Главные члены предложения. 22.11.16

Задачи урока:
- введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных
членов предложения;
- развитие орфографической зоркости учащихся, внимания, памяти, мышления;
- воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.
Ход урока:
I. Оргмомент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Сообщение цели урока
У.- Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его вам прочитаю –
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в лесную школу. Помогите мне объяснить зверятам новую тему. С уважением… |

У.- К сожалению, рисунок автора разорван на части.
Мы должны его собрать. На обратной стороне каждой части рисунка написаны вопросы.
Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.
За правильные ответы будут даны шишки-жетоны.
III. Повторение изученного материала
(Дети поочередно выбирают части рисунка и отвечают на вопросы)
1-ая часть =
Как на письме отделяется предложения? |
Д.- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть и многоточие.
2-ая часть =
Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения. |
(Дети приводят свои примеры)
3-я часть =
Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных? |

Д.- Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Волга и Москва.
4-ая часть =
Как обозначаются звуки на письме? |
Д.- Звуки на письме обозначаются буквами.
У.- Какие бывают звуки?
Д.- Гласные и согласные.
У.- Как отличить гласный от согласного?
Д.- Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет -
Звук получается гласный!
5-ая часть =
Как отличить согласный звук от гласного? |
Д.- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь!
6-ая часть =
Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ? |

Д.- В сочетаниях ЖИ – ШИ
Только «И» всегда пиши!
В сочетаниях ЧА – ЩА
Пишем только букву «А»!
В сочетаниях ЧУ – ЩУ
Пишут только букву «У»!
7-ая часть =
Как пишутся сочетания ЧК и ЧН? |
Д.- Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
Кочка, почка, звездочка.
Срочный, уличный, ночной.
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Эти сочетания пишем без мягкого знака.

( По мере ответов на вопросы учителя на доске складывается рисунок медведя)
У. - Кто изображен на рисунке?
Д.- Медведь.
У.- Мишка косолапый
В школу к нам пришел.
Объяснить зверятам тему
Просит он.
IV.Сообщение темы урока
У. - А тема урока – « Главные члены предложения». Отправляемся в Лесную школу.

У.- Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь – учитель очень строг.
1. Минутка чистописания
У.- Итак, мы попали с вами в лес.
Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку
в слове ЛЕС.

Дети записывают:
У.- Что объединяет эти слова?
Д.- Корень, общий смысл.
У.- Какое слово является проверочным для всех слов?
Д.- Слово «лес».
У.- Какое слово «лишнее»? Почему? Разберите это слово по составу.
Д.- Это слово «лесная». Все имена существительные, а это - имя прилагательное.
У. - Молодцы! Вы справились с этим заданием.
У. - А теперь составим предложение с одним из этих слов.
( Лучшее предложение записывается в тетрадь)
2. Работа над темой урока
У.- Рассмотрите картинку. Кого вы видите?
Д.- Медвежонка.
У.- Составьте предложение со словом «медвежонок».
Д.- «Медвежонок ест мед».
У.- Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?
Д.- «Ест мед».
У.- Про кого мы не смогли узнать?
Д.- Про того, кто ест.
У.- Нравится вам такое предложение?
Д. - Нет.
У.- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось?
Д.- «Медведь мед».
У.- О чем не узнали?
Д.- Что делает медведь.
У.- Из предложения выпало третье слово. Что получилось?
Д.- «Медведь ест».
У.- Можно назвать это предложением?
Д.- Да!
У.- Верно, это - предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.
Прочитаем правило на стр. 88 учебника о главных членах предложения.
(дети читают правило сначала про себя, затем вслух хором)
У.- Так без каких слов не может существовать предложение?
Д.- Без подлежащего и сказуемого.
У.- Какое второе название есть у главных членов?
Д.- Грамматическая основа.
У.- На прочитаем алгоритм нахождения главных членов предложения.
Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ? |
(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)
(Дети вместе с учителем разбирают предложения синтаксически)
Физминутка:
V. Закрепление изученного материала
1. У.- Выполним упражнение № 145 (стр.88) учебника. Надо
записать предложения, а потом найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
Например: «Гусей крикливых караван тянулся к югу».
Д.- В предложении говорится о караване.
(Что?) – это караван подлежащее, подчеркиваем одной линией.
Караван (что делал?) тянулся – это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.
У.- Вы отлично справились с этим заданием. Я думаю, ученикам лесной школы все стало ясно и понятно, как находить главные члены предложения.
3. Самостоятельная работа
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. |
У.- Отгадайте загадку:

Д.- Это - белка.
У.- Правильно. Она принесла вам задание.
Учитель раздает учащимся индивидуальные перфокарты, на которых надо определить
и подчеркнуть главные члены предложения
Проверка правильности выполнения задания учениками-консультантами
VI. Итог урока.
У.- Вот и закончился урок в лесной школе. Сейчас мы узнаем самого прилежного ученика.
(Подсчет шишек и выставление оценок)
Д/з: упр. 144
У.- Чему вы научились на уроке?
Что понравилось на уроке?
