метопредметность на уроках музыки
«Необходимо в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения» Ю.В. Громыко
Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
В качестве главных особенностей метапредметов можно выделить четыре:
- Первая особенность - метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности.
( знание, знак, проблема, задача, смысл, категория и т.д. );
- Вторая особенность – это очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов;
- Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей ;
- Четвертая особенность – это многообразие методических форм и приемов
Значение слова "Мета "– В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα - имеет значения: ( «через», «между», «после», «следующее», «за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее:
- метадеятельность,
- метапредмет,
- метазнание,
- метаумение (метаспособ).
Так называют универсальные знания и способы. ( или мыследеятельность).
- Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
- Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания и возможностях работы с ним.
- Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
- Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление;
- навыки переработки информации;
- критическое мышление;
- творческое мышление;
- регулятивные умения;
- качества мышления.
«Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.»
Л. Выготский,
Метапредметность –
особый тип интеграции традиционного учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностных основаниях.
Метопредметы показывают связь разных предметных способов работы со знаниями.
Целью педагогической деятельности становится реализация принципа метапредметности
Для обеспечения достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- отбор технологий, подходов, средств и форм обучения;
- разработка и апробирование заданий метапредметного характера, направленных на формирование метаумений
Что я должна учитывать?
- что я делаю? (предмет деятельности);
- для чего я это делаю? (какова цель);
- как я это делаю? (формы, методы);
- какой это дает результат?
- за счет чего этот результат достигнут?
Требования к учебному занятию с метапредметом на уроке музыки .
1. Методическое обоснование темы урока;
2. Развёрнутая целевая установка;
3. План изучения новой;
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся;
5. Познавательные задания и критерии их проверки;
6. Интеграция содержания темы с региональным (национально-региональным) компонентов;
7. Вопросы и задания.
Метапредметный подход
- промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета,
- наличие образовательной деятельностности,
- формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей,
- наличие совместной деятельности учителя и ученика,
- использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале,
- наличие рефлексии деятельности.
На уроках активно использую новые образовательные технологии
- технологию проблемного обучения;
- педагогику сотрудничества;
- технологию взаимного обучения;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно ориентированный подход в обучении
- информационно-коммуникативные технологии.
Конструкцию урока можно представить в виде трёх составляющих:
- Организация урока – состоит из (вида урока, структуры, типа урока);
- Содержание урока – состоит из комплекса информационных материалов, на котором строится урок (музыкальные произведения, живописные полотна, литературные источники);
- Методическая составляющая часть урока – состоит из (методов, целей, задач, приёмов).
Метапредметный подход помогает установить связи и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.
- Слушание произведений,
- Мультимедийные возможности,
- Пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения,
- Обучение игры на музыкальных инструментах,
- Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками,
- Инсценирование (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес,
- Творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям.
Разнообразие видов творчества и общения с искусством позволяют развивать у школьников креативность, сотворчество, самостоятельность, потребность в культуре у обучающихся.
Внеклассная работа .
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, предметные недели. Традиционными стали праздники: «День учителя», «Две звезды», «Голос школы», «Минута славы», «День Матери», «Новый год», «Фестиваль патриотической песни», «Последний звонок», «Вечер встречи с выпускниками», «Концерт для ветеранов», «Выпускной вечер», и тд.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения
Список литературы:
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.
3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.
5. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.
6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.