СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы в данном направлении. внимание уделено формированию одной из важных компетенций. позволит учащимся чётко представлятьсвою роль в коллективной деятельности, прогнозировать результаты совместного обсуждения проблемы, учиться оценивать итоги работы. 

Просмотр содержимого документа
«Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках истории.»

Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания.


Компетенция означает согласованность частей, описывает качество и эффективность способности общаться одного человека с другим.

Система требований к человеку:

- грамотность речи,

- знание ораторских приёмов,

- умение проявить индивидуальный подход к собеседнику,

Коммуникативная компетентность означает степень соответствия человека этой системе требований.

Компоненты коммуникативной компетенции:

- владение лексикой, развитость устной речи,

- умение соблюдать этику и этикет общения,

- владение коммуникативной тактикой и стратегией,

- умение анализировать внешними сигналами ( телодвижения, мимика, интонация),

- способность гасить конфликт в зародыше,

- уверенность,

- владение навыками активного слушания,

- умение проникнуться интересами другого человека.

Значение коммуникативной компетентности значительно для успешности учащегося. Если подросток легко находит общий язык с одноклассниками, то ему комфортно, круг друзей расширяется, он чувствует себя нужным, он не будет склонен к асоциальным формам поведения. В будущей взрослой жизни эти качества ему понадобятся для реализации себя в трудовом коллективе, в семье.

Коммуникативная компетентность понимается как система характеристик человека, способствующих успешному общению. В её структуре выделяют компоненты : когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный, поведенческий.

У выпускников формируются политические и социальные компетенции ( способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путём),

компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе ( способность жить с людьми других культур, религий,

Коммуникативные компетенции ( владеть монологической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текста),

Когнитивные компетенции ( готовность учиться всю жизнь)

В рамках наших предметов проблема – мало времени уделяется устной речи. Способ накопляемости оценок – письменные работы. Решение проблемы- предпочтение отдать активной речи, а учителю быть дирижёром этого процесса.

Практикуются такие методы

- использование текста в качестве дидактической единицы,

- использование ситуации учебной дискуссии,

- обучение рациональным приёмам работы с книгой,

- формирование умений систематизировать материал,

- умение работать в команде, бригаде, группе.

Монологические формы речевой коммуникации:

- выступления с заранее подготовленной речью, монолог у доски, монолог в паре.

- рассказ, пересказ, отвечать на вопросы, рассказ по цепочке по ключевым словам, тихий опрос,

- доказывать и опровергать положения,

- защищать и доказывать своё мнение.

- знание фактов, понятий, дат,

- понимание причинно-следственных связей,

- умение выделять главное и второстепенное, оценивать.

Диалогические формы речевой коммуникации:

- устная беседа учителя и ученика, беседа в парах, дискуссия,

- дебаты,

- ролевая игра, театрализация,

- блиц-турнир, учебный ринг,

- открытый микрофон, защита проекта.

- умение ставить вопросы,

- структурировать материал в логической последовательности,

- умение планировать, умение представлять и презентовать материал.

Затруднения в вопросах формирования коммуникативной компетенции по анкетным данным – трудно говорить пред классом, делать сообщения по опорному конспекту, увлечь одноклассников своим ответом, внимательно слушать одноклассника, ждать возможности высказать своё мнение, считаться с мнением одноклассников.

При изучении новой темы учащиеся получают задания – составить конспект, схему, план. тезисы. Занимаются составлением вопросов, выписывают новые понятия, заполняют таблицу, дополняют предложения, например при изучении темы «Монголо- татарское нашествие» заполняют таблицу Даты. Походы. Итоги.

По теме «Индустриализация» составляют схему – Цели. Источники. Ход. Итоги.

По теме «Отклоняющееся поведение» составляют вопросы.

По теме «Куликовская битва» готовят рассказ по ключевым понятиям ( князь Дмитрий, Сергий Радонежский, Дон, Куликово поле, Мамай, засадный полк, бегство татар).

Для формирования умений вести диалог практикуется устный взаимоопрос – проверка друг у друга домашнего задания. Например, по теме о русско-японской войне, затем проводится тестирование.

В 6 классе по теме «Восточные славяне» предлагаются вопросы:

1. Где расселялись восточные славяне? (2 балла)

2.перчислите основные занятия славян. (1б.)

3. Религия славян. (1б.)

4. Язычество - -это ( 2б.)

5. Из какой летописи мы узнали о славянах? (2б.)

6. суть норманнской теории. (3б.)

При подведении итогов деятельности Хрущёва первая группа приводит аргументы в пользу преобразований в экономической, политической, духовной жизни, вторая группа выдвигают контраргументы.

В 5 классе по теме «Установление империи» предложено решить следующие вопросы

1. что сохранилось от республики 2. Рим после гражданских войн 3. что свидетельствует об установлении империи.

В 6 классе по истории средних веков предложено заполнить таблицу «Течения в гуситском движении»: табориты и умеренные. по следующим вопросам:

Состав участников, против чего вели борьбу, какие цели ставили.

ПОЛИЛОГ – предусматривается совместная деятельность учащихся . Учащиеся прислушиваются к мнениям одноклассников, отстаивают своё мнение.

Например: «Чёрное и белое в политике Хрущёва».

Точка зрения в исторической науке – Монголо-татарского ига на Руси не существовало. Ваша точка зрения.

Тема «Роль науки в современном мире» изучается группами учёных, политиков, обывателей, реалистов. Каждая группа высказывается по следующим вопросам:

Можно ли рассматривать науку как важнейшую часть общества?

Оправдан ли постоянный рост расходов на поддержание науки?

Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятельности?

Должны ли учёные А) стоять вне политики Б) не связывать себя нормами морали?

Дебаты по следующим вопросам:

  1. Подросток должен нести такую же ответственность за совершённое преступление, как и взрослый?

  2. Проблема малых народов в большой стране.

  3. Права и обязанности школьников.

Овладение коммуникативными компетенциями влияет на ученика положительно. Если ученик стесняется отвечать у доски, ответ будет хуже имеющихся знаний. От этого зависит процесс адаптации в школе, эмоциональное благополучие в школьно коллективе. Не всегда учащиеся могут самостоятельно решать конфликты. Не всегда могут сделать самостоятельно выбор, не всегда могут отстоять свою точку зрения.

Поэтому учащимся предстоит овладеть различными социальными ролями (организатор, участник общения),

- воспитать способность владеть инициативой в общении, развивать творческую активность.

Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом информации.

Например, при изучении новой истории по теме «Становление колониальных империй» ставится проблема : «Европейцы – люди, несущие другим народам свет христианской цивилизации. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Учащиеся разбираются в смысле выражения. В конце урока учащимися подтверждается или опровергается данное положение. Учащиеся свободно формулируют свою позицию по обсуждаемому вопросу и используют исторические сведение для её аргументации.

С помощью технологии критического мышления учащиеся вырабатывают свой взгляд на проблему, прислушиваются к чужому мнению, вырабатывают коммуникативные навыки общения. При изучении темы «Преступление» по обществознанию в 9 классе предлагается учащимся высказаться по поводу смертной казни на основе текста. При чтении делаются специальные пометки, обозначающие согласие, несогласие, вопросы. Высказываются доводы, касающиеся согласия по поводу вынесения смертного приговора.

Использование приёмов этой технологии способствует развитию способностей учащихся исследовать и осмысливать факты, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации. В 6 классе по теме « Борьба Руси с западными завоевателями» предлагается рассмотреть вопрос : Почему Александр Невский решил заманить немецких рыцарей на лёд Чудского озера?

Технология деловой игры применяется на уроке в виде судебного процесса над Иваном Грозным. Данная форма проведения урока позволяет развивать у учащихся навыки анализировать и делать выводы, обоснованно излагать и отстаивать свои выводы.

Для развития коммуникативных способностей учащихся активно используются групповые формы работы.


Целикина Л.Ф.