СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Метопредметность на уроках музыки".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный подход – новый подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Просмотр содержимого документа
«"Метопредметность на уроках музыки".»

метопредметность на уроках музыки

метопредметность на уроках музыки

«Необходимо в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения»   Ю.В. Громыко

«Необходимо в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения» Ю.В. Громыко

Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний,  но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

В качестве главных особенностей метапредметов можно выделить четыре: Первая особенность - метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности.  ( знание, знак, проблема, задача, смысл, категория и т.д. ); Вторая особенность – это очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов; Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей ; Четвертая особенность – это многообразие методических форм и приемов

В качестве главных особенностей метапредметов можно выделить четыре:

  • Первая особенность - метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности.

( знание, знак, проблема, задача, смысл, категория и т.д. );

  • Вторая особенность – это очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов;
  • Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей ;
  • Четвертая особенность – это многообразие методических форм и приемов

Значение слова

Значение слова "Мета "– В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα - имеет значения: ( «через», «между», «после», «следующее», «за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее:

  • метадеятельность,
  • метапредмет,
  • метазнание,
  • метаумение (метаспособ).

Так называют универсальные знания и способы. ( или мыследеятельность).

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является
  • Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
  • Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания и возможностях работы с ним.
Метаспособы  - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения  – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: - теоретическое мышление; - навыки переработки информации; - критическое мышление; - творческое мышление; - регулятивные умения; - качества мышления.
  • Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
  • Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление;

- навыки переработки информации;

- критическое мышление;

- творческое мышление;

- регулятивные умения;

- качества мышления.

«Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.» Л. Выготский,

«Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.»

Л. Выготский,

Метапредметность  – особый тип интеграции традиционного учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностных основаниях. Метопредметы показывают связь разных предметных способов работы со знаниями.

Метапредметность

особый тип интеграции традиционного учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностных основаниях.

Метопредметы показывают связь разных предметных способов работы со знаниями.

Целью  педагогической деятельности становится реализация принципа метапредметности Для обеспечения достижения цели необходимо решить следующие задачи: отбор технологий, подходов, средств и форм обучения; разработка и апробирование заданий метапредметного характера, направленных на формирование метаумений

Целью  педагогической деятельности становится реализация принципа метапредметности

Для обеспечения достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • отбор технологий, подходов, средств и форм обучения;
  • разработка и апробирование заданий метапредметного характера, направленных на формирование метаумений
Что я должна учитывать? что я делаю? (предмет деятельности); для чего я это делаю? (какова цель); как я это делаю? (формы, методы); какой это дает результат? за счет чего этот результат достигнут?

Что я должна учитывать?

  • что я делаю? (предмет деятельности);
  • для чего я это делаю? (какова цель);
  • как я это делаю? (формы, методы);
  • какой это дает результат?
  • за счет чего этот результат достигнут?
Требования к учебному занятию с метапредметом на уроке музыки . 1.  Методическое обоснование темы урока; 2.  Развёрнутая целевая установка; 3.  План изучения новой; 4.  Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся; 5.  Познавательные задания и критерии их проверки;  6. Интеграция содержания темы с региональным (национально-региональным) компонентов; 7.  Вопросы и задания.

Требования к учебному занятию с метапредметом на уроке музыки .

1.  Методическое обоснование темы урока;

2.  Развёрнутая целевая установка;

3.  План изучения новой;

4.  Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся;

5.  Познавательные задания и критерии их проверки;

6. Интеграция содержания темы с региональным (национально-региональным) компонентов;

7.  Вопросы и задания.

Метапредметный подход промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельностности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, наличие совместной деятельности учителя и ученика, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале, наличие рефлексии деятельности.

Метапредметный подход

  • промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета,
  • наличие образовательной деятельностности,
  • формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей,
  • наличие совместной деятельности учителя и ученика,
  • использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале,
  • наличие рефлексии деятельности.
На уроках активно использую новые образовательные технологии технологию проблемного обучения; педагогику сотрудничества; технологию взаимного обучения; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; личностно ориентированный подход в обучении информационно-коммуникативные технологии.

На уроках активно использую новые образовательные технологии

  • технологию проблемного обучения;
  • педагогику сотрудничества;
  • технологию взаимного обучения;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно ориентированный подход в обучении
  • информационно-коммуникативные технологии.
Конструкцию урока можно представить в виде трёх составляющих: Организация урока – состоит из (вида урока, структуры, типа урока); Содержание урока – состоит из комплекса информационных материалов, на котором строится урок (музыкальные произведения, живописные полотна, литературные источники); Методическая составляющая часть урока – состоит из (методов, целей, задач, приёмов).

Конструкцию урока можно представить в виде трёх составляющих:

  • Организация урока – состоит из (вида урока, структуры, типа урока);
  • Содержание урока – состоит из комплекса информационных материалов, на котором строится урок (музыкальные произведения, живописные полотна, литературные источники);
  • Методическая составляющая часть урока – состоит из (методов, целей, задач, приёмов).
Метапредметный подход помогает установить связи и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности. Слушание произведений,  Мультимедийные возможности, Пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, Обучение игры на музыкальных инструментах, Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками, Инсценирование (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес, Творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям.

Метапредметный подход помогает установить связи и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.

  • Слушание произведений, 
  • Мультимедийные возможности,
  • Пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения,
  • Обучение игры на музыкальных инструментах,
  • Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками,
  • Инсценирование (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес,
  • Творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям.
Разнообразие видов творчества и общения с искусством позволяют развивать у школьников креативность, сотворчество, самостоятельность, потребность в культуре у обучающихся.

Разнообразие видов творчества и общения с искусством позволяют развивать у школьников креативность, сотворчество, самостоятельность, потребность в культуре у обучающихся.

Внеклассная работа . Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, предметные недели. Традиционными стали праздники: «День учителя», «Две звезды», «Голос школы», «Минута славы», «День Матери», «Новый год», «Фестиваль патриотической песни», «Последний звонок», «Вечер встречи с выпускниками», «Концерт для ветеранов», «Выпускной вечер», и тд.

Внеклассная работа .

Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, предметные недели. Традиционными стали праздники: «День учителя», «Две звезды», «Голос школы», «Минута славы», «День Матери», «Новый год», «Фестиваль патриотической песни», «Последний звонок», «Вечер встречи с выпускниками», «Концерт для ветеранов», «Выпускной вечер», и тд.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения

Список литературы: 1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000. 2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение. 3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. 4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956. 5. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12. 6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.

Список литературы:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.

3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.

5. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.

6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.