СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Международный день птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие «Международный день птиц»предназначено для учащихся начальных классов. Проводится в виде командной игры-викторины. Способствует экологическому воспитанию, расширению кругозора,проверки знаний, эрудиции.В ходе игры используются запись голосов птиц, слайды, раздаточный материал.

 

Просмотр содержимого документа
«"Международный день птиц"»

Внеклассное мероприятие для начальных классов

«Международный день птиц»

Дорохова Н.А.

учитель начальных классов

ГУ Комплекс № 47 г.Астана

Цель  мероприятия:

- экологическое воспитание учащихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний эрудиции;

- видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- развивать наблюдательность детей, познавательную активность учащихся.

Оборудование: запись голосов птиц, слайды, раздаточный материал.


Ход мероприятия

Полюбуйся – весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Скоро гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День – деньской от зари до зари!

И.Никитин


Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны и днём и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихотворения, песни, сказки, легенды. Многие художники рисовали птиц.

Без птиц нам не обойтись. Невозможно представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое – птицы.


Сегодня,  мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц.

ВИКТОРИНА «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПТИЦ?»

1.РАЗМИНКА

-Начнём нашу викторину с разминки.

Может и разбиться,

Может и свариться,

А захочет - в птицу

Может превратиться.

(Яйцо)


«Гуль-гуль-гуль»,- мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь….( голубей)


Каждая команда загадывает загадки своим соперникам.

(из сообщений по 2-3 загадки)

2. Разгадай птичьи разговоры

(На карточках написаны названия птиц и птичьи разговоры. Соединив карточки, узнаем, как «говорят» птицы)


голуби крякают

гуси кричат

синицы гогочут

соловьи свистят

совы ухают

журавли воркуют

утки каркают

вороны щебечут

ласточки пищат

( гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают)

3. Узнай по характерному признаку.

Соедини стрелками названия птиц и их признаки.

Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

По ходу игры, делается сообщение о птицах.(слайды)

  • Птица – рыболов(баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700 – 800 г. рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море, истребляют её, когда она идёт на нерест.

  • Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых.

  • Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

  • Птица – строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнёзда ласточек – саланган или стртжей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнёзд варят суп.

  • Птица – акробат (поползень). Ловко лазает по деревьям.

  • Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая».

  • Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

  • Легкомысленная мамаша (кукушка)

4. В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.


Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.


Ответы: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка


ЗАГАДКИ ДЛЯ Болельщиков


1.Воздух режут без усилья,

Как серпы кривые крылья.

Промелькнёт не разглядишь,

Так летает только …

(стриж)

2.Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения!

(жаворонок)

3.На когтях на ствол сосновый

Влез монтёр красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

( дятел)

4.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

«Клё! Клё! Клё» поёт со свистом.

(клёст)

Не страшны ему метели,

Гнёзда вьёт зимой на ели,

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный….. клёст


5.Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

( ласточка)

6.Алый низ и чёрный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь-
До чего красив….

(снегирь)

7.Вам встречалась на поляне

Птица с красными бровями?

Сел на ёлку, на сучок,

Бороды торчит клочок,

Как летун он плоховат,

И порою глуховат.

(глухарь)


8.В чаще, где сосна и ель,

Свист, серебряная трель

Начинает спозаранку

Рыжегрудая…….

(зарянка)

9.Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока)

10.Синих крылышков красу

Разглядеть нельзя в лесу,

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком…. (сойка)


Вопрос – ответ


1.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми ? (грачи)

2.Где гнездятся скворцы, кроме скворечника ? (в дуплах)

3.Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц ? (птицы выносят их в клюве)

4.Из чего делают гнёзда наши ласточки? (из грязи и слюны)

5.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи)

6.Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов ? (кукушка)

7.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег ? (тетерева, куропатки, рябчики)

8.Почему нельзя трогать яйца в гнёздах? (птицы бросают гнёздо)

9.Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (одинакова)

10.Какая птица выше всех летает? (орёл)

11.Какая птица самая маленькая? (королёк)

12.Какая птица выводит птенцов в морозы?(клёст)

13.Какая птица приносит младенцев?(аист)

14.Какую птицу называют крылатым почтальоном, символом мира?( голубь)

15.Серенькая птичка

Ростом невеличка,

Бегает от кошки,

Собирает крошки. (Воробей.)

16.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)

17.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

18.Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)

19.Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

20.Вещая птица древних славян. (Ворон.)

21.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)

22.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)

23.Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это? (У кукушки.)

24. Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)

25.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)

26.Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов)

15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

27.Птица с перекрещенным клювом. (Клест)

28.Пернатая кошка. (Сова)

29.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС


А сейчас вы будете узнавать птиц по голосу.(звучит запись голосов птиц)

(жетон получает команда, которая первой правильно назовет «певца»


Конкурс актерского мастерства

(капитаны тянут карточки с заданием-изобразить:

-пение кукушки

-пение петуха

КОНКУРС «Узнай по портрету»


- задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.

(Каждой команде по 10 слайдов-изображений птиц: кто больше назовет.)

КОНКУРС «ЖИВЫЕ СИНОНИМЫ»

- Попробуй вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 КОМАНДЫ:

-Могучий, как…..(орел)

-Вольный, как …..(птица)

- Мудрый, как …(ворон)

-Вороватый, как… (сорока)

-Важный и спокойный, как… (гусь)

-Важный и надутый, как…..(индюк)

-Верный, как…(лебедь)

-Ярко, вызывающе одетый, как…(павлин).

-Длинноногий, как ….(журавль)

-Большеглазый, как ….(филин)


ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 КОМАНДЫ:

-Хищный взгляд, как у…(орла)

-Зоркий взгляд, как у….(сокола)

-Нос с горбинкой, как у…(орла)

-Нос приплюснутый, как у … (утки)

-Шея красивая, как у …..( лебедя)

-Болтать и трещать, как…….(сорока)

-Ворковать, как……….(голубь)

-Долбить, как ………(дятел)

-Желторотый, как…. (птенец, цыпленок)

-Накаркать, как…….(ворона)


Конкурс пословиц и поговорок о птицах. Закончи фразу.

Слово не воробей………..вылетит не поймаешь.

Лучше синица в руках, чем…….журавль в небе.

Гусь свинье……не товарищ.

Всякий кулик …..свое болото хвалит.

Всякая птица свое……гнездо любит.

Старого воробья на мякине …….не проведешь.


7.Почему сложились такие поговорки о птицах? Что они обозначают?

Глухая тетеря когда тетерев поёт он не слышит

Заладил, как дятел часто стучит

Как с гуся вода вышел из воды сухой

ИГРЫ ПРО ПТИЦ

1.«Пингвин». Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

  1. Игра «Прилетели птицы»
    Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, то нужно хлопать.
    Начинаем: Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Мухи и стрижи.
    Учитель: Что неправильно? Почему?
    Муха - насекомое.
    Продолжаем: Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Аисты, вороны,
    Галки, макароны.
    Начинаем снова: Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, чижи,
    Галки и стрижи,
    Комары, кукушки.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, чижи,
    Галки и стрижи,
    Аисты, кукушки
    Даже совы-сплюшки,
    Лебеди, скворцы
    Все, вы, молодцы!

СТИХИ О ПТИЦАХ

Мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе их очень много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Посмотрите, какие они все нарядные. Какое разнообразие красок и оттенков! И каждая из них красива по-своему. Описывать разнообразие птичьих нарядов можно не только красками, но еще и словом. Послушайте стихотворения о птицах.

( Дети читают стихотворения.)

Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки –
Синие ковбойки.
                  (М.Пляцковский)
К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
                 (Г.Ладонщиков)
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили снегири.
                 (Л.Татьяничева)

– Кто был внимательным, тот ответит на вопрос: какие птицы были названы в стихах?

Д. Дятел, снегирь, сойка, свиристель.


Подведение итогов урока

-Подведём итоги, и узнаем, какая команда набрала наибольшее количество жетонов. (Детям вручаются дипломы и памятные сувениры.)

- Сегодня мы узнали много нового и интересного. Птиц надо не только любить, но и охранять. Наблюдайте за птицами, читайте рассказы, подкармливайте птиц.


Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей!


М.Глазкова «Поделитесь с птицами едой!»

Поделитесь с птицами едой, Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце. С малыми друзьями, земляками,

Пусть они под вьюжною бедой Если дорожите дружбой той

Не опустят крылья, не согнутся. И сердца в груди у вас не камень.


Поделитесь с птицами едой, Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они как только снег растает, И они отплатят доброй песней.

Пронеслись над полою водой Ну а с песней жить то интересней,

До своих гнездовий шумной стаей. До ста лет всё будешь молодой.

РЕФЛЕКСИЯ