Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы в развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями при формировании певческой интонации детей.»
Методы и приёмы в развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями при формировании певческой интонации детей.
учитель музыки и пения высшей категории Нохрина Н.Н.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в школе определяется идеей научить ребёнка петь, что я и пытаюсь реализовать в процессе уроков музыки и занятий вокального кружка.
Игровая форма всегда помогает вызвать интерес к музыкальным занятиям, создаёт у детей положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности. Предлагаемый практический материал не только доступный нашим детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное – очень эффективный при формировании певческой интонации детей.
Игры на развитие речевого и певческого дыхания:
В самом начале полезно играть на дыхании без звука.
Например: Упражнение «Ветер»
«Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного)».
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
артикуляционная гимнастика,
игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,
развивающие игры с голосом,
речевые зарядки,
речевые игры и упражнения,
ритмодекламация.
Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата,
«обострить» интонационный слух,
«подвести» детей к воспроизведению музыкальных звуков,
сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.
Артикуляционная гимнастика помогает:
устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
развить мимику, артикуляционную моторику;
развить выразительную дикцию.
Развивающие игры с голосом
Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность:
почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;
расширить диапазоны речевого и певческого голоса;
успешно развивать интонационный и фонематический слух;
готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
Ритмодекларация с речевыми диалогами формирует интонационную выразительность голоса, а с элементами звукоподражаний - развивает произношение и дикцию.
Речевые зарядки дают ещё и терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность детей. Они не только способствуют развитию речевой моторики, но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией.
Речевые пальчиковые игры приносят детям радость: они играют словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций, обыгрывают движениями, озвучивают звучащими жестами.
Ручные знаки хорошо запоминаются, так как имеют два уровня наглядности - зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями.

Рисование голосом.
Например,

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.
Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одарённостью. Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Очень важно для меня научить детей преодолевать препятствия, верить в себя и будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других.