Метапредметные связи в преподавании химии.
Соловьева Гулия Хамзовна
Учитель химии
МБОУ «Школа №71»
В ФГОС второго поколения отмечается, что изучение предметной области «Естественные науки», в которую входит химия, должно обеспечить:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
- сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Метапредметные связи – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.
Химия – это наука о веществах и их превращениях. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
- что я делаю? (предмет деятельности);
- для чего я это делаю? (какова цель);
- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
- какой это дает результат?
- за счет чего этот результат достигнут?
Конечно, прежде всего учитель работает на результат.
Одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество. Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии.
Требования к заданиям на уроке:
- повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер заданий;
- задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет обучающийся, и стимулировать освоение им новых способов мыслительной деятельности.
Приведу несколько примеров таких заданий.
1.«Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, - сказал я».
Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойла?
2.Объясните, почему кальцинированную соду Na 2 С O 3 можно использовать для мытья и чистки посуды.
3.Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа СО и диоксида углерода С O 2 в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:
а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую технику;
б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;
в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.
Как вы думаете, какое решение должен принять Иван Петрович? Почему?
4.Угарный газ не задерживается обычными противогазами, поэтому для защиты от него используют дополнительный гопкалитовый патрон, в котором СО окисляется диоксидом марганца MnO 2 . Определите срок годности патрона, содержащего 261г MnO 2 , если установлено, что при работе с ним на некотором химическом предприятии в атмосфере, содержащей примеси СО , масса патрона через каждые сутки увеличивалась в среднем на 4,2г.
Метапредметный подходо - это пока не совсем привычное понятие в работе учителя… Поэтому считаю, что самым трудным при реализации новых образовательных стандартов, использовании метапредметного подхода на уроках — это сам учитель, изменение его подходов к структуре и проведению урока.