Конкурсное задание «Методический семинар».
Методы достижения метапредметных результатов
в условиях реализации ФГОС НОО»
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Школа должна научить: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком сохранять и укреплять своё здоровье.
Для решения этих задач использую в своей работе следующие образовательные технологии (методы), учитывая возрастные особенности детей:
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно в ходе урока в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом на доске (интерактивной доске или в тетради). Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Опорные схемы или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учащихся на этапе предъявления нового материала, его актуализации, используются как алгоритм при выполнении самостоятельной работы и оформляются в виде чертежа, таблиц, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке. Например: проговаривание выводов по теме, выполнение заданий и упражнений с опорой на схемы. Только тогда они помогут, особенно детям с ведущей визуальной модальностью, понять и отработать учебный материал. С третьего класса ученики часто строят схемы самостоятельно.
Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы «Знаю. Хочу узнать. Умею» в учебном процессе происходит двусторонняя активность как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию. Чтобы этот прием работал в начальных классах, приучаю детей 1-2 классов сначала устно структурировать свои познавательные потребности, а с 3 класса ввожу таблицы.
Что такое интегрированный подход к обучению? Интегрированный подход к обучению предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например, очень результативно для учащихся младших классов интегрировать уроки литературного чтения и русского языка. Ребятам часто не хватает словарного запаса для подбора родственных слов, антонимов, синонимов. Очень трудно формируется умение видеть орфограмму в слове, различать части речи в тексте, формы слова. Задания вида: назови имена прилагательные в описании героя, поставь их в начальную форму, выпиши родственные слова.
Такие задания повышают уровень техники чтения и грамотности, увеличивают словарный запас, развивают орфографическую зоркость и умение различать части речи, формы слов.
На уроке русского языка идет работа над разными видами текста: описание, рассуждение. Эту же работу можно продолжить на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года, природных зон, полезных ископаемых и другими. Результатом этой деятельности становится учебный проект.
Текстовый материал на уроках чтения дает прекрасную возможность для разработки маршрутных листов.
Маршрутный лист позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, организовать работу, как со слабоуспевающими учащимися, так и задания творческого характера для учащихся с повышенной мотивацией к обучению.
Маршрутный лист для слабоуспевающих детей содержит больше заданий репродуктивного характера, тренинговых упражнений.
На эффективность использования данных методик оказывает влияние применение интерактивной доски. Это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно важна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их и повышает их мотивацию к интеллектуальной деятельности.
Отследить результативность данных методов помогают листы индивидуальных достижений учащихся. Это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая успешность формируемых основных навыков и умений по литературному чтению, русскому языку, математике. Заполнение такого листа на каждого учащегося класса полностью заменяет характеристику успеваемости ребенка и значительно сокращает время родительского собрания, позволяет видеть динамику развития индивидуальных учебных достижений.
Щавелева Л.В.