программы

Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

• ее название;

• основные узловые моменты;

• формы организации образовательного про­цесса (теоретические, практические, контроль).

Методическое и материально-технического обеспечения курса


Краткая характеристика средств, необходи­мых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалифи­кацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и мате­риалов (в расчете на число обучающихся).

Список литературы


Приводятся два списка литературы: используемая педагогом для разработки; программы и организации образователь­ного процесса; рекомендуемая для детей и родителей.