СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на конкурс "Учитель года-2017"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы достижения  метапредметных результатов в условиях реализации  ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Конкурсное задание «Методический семинар».


Методы достижения метапредметных результатов

в условиях реализации ФГОС НОО»


Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Школа должна научить: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком сохранять и укреплять своё здоровье.

Для решения этих задач использую в своей работе следующие образовательные технологии (методы), учитывая возрастные особенности детей:

  • Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно в ходе урока в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом на доске (интерактивной доске или в тетради). Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

  • Опорные схемы или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учащихся на этапе предъявления нового материала, его актуализации, используются как алгоритм при выполнении самостоятельной работы и оформляются в виде чертежа, таблиц, рисунка.

Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке. Например: проговаривание выводов по теме, выполнение заданий и упражнений с опорой на схемы. Только тогда они помогут, особенно детям с ведущей визуальной модальностью, понять и отработать учебный материал. С третьего класса ученики часто строят схемы самостоятельно.

  • «Знаю. Хочу знать. Умею» — методический прием в работе с информацией на уроке.

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы «Знаю. Хочу узнать. Умею» в учебном процессе происходит двусторонняя активность как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию. Чтобы этот прием работал в начальных классах, приучаю детей 1-2 классов сначала устно структурировать свои познавательные потребности, а с 3 класса ввожу таблицы.

  • Интегрированный подход к обучению.

Что такое интегрированный подход к обучению? Интегрированный подход к обучению предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например, очень результативно для учащихся младших классов интегрировать уроки литературного чтения и русского языка. Ребятам часто не хватает словарного запаса для подбора родственных слов, антонимов, синонимов. Очень трудно формируется умение видеть орфограмму в слове, различать части речи в тексте, формы слова. Задания вида: назови имена прилагательные в описании героя, поставь их в начальную форму, выпиши родственные слова.

Такие задания повышают уровень техники чтения и грамотности, увеличивают словарный запас, развивают орфографическую зоркость и умение различать части речи, формы слов.

На уроке русского языка идет работа над разными видами текста: описание, рассуждение. Эту же работу можно продолжить на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года, природных зон, полезных ископаемых и другими. Результатом этой деятельности становится учебный проект.

Текстовый материал на уроках чтения дает прекрасную возможность для разработки маршрутных листов.

  • Маршрутный лист позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, организовать работу, как со слабоуспевающими учащимися, так и задания творческого характера для учащихся с повышенной мотивацией к обучению.

Маршрутный лист для слабоуспевающих детей содержит больше заданий репродуктивного характера, тренинговых упражнений.

На эффективность использования данных методик оказывает влияние применение интерактивной доски. Это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно важна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их и повышает их мотивацию к интеллектуальной деятельности.

Отследить результативность данных методов помогают листы индивидуальных достижений учащихся. Это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая успешность формируемых основных навыков и умений по литературному чтению, русскому языку, математике. Заполнение такого листа на каждого учащегося класса полностью заменяет характеристику успеваемости ребенка и значительно сокращает время родительского собрания, позволяет видеть динамику развития индивидуальных учебных достижений.


Щавелева Л.В.