СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моя педагогическая инициатива"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Моя педагогическая инициатива» (учебно-методическая или научно-исследовательская работа по актуальным проблемам педагогики, методики преподавания предмета)

Просмотр содержимого документа
«"Моя педагогическая инициатива"»

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Лужского муниципального района

Ленинградской области





Проектная работа:

«Влияние внеклассной работы на физическое воспитание младших школьников»





Автор проекта: Лапшина Кристина Сергеевна,

учитель физической культуры

СОШ № 4 г. Луги Ленинградской области













г. Луга
2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Современные подходы к изучению влияния внеклассной работы на физическое развитие младших школьников…………………………………….4

1.1. Сущность и система физического воспитания школьников ……4

1.2. Физическое развитие детей младшего школьного возраста……5

1.3. Работа с родителями……………………………………………..5

Глава II. Изучение влияния внеклассной работы на физическое развитие младших школьников …………………………………………………………...10

2.1. Описание организации исследования проведения внеклассной работы………………………………………………………………….10

2.2.Результаты первичной диагностики……………………………..10

2.3. Описание результатов итоговой диагностики…………………11

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

Введение Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения. (А. Мюссе)

Физическая культура – это часть образа жизни человека – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоничное развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека.

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определённым видам физической активности, предрасположенность к тем или иным видам спорта. Это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления. Однако с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в два раза. Поэтому повышение двигательной активности детей школьного возраста остаётся актуальной проблемой. Занятия доступными физическими упражнениями и подвижными играми создают возможности для физического и нравственного воспитания, развития и совершенствования психики ребёнка.

Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе. Школьный коллектив физической культуры – самодеятельная организация учащихся, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.

Во многих школах, гимназиях, лицеях, в других общеобразовательных учебных заведениях регулярно организуют спортивные праздники и вечера, конкурсы и викторины, военно-патриотические слёты и юбилейные спортивно-игровые программы. С уверенностью можно сказать, что они заняли важное место в системе внеклассной физкультурно-оздоровительной работы. Подобные мероприятия кроме учебно-воспитательных проблем помогают решать и такую важную задачу, как сплочение педагогических и ученических коллективов.

Одним из центральных направлений физического воспитания в школе является привитие учащимися ответственного отношения к своему здоровью в условиях разумно организованной двигательной активности, здорового мотивированного образа жизни и грамотного использования широкого спектра средств физической культуры и спорта в повседневной жизни. Каждый человек смолоду должен заботиться о своём физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

Объект: внеклассные занятия по физической культуре для учащихся младших классов.

Предмет: влияние внеклассной работы на физическое развитие младших школьников.

Проблема: Низкий уровень посещаемости спортивных кружков; недостаточный уровень физического развития детей.

Пути решения: Правильная организация физического воспитания с раннего детства, развитие мотивации, просветительская работа с родителями

Цель: выявление влияния внеклассных занятий на физическое развитие младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу;

  2. Изучить организацию внеклассной работы по физической культуре в школе;

  3. Раскрыть сущность системы физического воспитания школьников;

  4. Заинтересовать детей внеклассными занятиями по физической культуре и спорту.

  5. Провести экспериментальное исследование учащихся;

  6. Выделить результаты исследования.

Гипотеза: Если систематически проводить внеклассные мероприятия в школе, то это повысит уровень физического развития учащихся младшего школьного возраста.


Глава I. Современные подходы к изучению влияния внеклассной работы на физическое развитие младших школьников


1.1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие – это естественный процесс измерения форм и функций организма под влиянием окружающей среды, наследственности, двигательной активности .

Младший школьный возраст охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I - IV классы). Этот возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7—10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 часа провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности)

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.


1.2. Работа с родителями

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблемы.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей они заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Глава II. Изучение влияния внеклассной работы на физическое развитие младших школьников


2.1.Организация работы по физическому развитию младших школьников

Исследование проводилось в МОУ «СОШ №4». Секция по баскетболу проводилась 3 раза в неделю во второй половине дня. На тренировках занимающиеся выполняли различные упражнения на развитие физических качеств. Применялись такие задания, как бег по кругу, с изменением направления, приставными шагами, прыжки на двух, на одной, через набивные мячи, упражнения на гимнастической стенке, ведение мяча по прямой, броски после ведения в кольцо, ведение змейкой, броски с точек, прыжки на скакалке, подтягивания, отжимания, поднимание туловища, челночный бег, игра в баскетбол по упрощенным правилам и т.д.

Цели исследования:

- ознакомиться с календарно-тематическим планированием секции

- провести первичную диагностику влияния внеклассной работы на физическое развитие младших школьников.

- провести итоговую диагностику

- сравнить полученные результаты.


2.2. Первичная диагностика

1) 5 человек - научить прыгать на скакалке, развивать выносливость;

2) 3 человека – развивать прыгучесть, выполнять силовую работу;

3) 3 человека – развивать общие физические качества.

2.3. Описание результатов итоговой диагностики

В ходе проделанной работы результаты увеличились:

Прыжки на скакалке за 30 секунд на 40 раз (15%);

Прыжки в длину с места на 55 см (5%);

Бросок мяча двумя руками из-за головы в положении сидя на 60 см (4%).

Заключение

Большинство школьников улучшили свои результаты, благодаря систематическому посещению уроков физкультуры и секции по баскетболу. Более того, они стали более координированными, организованными, дисциплинированными. Секция баскетбола прививала интерес к физическим упражнениям, играм. Мальчики с удовольствием выполняли все задания, они твердо знали – это улучшит их результативность в играх, поможет в дальнейшем улучшать физические качества: скорость, силу, выносливость, ловкость. Вся проделанная работа была направлена на укрепление здоровья занимающихся. Внеклассная работа – организованная и целенаправленная работа с учащимися во внеучебное время. Она способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков школьников, развитию их самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей, а также удовлетворению интересов и обеспечению активного отдыха. Внеклассная работа может проводиться не только в школе, но и по месту жительства учащихся, а в период каникул – в школьных городских и загородных лагерях.

В ходе проделанной работы изучена и проанализирована литература, изучена организация внеклассной работы по физической культуре в школе, раскрыта сущность системы физического воспитания школьников, проведено экспериментальное исследование учащихся.

Если в школе хорошо организована внеклассная деятельность по физической культуре, то это способствует укреплению здоровья, формированию двигательной активности. Следовательно, цель данной работы достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы

  1. Белоножкина О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Дни здоровья, спорт праздники, конкурсы. – М., 2007.

  2. Внеклассная работа по физическому воспитанию/ http://5ballov.qip.ru/referats/preview/103462/2/?referat-vneklassnaya-rabota-po-fizicheskomu-vospitaniyu (08.10.2016).

  3. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М., 2000.

  4. Журнал «Внеклассная работа в школе» http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh- obedinenii/ library/ organi zaciya -vneklassnoy-raboty (08.03.2014).

  5. Кречетов А.И. Физическая культура. – М., 2014.

  6. Мальцев А.И. Сценарии спортивных праздников в школе. – М., 2015.

  7. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе. – М., 2003.

  8. Минских Е.М. Игры и развлечение в группе продлённого дня – М., 1984.

  9. Новые технологии физического воспитания школьников / В.Г.Чайцев., И.В. Пронина. – М., 2016.

  10. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей. – М., 2015

  11. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности. – М., 2004.

  12. Осокина Т.И. Физическая культура в школе. – М., 2013.

  13. Полозов Е.В. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа в школе. – М., 2014.

  14. Пояснительная записка к планированию внеклассной работе о физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М., 2014.

  15. Ракова Н.А. Педагогика современной школы. – Витебск, 2013.

  16. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – М., 2014.

  17. Чермит К.Д. Теория и методика физического воспитания. – М., 2012.

  18. Школьный мир / http://www.shkolnymir.info/content/view/360/81/ (08.10.2016).



14