СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема одиночества в стихотворении «Тучи».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема одиночества в стихотворении «Тучи».»

Тема урока:  «Жизнь и  творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.   Тема одиночества в стихотворении «Тучи»

Тема урока: «Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»

Цели урока:  расширить знания о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова; проникнуть в мир лирического героя, знать историю создания стихотворения, уметь анализировать стихотворение «Тучи»)

Цели урока:

расширить знания о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова; проникнуть в мир лирического героя, знать историю создания стихотворения, уметь анализировать стихотворение «Тучи»)

Эпиграф: И скучно, и грустно, и некому руку подать  В минуту душевной невзгоды…  М.Ю.Лермонтов

Эпиграф:

  • И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…
  • М.Ю.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов родился  3 октября 1814г. в Москве.   Это самый ранний портрет Михаила

М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве. Это самый ранний портрет Михаила

Родители поэта.  Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831)  Мать - Мария Михайловна (1795-1817).

Родители поэта. Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мать - Мария Михайловна (1795-1817).

Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками.  В 1827 г . Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г . Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности:  он пишет лирические стихи.

В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи.

В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах

В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах

В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение

В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.

Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе. В 1937 году после смерти Пушкина именно он пишет гневное послание «Смерть поэта», за что был отправлен в ссылку .

Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе. В 1937 году после смерти Пушкина именно он пишет гневное послание «Смерть поэта», за что был отправлен в ссылку .

 Пушкин –  дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии.  Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием.    Д.С.Мережковский

Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. Д.С.Мережковский

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.

Лучшие из них связаны с кавказской темой

Лучшие из них связаны с кавказской темой

Воспоминание о Кавказе

Воспоминание о Кавказе

Вид Пятигорска

Вид Пятигорска

Крестовая гора

Крестовая гора

В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда

В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством", за которое его представляют к награде.

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

 В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых

В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых

Тучи  Тучки небесные, вечные странники!   Степью лазурною, цепью жемчужною   Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники   С милого севера в сторону южную.  Кто же вас гонит: судьбы ли решение?   Зависть ли тайная? злоба ль открытая?   Или на вас тяготит преступление?   Или друзей клевета ядовитая?  Нет, вам наскучили нивы бесплодные...   Чужды вам страсти и чужды страдания;   Вечно холодные, вечно свободные,   Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!  Степью лазурною, цепью жемчужною  Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники  С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?  Зависть ли тайная? злоба ль открытая?  Или на вас тяготит преступление?  Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...  Чужды вам страсти и чужды страдания;  Вечно холодные, вечно свободные,  Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Лирический герой – это  образ   поэта   в   лирике , художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль.
  • Лирический герой –

это  образ   поэта   в   лирике , художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль.

Словарная работа   Ссылка - вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте Изгнание – вынужденное пребывание где-нибудь в качестве изгнанного Лазурь – светло-синий цвет, синева Странник – тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок

Словарная работа

  • Ссылка - вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте
  • Изгнание – вынужденное пребывание где-нибудь в качестве изгнанного
  • Лазурь – светло-синий цвет, синева
  • Странник – тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок
Степью лазурною  Как вы понимаете смысл этих слов?  В прямом или переносном значении употреблены слова?  ЛАЗУРЬ – светло-синий цвет, синева.  МЕТАФОРА - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Степью лазурною

Как вы понимаете смысл этих слов?

В прямом или переносном значении

употреблены слова?

ЛАЗУРЬ – светло-синий цвет, синева.

МЕТАФОРА - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Анализ стихотворения  Прочтите первую строфу.  Тучки небесные, вечные странники!   Степью лазурною, цепью жемчужною   Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники   С милого севера в сторону южную.  Какую картину вы видите?  Какое слово нарушает идиллическую картину?  Изгнанники

Анализ стихотворения

Прочтите первую строфу.

Тучки небесные, вечные странники!  Степью лазурною, цепью жемчужною  Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники  С милого севера в сторону южную.

Какую картину вы видите?

Какое слово нарушает идиллическую картину?

Изгнанники

Анализ стихотворения Прочтите вторую строфу.  Кто же вас гонит: судьбы ли решение?   Зависть ли тайная? злоба ль открытая?   Или на вас тяготит преступление?   Или друзей клевета ядовитая?  Какие предложения преобладают?

Анализ стихотворения

Прочтите вторую строфу.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?  Зависть ли тайная? злоба ль открытая?  Или на вас тяготит преступление?  Или друзей клевета ядовитая?

Какие предложения преобладают?

Риторический вопрос -  приём, при котором на вопрос не требуется ответ, он очевиден. Употребляются для заострения темы, привлечения внимания. Выводы: Так к чему привлекает внимание поэт? Какую проблему хочет заострить?  Друзей клевета ядовитая…

Риторический вопрос -

приём, при котором на вопрос не требуется ответ, он очевиден. Употребляются для заострения темы, привлечения внимания.

Выводы: Так к чему привлекает внимание поэт? Какую проблему хочет заострить?

Друзей клевета ядовитая…

Третья строфа  Нет, вам наскучили нивы бесплодные...   Чужды вам страсти и чужды страдания;   Вечно холодные, вечно свободные,   Нет у вас родины, нет вам изгнания.  Отрицание утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта.  Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч.  Антитеза – резкое противопоставление.

Третья строфа

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...  Чужды вам страсти и чужды страдания;  Вечно холодные, вечно свободные,  Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Отрицание утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта.

Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч.

Антитеза – резкое противопоставление.

Тест

  • 1.Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова
  • а) 1801-1841, б) 1810-1841, в)1814-1851, г)1814-1841
  • 2. Детство мальчика проходило в имении…
  • а) Михайловское, б) Тарханы, в) Петровское, г)Коломенское
  • 3. Что стало причиной второй ссылки поэта на Кавказ?
  • а) публикация стихотворения «Смерть поэта», Б) дуэль с сыном французского подданного ,в) желание самого Лермонтова, г) участие в восстании декабристов
  • 4. Стихотворения  «Тучи», «Листок», «Утес», «Парус» сближает
  • а) тема одиночества, б) гражданская тематика, в) вольнолюбие, г) пейзаж
  • 5. «Тучки небесные, вечные странники…», - это первая строчка стихотворения а) «Тучи», б) «Листок», в) «На севере диком…», г) «Парус»
  • 6. Что, по мнению Лермонтова, наскучило тучкам в стихотворении «Тучи»
  • а) страсти и страдания, б) холод, в) свобода, г) нивы бесплодные
  • 7.Как звали бабушку М.Ю. Лермонтова?
  • а) М.А.Раевская, б) Е.А. Арсеньева, в) В.П. Лопухина, г) Е.В. Волкова
  • 8. Какое стихотворение сделало Лермонтова известным и стало причиной первой ссылки на Кавказ?
  • а) «Парус», б) «Смерть поэта», в) «Листок», г) «Три пальмы»
  • 9. Кто был противником Лермонтова на дуэли в 1841 году?
  • а) Дантес, Б) Мартынов, в) Киреевский, г) де Барант
  • 10. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?
  • а)дактиль; б)амфибрахий; в)анапест.
Ответы: 1- г 9- б 2- б 10-а 3-б 4-а 5-а 6-г 7-б 8-б

Ответы:

  • 1- г 9- б
  • 2- б 10-а
  • 3-б
  • 4-а
  • 5-а
  • 6-г
  • 7-б
  • 8-б
Шкала оценивания: 10-9 верно- ------------------------ «5» 8-7 верно- -------------------------- «4» 6-5 верно- ------------------------- -«3» 4-1 верно --------------------------- «2»

Шкала оценивания:

  • 10-9 верно- ------------------------ «5»
  • 8-7 верно- -------------------------- «4»
  • 6-5 верно- ------------------------- -«3»
  • 4-1 верно --------------------------- «2»
«

«

   Одиночество Вечное, страшное Гнетёт, мучает, не отпускает Грустное ощущение - Бесприютность

  • Одиночество
  • Вечное, страшное
  • Гнетёт, мучает, не отпускает
  • Грустное ощущение -
  • Бесприютность
Итоги урока.  Рефлексия: ♦   Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве? Каков основной мотив поэзии Лермонтова? ♦  Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока? Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели? ♦  Что в уроке вам понравилось больше всего?

Итоги урока. Рефлексия:

  Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве?

  • Каков основной мотив поэзии Лермонтова?
  • ♦  Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока?
  • Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели?
  • ♦  Что в уроке вам понравилось больше всего?
Домашняя работа  Стихотворение  «Тучи» наизусть, с.155-156 выразительно чит.,  вопр. 3-4 стр.157

Домашняя работа

Стихотворение  «Тучи» наизусть,

с.155-156 выразительно чит.,

вопр. 3-4 стр.157