СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению индивидуального итогового проекта в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению индивидуального итогового проекта в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению индивидуального итогового проекта в 4 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»

ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ВЫПУСКНИКОВ 4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Деятельность школы по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО регламентируется ПОЛОЖЕНИЕМ об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 4 класса.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 4 класса, перешедшего на обучение по ФГОС НОО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект, на уровне 4 класса проекты, выполняемые обучающимися, должны быть только индивидуальными. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность

Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в сентябре учебного года, когда формируется поле проектной деятельности на текущий учебный год. Для формирования поля проектной деятельности и её организации каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого классные руководители и педагоги дополнительного образования определяют тематику социальных проектов.

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в разделе ПОРТФОЛИО классного журнала и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.

Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.


В ходе выполнения ИИП были поставлены следующие цели:

  1. Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.

  2. Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.

Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

  1. Оценить у обучающегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.

  2. Определить уровень сформированности у обучающегося способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.



Задачами выполнения ИИП являлись:

1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).

3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.

4. Формирование и развитие навыков публичного выступления.

5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).


К подготовке итогового индивидуального проекта предъявлялись требования

План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатывались образовательной организацией.

Руководителем проекта являлся учитель начальных классов, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, преподаватель ВУЗа. Классный руководитель контролировал занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.

Темы проектов предлагатлись как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не навязывать скучную для обучающегося тему. В то же время педагог должен аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирующие асоциальное поведение, является околонаучной.

План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта.


Требования к содержанию и направленности проекта

Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.

Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.

Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.

Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий.

При выборе темы ИИП необходимо было учитывать следующее:

  1. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не навязывать скучную для обучающегося тему. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.

  2. Тема не только должна определять интерес автора к той или иной проблеме на данный, текущий момент, но и вписываться в общую перспективу профессионального развития ученика; т.е. иметь непосредственное отношение к предварительно выбранной или будущей специальности.

  3. Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности обучающегося к выполнению самостоятельного задания.

  4. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме, должны быть доступны оборудование и литература.

  5. Важна значимость, актуальность проблемы (соответствие запросами времени, возможность применения изучаемых идей и положений к окружающей действительности).

  6. Формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу.

  7. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом, предметом исследования, хронологические рамки изучаемого периода, круг рассматриваемых проблем.

  8. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Ответственным за организацию и проведение научно-практической конференции является заместитель директора, курирующий проектную деятельность.

Целью организации публичной защиты проектов было:

  • создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся;

  • интеллектуальное и творческое развитие обучающихся;

  • поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших достижений школьников;

  • приобщение обучающихся к исследовательской, экспериментально конструкторской, поисковой деятельности,

  • расширение и углубление научно-практического творчества обучающихся, теоретических знаний и необходимых профессиональных навыков школьников.


Были определены возможные типы работ и формы их представления:

Таблица 1.

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико-ориентированный, социальный

Решение практических задач

  • анализ данных социологического опроса,

  • атлас,

  • атрибуты несуществующего государства,

  • бизнес-план,

  • веб-сайт,

  • видеофильм,

  • выставка,

  • газета,

  • журнал,

  • действующая фирма,

  • игра,

  • карта,

  • коллекция,

  • компьютерная анимация,

  • оформление кабинета,

  • пакет рекомендаций,

  • стендовый доклад,

  • сценарий,

  • статья,

  • сказка,

  • костюм,

  • макет,

  • модель,

  • музыкальное произведение,

  • мультимедийный продукт,

  • отчёты о проведённых исследованиях,

  • праздник,

  • публикация,

  • путеводитель,

  • реферат,

  • справочник,

  • система школьного самоуправления,

  • серия иллюстраций,

  • учебное пособие,

  • чертеж,

  • экскурсия.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта.

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта

Организация проектной деятельности

 

Для формирования поля проектной деятельности и её организации каждый учитель-предметник определил тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого классные руководители и педагоги дополнительного образования определи тематику социальных проектов.

К концу сентября произошёл выбор тем для проектирования и утверждение тем у научных руководителей, которое утверждено приказом директора не позднее 30 сентября и опубликовано на сайте образовательного учреждения.

В декабре-феврале в школе началась «проектная четверть», во время которой происходила работа над проектами. В это время проводились групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др.

Работа над проектом была начата раньше, т.к. сфера интересов обучающегося устойчива, налажен диалог с преподавателем. Преподавателями и администрацией школы приветствовалось раннее начало работы над индивидуальными проектами.

К 30 декабря руководители проектов отчитывались перед заместителем директора о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения. Перед отчетом заместителю директора руководитель проекта заслушивал аналогичный отчет обучающегося.

В конце февраля обучающиеся сдали письменный отчет по проекту в объеме не более 10 листов на предварительную экспертизу, по результатам которой проект был возвращён на доработку или допущен к защите на школьной научно-практической конференции в марте. Предварительная экспертиза осуществлена экспертным советом научно-практической конференции, который формируется каждый учебный год из представителей администрации, педагогов.

Во вторую-третью неделю марта в школе традиционно проходит школьная научно-практическая конференция. На конференции были представлены итоговые индивидуальные проекты. В рамках конференции (по секциям) обучающиеся знакомили слушателей с проектным продуктом, выступление и результаты работы обучающегося оцениваются компетентным жюри согласно предложенным критериям (Таблица 4, Приложение 1)

В начале учебного года организован установочный семинар и выступление администрации школы для обучающихся и их законных представителей с целью рассказать о сдаче экзамена в форме защиты итогового индивидуального проекта и ориентировать обучающихся на выбор интересной для них темы. Опыт ограничения выбора учащихся примерной тематикой заданий для индивидуального проекта, предлагаемых педагогами школы, показал, что обучающиеся редко выбирают эти темы.


Этапы работы над проектом:

Таблица 2.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект (сентябрь-октябрь)

Цель – подготовка обучающихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) обучающихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует обучающихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.


2. Планирование деятельности

(ноябрь-декабрь)

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает обучающимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

•поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.


Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы (декабрь-январь)

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.


Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации оформлении материалов и портфолио проектной деятельности

4. Оформление результатов (февраль)

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов (март)

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

•найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности (апрель-май)

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.


Один раз в год, в марте, проводится научно-практическая конференция, на которой проходит публичная защита проектов. К публичной защите допускаются все проектные работы обучающихся 4-х классов, и те проектные работы обучающихся 4-х классов, которые на предварительном этапе получили оценку, составляющую 50% или более от максимальной оценки по разработанным критериям (Приложение 1).


Требования к оформлению проектной работы

Проектные работы, выполненные в школе и представленные на школьной научно-практической конференции, были представлены в печатном и электронном виде (презентация, цифровой фильм и т.д.)

Содержание проектной работы:

- Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав исследования

- Определение цели и задач исследования

- Различного вида справочный аппарат

- Ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации (Обучающиеся обязаны соблюдать нормы и правила цитирования)

- Указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов

- Деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности для более четкой передачи собранной информации

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более 10 листов) с указанием для всех проектов:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта,

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;

в) списка использованных источников.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований, в отзыве быта также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о проведении исследования (не более 10 листов) и приложения, включающего таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и проч. Обязательные структурные части письменного отчета - введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы.

Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.

Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие структурные компоненты: описание проблемы, целей и задач проекта, альтернативных способов решения, рисков реализации проекта; аналитическое описание имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета; функции участников проекта указываются в календарном плане, где обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов команды, точки промежуточного мониторинга. Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным результатом.

Перед сдачей в экспертную группу диск с проектной работой был тщательно проверен в отношении технико-демонстрационных параметров: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука, снабжен пояснительной запиской с перечислением программ, необходимых для запуска.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Научное общество учащихся школы организует консультации для всех участников проектов и осуществляет техническую помощь.


Требования к защите проекта. 

Защита осуществлялась на школьной конференции, что дало возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты. Презентация как представление/предъявление результатов проектной работы требовало от обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую предстояло решить каждому - максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории.

Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (5-7 минут) слушатели и жюри (экспертный совет) задавало вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита по времени была спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию.

Компьютерная презентация являлась частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование было продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.



Критерии оценки итогового индивидуального проекта

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:

  • способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;

  • сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

  • сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

  • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.


Критерии оценки проектных работ * на предварительной экспертизе (по всем критериям максимум 3 балла)

*При предварительной экспертизе проектов происходит оценка по критериям: 1.1- 1.6, 2.1-2.3, 3.1-3.2,

При очной защите проекта на конференции происходит оценка по критериям: 2.4., 3.3.,3.4., 4.1.,4.2., 4.3- (в случае группового проекта)


Таблица 4.

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации

Баллы

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

1

Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 1.2. Постановка проблемы

Баллы

Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный.

1

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы, но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный

2

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы

3

Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта

Баллы

Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений

1

Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания

2

Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города.

3

Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Баллы

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Баллы

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта

баллы

Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно

1

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта.

2

Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению

3

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

Баллы

Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты

1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3

Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта

Баллы

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 2.3. Качество проектного продукта

баллы

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств

баллы

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации

1

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада

2

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы

3

3. Сформированность регулятивных действий

Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части

Баллы

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

1

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 3.2.  Постановка цели, планирование путей ее достижения

Баллы

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

1

Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно

2

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности

3

Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада

баллы

Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов

1

Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию

баллы

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

4. Сформированность коммуникативных действий,

Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность

баллы

содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления

1

содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют

2

содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют

3

Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения

баллы

Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения

1

Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения

2

Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения

3

Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе

баллы

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

1

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя.

2

Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы

3


С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта учитывались три уровня сформированности навыков проектной деятельности:

В случае оценки проектов обучающихся 4 классов соответствие баллов и уровней выглядит следующим образом:

0 баллов – низкий уровень

1 балл – базовый уровень

2 –3 балла – повышенный уровень

Подробнее Приложение 1

Проект, получивший на предварительной экспертизе оценку «низкий уровень» возвращён на доработку обучающемуся. Обучающийся доработал проект к началу ШНПК, руководитель проекта организовал для обучающегося дополнительные консультации по проекту. Информация доведена классным руководителем до сведения родителей.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принималась при условии, что:

  • такая оценка выставлена экспертным советом по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

  • ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимался при условии, что:

  • такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

  • продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

  • даны ответы на вопросы.

Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.


Базовый уровень

отметка «удовлетворительно»

34 – 36 первичных баллов

Повышенный уровень

отметка «хорошо»


отметка «отлично»

37—46 первичных баллов

47—51 первичных баллов

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле.


Приложение 1

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме итогового индивидуального проекта (Уровни сформированности навыков проектной деятельности)

Критерий

4 класс

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников

Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный.

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы) , но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный

Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений

Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта.

Знание предмета

Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

Знание предмета

Тема проекта раскрыта фрагментарно

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы или за рамками

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, но отсутствует логика подачи материала, может отсутствовать согласованность между презентацией и текстом доклада

Регулятивные действия

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно

Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов

Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

Регулятивные действия

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

Коммуникация

содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления

содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют

Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения

Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя.



ВЕДОМОСТЬ

проведения итоговой проектной деятельности в 4 классе

Дата: «26» апреля 2016 г.



№ п/п

ФИО учащегося

Тема проекта

Предмет

Тип проекта

Руководитель проектной

деятельности

Итоговая отметка/ уровень

Подпись

учащегося

1

Бармин Александр

Николаевич


«Великий? Могучий? Русский язык?»

Русский язык

исследовательский

Савенок М.И.

«4»


повышенный

2

Вавилов Константин

Игоревич


«Умножение чисел решётчатым методом»

Математика

исследовательский

Савенок М.И.

«4»


повышенный

3

Зюзина

Марина Владимировна


«Берегите зрение»

Окружающий мир

исследовательский

Савенок М.И.

«3»


базовый

4

Мельников Сергей Иванович


«Почему в хлебе столько дырочек?»

Окружающий мир

исследовательский

Савенок М.И.

«4»


повышенный

5

Стольникова Лилия Сергеевна


«Тайна имени»

Русский язык

исследовательский

Савенок М.И.

«4»


повышенный



Руководитель проекта: __________________________________________ , ___________________________________________

ФИО должность


Член экспертной комиссии: ________________________________________, __________________________________________

ФИО должность


Член экспертной комиссии: ________________________________________, __________________________________________

ФИО должность

Оценочный лист проекта

Тема: ______________________________________________________________________________________________________________

Исполнитель :_____________________________________________________________, ученик /ученица _____класса.

Руководитель : Савенок Маргарита Игоревна, учитель начальных классов.

Критерии оценивания

Низкий уровень

Отметка «1», «2»

Базовый уровень

Отметка «3»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Высокий уровень

Отметка «5»

Итоговая

отметка

Руководитель

проекта

Экспертная

комиссия

Руководитель

проекта

Экспертная

комиссия

Руководитель

проекта

Экспертная

комиссия

Руководитель

проекта

Экспертная

комиссия


1.Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о низкой способности ставить проблему и находить пути её решения; не продемонстрирована способность приобретать новые знания и/ или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Неподготовленный к защите проект оценивается отметкой «1».

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания и / или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.


Отметка:










2.Сформированность предметных знаний и способов действий

Ученик плохо понимает содержание данной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы наблюдаются грубые ошибки. Неподготовленный к защите проект оценивается отметкой «1».

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Продемонстрировано хорошее владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.


Отметка:











3.Сформированность регулятивных действий

На низком уровне продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа не завершена до конца и представлена комиссии в незавершенном виде; большинство этапов выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. Элементы самооценки и самоконтроля отсутствуют. Неподготовленный к защите проект оценивается отметкой «1».

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.


Отметка:










4.Сформированность коммуникативных действий.

На низком уровне продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Неподготовленный к защите проект оценивается отметкой «1».

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Тема раскрыта полностью. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает повышенный интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.


Отметка:










Итоговая отметка:



Заключение: _______________________________________________________________________________________________________________________


Дата «» ____________ 2016 г.


Руководитель проекта: __________________________________________ , ___________________________________________

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ________________________________________, __________________________________________

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ________________________________________, __________________________________________

ФИО должность