Просмотр содержимого документа
«Методика определения умственного развития обучающихся 7-9 лет.»
Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-9 лет)
(Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики
для определения уровня умственного развития нормальных
и аномальных детей
(на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
Описание методики
Методика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.
Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).
Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.
1 субтест
1. | У сапога есть | Шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица | 1,9 |
2. | В теплых краях обитает | Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень | 2,8 |
3. | В году | 24, 3, 12, 4, 7 месяцев | 2,7 |
4. | Месяц зимы | Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март | 2,3 |
5. | В России не живет | Соловей, аист, синица, страус, скворец | 2,6 |
6. | Отец старше своего сына | Часто, всегда, иногда, редко, никогда | 2,2 |
7. | Время суток | Год, месяц, неделя, день, понедельник | 2,8 |
8. | Вода всегда | Прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная | 3,4 |
9. | У дерева есть | Листья, цветы, плоды, корень, тень | 2,8 |
10. | Город России | Париж, Москва, Лондон, Варшава, София | 2,6 |
2 субтест
1. | Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка | 2,6 |
2. | Река, озеро, море, мост, болото | 2,3 |
3. | Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата | 2,7 |
4. | Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса | 2,6 |
5. | Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник | 2,4 |
6. | Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат | 2,5 |
7. | Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей | 2,3 |
8. | Курица, петух, лебедь, гусь, индюк | 2,5 |
9. | Число, деление, вычитание, сложение, умножение | 3,0 |
10. | Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный | 2,7 |
3 субтест
1. | Огурец | Георгин | 2,0 |
овощ | сорняк, роса, садик, цветок, земля |
2. | Учитель | Сад | 2,4 |
ученик | забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка |
3. | Огород | Врач | 2,2 |
морковь | очки, больные, палата, больной, термометр |
4. | Цветок | Птица | 2,6 |
ваза | клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья |
5. | Перчатка | Сапог | 2.4 |
рука | чулки, подошва, кожа, нога, щетка |
6. | Темный | Мокрый | 2,1 |
светлый | солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный |
7. | Часы | Термометр | 2,5 |
время | стекло, температура, кровать, больной, врач |
8. | Машина | Лодка | 2,2 |
мотор | река, моряк, болото, парус, волна |
9. | Стул | Игла | 2,2 |
деревянный | острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
10. | Стол | Пол | 2,2 |
скатерть | мебель, ковер, пыль, доска, гвозди |
4 субтест
1. | Метла, лопата…. | 2,6 |
2. | Окунь, карась… | 3.0 |
3. | Лето, зима… | 2,1 |
4. | Огурец. Помидор… | 2,2 |
5. | Сирень, шиповник… | 2,6 |
6. | Шкаф, диван… | 3,0 |
7. | День, ночь, | 2.8 |
8. | Слон, муравей… | 2,2 |
9. | Июнь, июль… | 2,4 |
10. | Дерево, цветок… | 2,2 |
Обработка результатов
Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
1,2 субтесты – по 26 баллов
3 субтест – 23 балла
4 субтест – 25 баллов
По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75-100 баллов (высший уровень умственного развития).
2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития).
3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень развития).
Бланк обработки результатов по
методике определения умственного развития
нормальных и аномальных детей
Ф.И. ребенка_______________________________________________________
Возраст__________________________класс_____________________________
Дата___________________________
1 субтест 2 субтест
№ | баллы | ответ | | № | баллы | ответ |
1. | 1,9 | | 1. | 2,6 | |
2. | 2,8 | | 2. | 2,3 | |
3. | 2,7 | | 3. | 2,7 | |
4. | 2,3 | | 4. | 2,6 | |
5. | 2,6 | | 5. | 2,4 | |
6. | 2,2 | | 6. | 2,5 | |
7. | 2,8 | | 7. | 2,3 | |
8. | 3,4 | | 8. | 2,5 | |
9. | 2,8 | | 9. | 3,0 | |
10. | 2,6 | | 10. | 2,7 | |
Итого: | | | Итого: | | |
3 субтест 4 субтест
№ | баллы | ответ | | № | баллы | ответ |
1. | 2,0 | | 1. | 2,6 | |
2. | 2,4 | | 2. | 3.0 | |
3. | 2,2 | | 3. | 2,1 | |
4. | 2,6 | | 4. | 2,2 | |
5. | 2.4 | | 5. | 2,6 | |
6. | 2,1 | | 6. | 3,0 | |
7. | 2,5 | | 7. | 2.8 | |
8. | 2,2 | | 8. | 2,2 | |
9. | 2,2 | | 9. | 2,4 | |
10. | 2,2 | | 10. | 2,2 | |
Итого: | | | Итого: | | |
Общий уровень развития:
Подпись: