Методы музыкального образования
М е т о д (от греч. - путь к чему-либо) в образовательном процессе выполняет роль связующего звена между целью и конечным результатом, т.е. метод является способом, который позволяет достичь намеченную цель. В конструировании современного урока музыки м е т о д необходимо рассматривать как способ взаимодействия учителя и учащихся, предназначенный для достижения намеченной цели.
Для конструирования современного урока музыки автор
Ю. К. Бабанский выделил три группы методов: организации и осуществления учебных действий и операций, стимулирования и мотивации учебной деятельности , контроля и самоконтроля.
1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) познавательные игры; б) учебные дискуссии; в) создание ситуаций успеха в учении; г) разъяснение; д) поощрение и порицание ученика.
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.); г) индукция и дедукция; д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному); е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а ) методы устного контроля и самоконтроля в обучении; б) методы письменного контроля; в) лабораторный контроль; г) машинный контроль; д) самоконтроль.
Методы музыкального воспитания можно разделить на три подгруппы:
- обусловливающие взаимодействие с содержанием музыкального искусства;
- направленные на освоение способов музыкальной деятельности;
- позволяющие проявиться внутреннему миру ребенка, наблюдать процесс самоизменения через музыку.
Методы стимулирования и мотивации учения
М е т о д м у з и ц и р о в а н и я
связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности человека.
Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений. помимо инструментов, может осуществляться с помощью двигательных упражнений, танцевальных движений.
Сегодня, помимо традиционных, в музицировании могут использоваться и компьютерные средства, нотный и звуковой редакторы, MIDI, синтезатор.
ПУ - практическое задание, игровая ситуация, объяснение. Пу - подражание, вслушивание, упражнение, импровизация. ФВ - коллективная, групповая, индивидуальная.
М е т о д с о у ч а с т и я
позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле).
Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.
Каждая из этих форм музыкальной деятельности имеет свои средства, музыкальные инструменты, голос.
В данном методе эти средства могут объединяться.
ПУ — объяснение, учебная задача, практическое задание. Пу - упражнения, игры, технические этюды, моделирование реальной ситуации. ФВ - коллективные.
М е т о д и м п р о в и з а ц и и
связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения вне зависимости от уровня их технической сформированности, показать возможности своего воображения, фантазии.
Средствами импровизации являются слова, цепочки слов, фразы, служащие в дальнейшем для составления моделей ритмических фигур, литературные произведения, простые формы фольклора (пословицы, присказки, считалки, дразнилки).
Эти тексты не заучиваются, а разыгрываются в лицах, на их основе сочиняются пьесы, сопровождаемые звуками инструментов, действиями и жестами.
Эти средства являются действенными на начальной стадии восхождения к музыкальному искусству.
На последующих этапах средствами импровизации могут стать голос, музыкальные инструменты, синтезатор, компьютерные средства. ПУ - проблемная ситуация, практическая задача, игровая ситуация. Пу - подражание, эхо, игра, соревнование. ФВ - индивидуальные, групповые, фронтальные.
М е т о д «у ч е б н ы й б р е й н с т о р м и н г» (мозговой штурм)
направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи. Используя данный метод, можно так же активизировать деятельность учащихся на продуцирование новых идей.
Метод имеет три фазы в своем осуществлении: 1) создание «проблемного поля» или банка идей
( проблемное поле - «предложите музыкальные произведения для записи диска, предназначенного для инопланетян», или банк идей
- «из каких материалов можно сделать музыкальный инструмент в домашних условиях»); 2) анализ проблемы или идей, 3) обработка результатов.
Средства, необходимые для реализации метода, фрагменты музыкальных произведений, литературных сочинений, высказывания известных людей. ПУ - творческая задача. Пу - «морфологический анализ», «случайные ассоциации», «635». ФВ - групповые.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций
М е т о д "х у д о ж е с т в е н н о г о д в и ж е н и я я"
- связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.
Автором данного метода является Л. Н. Алексеева. Средствами метода являются музыка, слово, движение. Движение - определяющее средство данного метода. Его задача перевести звук на язык движений. По словам автора, движение должно стать формой музыкальной интонации.
Слово - помощник движения в этой триаде. Оно направляет, помогает найти возможный способ его осуществления, создать зримый образ.
Музыка в данном методе первична, т.е. не музыку ищем для движения, а движение для музыки. ПУ - объяснение, словесные подтекстовки. Пу - упражнения, построенные на основе слова, музыки, движения. ФВ - индивидуальные и коллективные .
М е т о д м у з ы к а л ь н ы х к о м п о з и ц и й
- связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства (компьютер, синтезатор). В методе могут использоваться как индивидуальные, так и коллективные, и групповые формы работы. Создавая композиции, учащиеся могут ориентироваться как на замысел композитора, тогда достигнутой целью будет освоение содержания мира музыки, или собственный замысел, при этом достигнутая цель меняется. Правила, при любой направленности, остаются неизменными, соблюдение композиционной структуры, например, форма рондо, в жанре ноктюрна и т.п. ПУ - проблемные задания, рассказ, пояснение. Пу - создание замысла, конструирование из готовых моделей, подбор аналогов, вокально-инструментальные импровизации или вариации на заданную тему. ФВ - индивидуальные, групповые.
М е т о д «м у з ы к а л ь н ы й т е а т р»
- является одним из методов, разработанных в системе музыкального воспитания К. Орфа.
Данный метод направлен на постижение целостного музыкального содержания (духовная сторона + предметная сторона + интерпретация).
Средства - звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи.
Особенностью является то, что определяемые учителем средства должны быть реализованы в синтезе, например, литературный текст + звук.
«Музыкальный театр» помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети не умеют еще говорить о музыке. ПУ - ролевая игра, практическая задача. Пу - инсценировки, драматизации, этюды, мини-спектакли. ФВ - групповые, коллективные.
М е т о д п о г р у ж е н и я
- позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
Средством реализации данного метода являются различные жизненные ситуации, содержание которых могло бы быть связано или было связано с тем или иным произведением.
Эти ситуации конструируются на основе реальных событий, взятых из литературных источников или специально придуманных.
ПУ - рассказ, проблемное задание, учебная задача. Пу - способы мыслительных действий: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, оценка. ФВ - индивидуальные .
М е т о д ф о н о п е д и ч е с к и х у п р а ж н е н и й
- направлен как на развитие качественных характеристик голоса (певческого или речевого), так и на формирование певческо-исполнительских навыков. Автором этого метода является В. В. Емельянов.
Во втором своем предназначении данный метод выполняет функцию средства освоения навыков
В качестве средств реализации метода могут быть специально разработанные автором карты-схемы, позволяющие зрительно фиксировать выполняемые упражнения.
Метод реализуется на основе комплекса интонационно-фонопедических упражнений и упражнений на ГСДК (голосовые сигналы доречевой коммуникации). ПУ - игровые ситуации, практические задания, разъяснение, наглядный показ. Пу - упражнение. ФВ - фронтальные, коллективные.
М е т о д и м и т а ц и о н н о г о м о д е л и р о в а н и я
- направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.
Имитационное моделирование есть условие, которое позволяет в сжатом виде воспроизвести точно или с видоизменением процесс создания музыкального произведения или условия, в которых оно исполняется.
Средствами имитационного моделирования могут быть небольшие фрагменты или целые музыкальные произведения, фрагменты литературных произведений, где есть ситуации связанные с музыкой, картины художников с изображением музыкантов, картины и фотографии природы.
Возможные приемы конструируются как реальные ситуации из жизни человека, объединенные общей темой или замыслом, например, встреча композитора и исполнителя (беседа, размышление, создание исполнительского замысла, презентация своего творчества).
В результате учащийся осваивает комуникативно-поведенческий комплекс умений, а также специальные умения, необходимые для исполнения и интерпретации музыки. ПУ - учебная задача, проблемные вопросы. Пу - анализ конкретной ситуации, дискуссия, диалог. ФВ - индивидуальные, групповые.
М е т о д п р о е к т о в
- позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.
Проект - это способ достижения цели , через детальную разработку имеющейся проблемы. Круг проблем может быть связан с творческими портретами композиторов, событиями музыкальной жизни страны, историей создания музыкальных сочинений и т.д.
Учащиеся совместно могут работать как над общей проблемой, или создавать индивидуальный проект, но цель, каждый учащийся определяет для себя сам. Это одно из условий реализации метода проектов.
Достигнутая цель должна быть представлена конкретным результатом, т.е. воплощенным образом проекта.
Средства реализации зависят от типа проекта: информационный, исследовательский, творческий.
Так, например, в информационном проекте, связанном с созданием видеофильма (компьютерного) о Большом театре, средствами его реализации являются книги, Интернет-ресурсы, аудио-записи, фотоальбомы, компьютер.
Действия, совершаемые учащимися, связаны со сбором информации, ее анализом и выстраиванием в определенной последовательности, оформлением страничек презентации и подготовкой к ее публичной презентации.
В результате учащиеся приобретают новые знания, развиваются коммуникативные умения, формы, мышления, связанные с обработкой информации, формируются умения публичной защиты своих результатов деятельности. ПУ - проблемная ситуация, имитационно-деловые игры. Пу - анализ, вычленение, сопоставление, обобщение. ФВ - индивидуальные, групповые.
М е т о д «п л а с т и ч е с к о е и н т о н и р о в а н и е»
- направлен на освоение способов «активного слушания ». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела. В этом методе чувственное и рациональное соединяются в единых действиях.
Метод «пластическое интонирование» связан с именами таких педагогов, как Д. Б. Кабалевский, Т. Вендерова, В. Коэн. Средства реализации метода - музыка, жест. «Пластическое интонирование» - выражение музыки в жесте
В.Коэн выделила очевидные соответствия жеста и музыки :
- восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
- завершение музыкального развития - руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
- движение в направлении гармонического или мелодического не равновесия - руки движущиеся вовне;
- движение в сторону гармонического или мелодического равновесия - движения руками внутрь;
- кульминационные точки — руки вытянутые над головой;
- секвенция - повторяющиеся движения, восходящие или нисходящие и т.д.;
ПУ - наглядный показ, практическая задача, учебное задание, игровая ситуация. Пу - свободное дирижирование, «зеркала», пластические этюды. ФВ - фронтальные.
Методы контроля и самоконтроля
Метод «синквейн» -
является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Метод основан на дедуктивном структурировании процесса осмысления музыкального произведения. Перевести музыку на язык слов очень сложно. Необходимо не только научиться подбирать адекватные звучанию музыки слова, но и выражать их в логичной форме.
Не имея опыта оформления собственных суждений о музыке, дети испытывают затруднения в их предъявлении. Данный метод представляет определенную конструкцию высказывания, которое основано на алгоритме действий, состоящих из пяти шагов. Средства: слова, алгоритм основных действий.
Приемы соответствуют действиям по алгоритму:
- - сформулировать основную мысль звучащего произведения (не более двух слов);
- - двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли;
- - охарактеризовать ее с помощью трех прилагательных;
- - в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее произведения;
- - одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения.
Освоение всех шагов может быть постепенным.
Также учитель может предложить разные условия (жизненные ситуации) выполнения этих действий:
- сочинение- экспромт,
- телеграмма,
- рекламный текст в журнале.
Это помогает детям выбрать стиль изложения своих высказываний.
ПУ - учебные задания, ролевая игра. Пу - анализ, сравнение, обобщение, оценка. ФВ - индивидуальные, фронтальные.
Цифровой диктант
- метод, который позволяет за очень короткое время проверитъ и оценить знание музыкального содержания. Учитель формулирует задание и предлагает выбрать один из ответов (да или нет). Каждый ответ имеет определенную цифру:
Да - 1,Нет - 0.
Учащиеся в своей тетради должны записать только цифру выбранного ими ответа. Данный метод позволяет учащимся наглядно оценить уровень своих достижений. Средством являются формы тестовых заданий с двумя ответами. Возможно использование компьютерного варианта представления заданий. ПУ - тестовые задания. Пу - выбор правильного ответа. ФВ - индивидуальное.
Викторина
-метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы. Учитель формулирует вопрос, учащиеся дают на него ответ. Вопросы и ответы могут быть составлены в форме тестовых заданий; с выбором ответа, на дополнение, на установление соответствия. Возможны задания со свободным ответом. Такие задания требуют точного определения критериев для их оценки. ФВ - индивидуальные.
Приёмы
Прием визуализации.
Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым.
Данный прием позволяет визуализировать перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.
Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Визуализация представляет не только способность увидеть, вызвать образ целостно на некоем внутреннем экране, но и далее работать с ним.
Средствами визуализации являются различные зрительные модели: спонтанное рисование , цветовое и графическое изображение , пластическое движение (руки, тело).
Прием «музыкальная палитра».
Палитра - есть наглядная представленность всех возможных элементов музыкальных средств (композиционных, выразительных, ценностно-смысловых).
Слушая произведение , дети сами составляют музыкальные палитры, которые могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Количество элементов в музыкальной палитре зависит от того, какие музыкальные средства вычленят в момент слушания учащиеся.
Средством реализации данного приема являются специальные карточки. Прием должен помочь учащимся выявить авторское смысловое отношение к знаково-символическим элементам музыкального языка. Композитор не просто использует тот или иной ритм, фактуру, а потому, что именно в таком виде они несут определенный смысл. Правильно понять музыкальные средства, значит, понять человека, их автора.
Авторское отношение дает возможность познакомиться ребенку с наличествующими смыслами комплекса музыкальных средств.
На данном шаге понимания ребенок становится одним из соавторов бытия музыкального текста, проникая, как частица, вглубь их смысловыражения.
Прием «партитура прогнозов »,
или «слушание с остановками».
Слушание с остановками учит ребенка предвидеть музыкальный текст, «думать вместе с композитором», учиться анализировать отдельные элементы музыкального текста.
Прием основан на активизации внимания, памяти, представлений. Главный ответ, который необходимо найти учащимся, «почему именно эти средства?». Не догадки или предположения должны стать ответом, а те представления, которые возникли в результате слушания звукового материала.
Средством реализации приема является модель готовой партитуры, созданной из элементов музыкальных средств. В партитуре пропущен какой-либо элемент, на нем и концентрируется внимание учащихся. Видимое и слышимое соотношение между элементами позволяет найти ответ о необходимости выбора автором того или иного музыкального средства.
Прием «снежный ком».
Позволяет учащимся в условиях коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Научиться переводить слышимое в слова совсем непросто.
Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака (мягкий, колючий или статичный, окаменевший).
Таким образом , музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.
Прием «пчелиные соты».
Средством его реализации является таблица.
Детям необходимо заполнить пустые квадраты в таблице. Каждый столбец этой таблицы является контекстом, в рамках которого можно интерпретировать значение музыкального произведения.
Какие-то квадраты могут остаться у учащихся и незаполненными.
Прием может быть реализован в условиях как индивидуальной, так групповой и коллективной работы на уроке.
При работе в группе не-обходимо соблюдать следующие правила:
- свободное высказывание;
- максимальное число высказываний;
- запрет критики;
- проработка всех предположений.
- При реализации приема в групповой форме каждая строка таблицы может принадлежать отдельным учащимся. Это позволяет увидеть различные мнения и сопоставить их.
Прием «камень преткновения».
В качестве «камня преткновения» выбирается чье-либо высказывание о данном произведении (стихи, отрывки литературных произведений, собственные слова автора), или новая исполнительская интерпретация (произведение инструментального жанра в вокальном исполнении, ремиксы и т.д.). Этот прием помогает учащимся включиться в поиск тех доводов, которыми он объясняет собственное отношение к информации, заложенной в музыкальном произведении. Учащимся необходимо привести доводы соглашательского или опровергающего характера по поводу интерпретации музыкального произведения. Таким образом, процесс понимания музыкального текста предстает как музыкальная деятельность ребенка в ее познавательном, оценочном и преобразующем значении .
Приемы коллективной деятельности
учащихся на уроке музыки.
Прием «музыкальные листочки».
Позволяет быстро сконцентрировать свое внимание на выполнении общей задачи.
Средствами реализации являются обыкновенные тетрадные листы бумаги, музыкальное произведение В. Моцарта «Турецкий марш». В своем действии дети повторяют движения за учителем.
Под звучащую музыку листочки, которые находятся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке, по плечам и т.д.
При выполнении этих действий важно соблюдать одно правило - «вместе с музыкой». Что означает, смена движения по фразам, соблюдать метрическую пульсацию, выполнять роль шуршаще-ритмического аккомпанемента.
Прием «повторяющийся ритм».
Помогает настроить учащихся на единый пульс, темп действий, вырабатывает навык взаимодействия с ведущим.
В основе данного приема находится какая-либо ритмическая фраза, которую можно повторять непрерывно.
Учитель или кто-либо из детей хлопками показывает этот ритм, далее все присоединяются. Ритмическая фраза будет повторяться столько раз, пока у каждого из детей она будет получаться легко и произвольно. После этого ритм можно изменить.
Можно использовать разные способы воспроизведения: различные части тела, ритмические инструменты, текст.
Прием «музыкальное приветствие».
Помогает развивать зрительный и слуховой контакт, настроиться на спокойный ритм, тихую динамику.
Учитель произвольно поет мелодию с текстом: «В доме моем - тишина, в доме моем - я одна. И только тихо шуршунчики шуршать, стукунчики стучат, трескунчики и т.д.».
Текст сопровождается соответствующими звуковыми движениями.
Дети, вслушиваясь в текст, включаются в поиск звуковых изображений.
Прием «музыкальные шаги».
Содержанием действий является какая-либо ритмическая формула, например, ти-ти-та. Все действия выполняются только ногами. Необходимо активизировать свое слуховое внимание.
Дети стоят за своими партами, начиная с левой ноги выполняют движение на месте - ти-ти-та (левая, правая, левая).
Способы исполнения могут быть различны: по цепочке, по рядам, по парам, в движении и т.д. Главное правило - точное соблюдение ритмической формулы.
Больше внимания потребуется, если исполнение ритмоформулы разбить на отдельные длительности и озвучивать только одну длительность.
Прием «передай другому».
Позволяет подвести детей к одному темпу и ритму, выровнять энергетическое поле для последующих действий, сосредоточиться на восприятие информации. Средства - деревянная палочка для каждого ребенка. Можно использовать ручку.
Музыкальное сопровождение в размере 4/4. Действия могут выполняться в кругу или стоя за своей партой, развернувшись лицом к соседу так, чтобы получились две параллельные линии. Дети держат палочку в правой руке; учитель считает сначала до трех - дети перекладывают палочку на каждый счет из одной руки в другую, а на счет четыре - из левой руки передают палочку ребенку, стоящему слева, а правой рукой берут палочку из рук ребенка, стоящего справа.
У каждого вновь оказывается в левой руке палочка. Вначале действия выполняются под счет, затем под музыку. Дети могут использовать словесную поддержку (правая, левая, правая, передали). Также необходимо соблюдать правила: слушали музыку, а не следили за своими руками.
Если произошла заминка, например, палочка выпала из рук, движения выполняются руками, чтобы не прервать непрерывную цепочку
Выделенные приемы являются всего лишь образцами, опираясь на которые учитель сможет конструировать содержание того или иного метода, ориентируясь на достижимую его цель.