СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сопровождение урока для 3 класса по русскому языку "Главные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи  урока:

           - введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных  

              членов  предложения;

           - развитие  орфографической  зоркости  учащихся,  внимания,  памяти,  мышления;

           - воспитывать аккуратность,  любознательность,  любовь  к  природе.

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения»

Главные члены предложения. 22.11.16


Задачи урока:

- введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных

членов предложения;

- развитие орфографической зоркости учащихся, внимания, памяти, мышления;

- воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.

Ход урока:

I. Оргмомент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?


II. Сообщение цели урока

У.- Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его вам прочитаю –


Здравствуйте, ребята!

Я приглашаю вас в лесную школу.

Помогите мне объяснить зверятам новую тему.

С уважением…



У.- К сожалению, рисунок автора разорван на части.

Мы должны его собрать. На обратной стороне каждой части рисунка написаны вопросы.

Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.

За правильные ответы будут даны шишки-жетоны.


III. Повторение изученного материала


(Дети поочередно выбирают части рисунка и отвечают на вопросы)

1-ая часть =

Как на письме отделяется

предложения?



Д.- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть и многоточие.


2-ая часть =

Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения.


(Дети приводят свои примеры)


3-я часть =


Как пишутся имена и фамилии людей,

клички животных?




Д.- Имена, фамилии, клички, города

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Волга и Москва.


4-ая часть =


Как обозначаются звуки на письме?


Д.- Звуки на письме обозначаются буквами.

У.- Какие бывают звуки?

Д.- Гласные и согласные.

У.- Как отличить гласный от согласного?

Д.- Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет -

Звук получается гласный!


5-ая часть =


Как отличить согласный

звук от гласного?




Д.- А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь!


6-ая часть =


Как пишутся сочетания

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ?




Д.- В сочетаниях ЖИ – ШИ

Только «И» всегда пиши!

В сочетаниях ЧА – ЩА

Пишем только букву «А»!

В сочетаниях ЧУ – ЩУ

Пишут только букву «У»!



7-ая часть =


Как пишутся сочетания

ЧК и ЧН?




Д.- Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, ЧК! ЧК! ЧК!

Кочка, почка, звездочка.

Срочный, уличный, ночной.

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

Эти сочетания пишем без мягкого знака.


( По мере ответов на вопросы учителя на доске складывается рисунок медведя)



У. - Кто изображен на рисунке?

Д.- Медведь.

У.- Мишка косолапый

В школу к нам пришел.

Объяснить зверятам тему

Просит он.


IV.Сообщение темы урока

У. - А тема урока – « Главные члены предложения». Отправляемся в Лесную школу.

У.- Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес.

У зверят идет урок.

Медведь – учитель очень строг.


1. Минутка чистописания


У.- Итак, мы попали с вами в лес.

Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку

в слове ЛЕС.

Дети записывают:

Лес лесок лесная лесник


У.- Что объединяет эти слова?

Д.- Корень, общий смысл.

У.- Какое слово является проверочным для всех слов?

Д.- Слово «лес».

У.- Какое слово «лишнее»? Почему? Разберите это слово по составу.

Д.- Это слово «лесная». Все имена существительные, а это - имя прилагательное.

У. - Молодцы! Вы справились с этим заданием.

У. - А теперь составим предложение с одним из этих слов.

( Лучшее предложение записывается в тетрадь)


2. Работа над темой урока


У.- Рассмотрите картинку. Кого вы видите?

Д.- Медвежонка.

У.- Составьте предложение со словом «медвежонок».

Д.- «Медвежонок ест мед».

У.- Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?

Д.- «Ест мед».

У.- Про кого мы не смогли узнать?

Д.- Про того, кто ест.

У.- Нравится вам такое предложение?

Д. - Нет.

У.- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось?

Д.- «Медведь мед».

У.- О чем не узнали?

Д.- Что делает медведь.

У.- Из предложения выпало третье слово. Что получилось?

Д.- «Медведь ест».



У.- Можно назвать это предложением?

Д.- Да!
У.- Верно, это - предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.

Прочитаем правило на стр. 88 учебника о главных членах предложения.

(дети читают правило сначала про себя, затем вслух хором)


У.- Так без каких слов не может существовать предложение?

Д.- Без подлежащего и сказуемого.

У.- Какое второе название есть у главных членов?

Д.- Грамматическая основа.

У.- На прочитаем алгоритм нахождения главных членов предложения.



Как находить подлежащее и сказуемое,

то есть грамматическую основу предложения


  1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится

в предложении.

  1. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО?

  2. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

  3. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?




(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

(Дети вместе с учителем разбирают предложения синтаксически)

Физминутка:

V. Закрепление изученного материала


1. У.- Выполним упражнение № 145 (стр.88) учебника. Надо

записать предложения, а потом найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.


Например: «Гусей крикливых караван тянулся к югу».

Д.- В предложении говорится о караване.

(Что?) – это караван подлежащее, подчеркиваем одной линией.

Караван (что делал?) тянулся – это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.

У.- Вы отлично справились с этим заданием. Я думаю, ученикам лесной школы все стало ясно и понятно, как находить главные члены предложения.

3. Самостоятельная работа

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

У.- Отгадайте загадку:


Д.- Это - белка.

У.- Правильно. Она принесла вам задание.

Учитель раздает учащимся индивидуальные перфокарты, на которых надо определить

и подчеркнуть главные члены предложения

Проверка правильности выполнения задания учениками-консультантами


VI. Итог урока.


У.- Вот и закончился урок в лесной школе. Сейчас мы узнаем самого прилежного ученика.

(Подсчет шишек и выставление оценок)

Д/з: упр. 144

У.- Чему вы научились на уроке?

Что понравилось на уроке?










Просмотр содержимого презентации
«Главные члены предложения»

Здравствуйте, ребята!  Я приглашаю вас в лесную школу.  Помогите мне объяснить зверятам новую тему.  С уважением…  

Здравствуйте, ребята!

Я приглашаю вас в лесную школу.

Помогите мне объяснить зверятам новую тему.

С уважением…

 

Как на письме отделяется  предложение?  Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения.   Как пишутся имена и фамилии людей,  клички животных?   Как обозначаются звуки на письме?   Как отличить согласный  звук от гласного?

Как на письме отделяется

предложение?

Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения.

  Как пишутся имена и фамилии людей,

клички животных?

  Как обозначаются звуки на письме?

  Как отличить согласный

звук от гласного?

Лес, лесок, лесная, лесник.  

Лес, лесок, лесная, лесник.

 

  Как находить подлежащее и сказуемое, то есть  грамматическую основу предложения   Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?  ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

 

Как находить подлежащее и сказуемое,

то есть грамматическую основу предложения

 

  • Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении.
  • Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО?
  • Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.
  • Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?