СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Милосердие . Нужно ли оно в наше время?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Милосердие . Нужно ли оно в наше время?»»




«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что всё станет лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

М.Горький









Классный час « Милосердие . Нужно ли оно в наше время?»


Цель: формирование этических норм поведения в общении друг с другом, развитие эмоционально- ценностной сферы обучающихся.


Задачи:

- формировать у обучающихся этические представления, знания о категориях добра и зла, понятия милосердия;

-развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формироватьумение совместно работать в группе;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.


Оборудование: презентация- проект, карточки раздаточного материала, проектор.


Эпиграф: Без сострадания, милосердия

Невозможно жить в мире.

Зигфрид Ленц



Ожидая встречи, я все пыталась угадать, какую же тему вы выберете для обсуждения:

Но вы выбрали тему милосердия…


И я подумала – значит, и в наш стремительный век невероятных проектов, нанотехнологий, генной инженерии, глобальных проблем, волнующих человечество, в ваших душах , ребята. есть потаенный уголок, заботливо оставленный для милосердия и доброты.


Ни для кого не секрет, красота светит всем, но не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что- то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что –то на редкость удивительное, небывало хорошее.

Вопрос: «Что подразумевается под словами «что-то другое, «хорошее»?

Ответы обучающихся, обсуждение.

В словаре Ожегова « милосердие» трактуется как « готовность помочь кому – нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия»


Одно из самых красивых слов на свете - слово милосердие.


Предлагаю посмотреть проект подготовленный Светой Сацукевич по этой теме.



Наша жизнь, наша история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви



- Помнящий добро никогда не сотворит зла.

- Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.

- Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,



  • Скажите, а, по - вашему мнению, что такое милосердие?


В словаре Ожегова «милосердие» трактуется как «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия».


Милосердие и доброта…

В последнее время мы, будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали сегодня человеческое тепло и забота о ближних.

А ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:


Д – добро

В - верить

Е – есть

Ж – живете

П - пока

З – ЗЕМЛЯ

Л – люди

Т – твердо


Азбука будто вселяла в нас уверенность :


Твердо верьте, добро живет, ПОКА ЕСТЬ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ.


Сейчас я предлагаю вам немного поработать в группах

и попытаться объяснить свое понимание высказываний мыслителей, философов, писателей о милосердии.


1 группа: «…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует».

(Фрэнсис Бэкон)



2 группа: «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством».

(Конфуций)


3 группа: «Милосердие предпочтительнее справедливости».

(Джордж Элиот)


4 группа: «Поступать с людьми так, как мы желаем, чтобы с нами поступали».

(Конфуций)



5 группа: «Милосердие… не бывает чрезмерным…»

Фрэнсис Бэкон


Ребята, мне очень понравились ваши мысли и рассуждения. Но, все же, вернемся к теме.


  1. Сообщение о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

- Как вы понимаете значение слова «милосердие»?

- Приведите примеры милосердия из, прессы, литературы, жизни.

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

Ведущий. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890-1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

- в Санкт-Петербурге – 1981327 рублей;

- в Москве – 1813060 рублей;

- в Одессе – 709863 рубля;

- в Риге – 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

-7-9 рублей стоила корова;

-3-5 рублей- костюм тройка;

-25-40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

- А сколько их, интересно, сегодня?

- Кому они помогают?

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.


  1. Обсуждение видеофрагмента о помощи и взаимовыручке на войне.

Ведущий. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, что бы при виде раненного пройти мимо. Помогали. Тащили на себе. Подвозили.

Учащиеся рассуждают.

  1. Чтение и обсуждение статьи на тему равнодушия и жестокости в обществе.

Ведущий. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранились. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда- всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое.

Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, лежащего на земле.

- Почему мог произойти такой случай?

- Откуда же в людях равнодушие?

- Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

- Почему утрачивается чувство милосердия?

Ученики рассуждают.

Ведущий. Милосердие убывало не случайно, Во время раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных.

Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствиеневинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Ребята, мне очень понравились ваши мысли и рассуждения. Но, все же, вернемся к теме.


Скажите, по вашему мнению,


? Милосердию есть место в наше время? Нужно ли оно?


? А по отношению к себе вы ощущаете чьи - то милосердные поступки? В чем и кто проявлял милосердие по отношению к Вам?




Мне приятно слышать, что вам не чуждо это чувство, и вы сами способны быть милосердными. Но любой человек, который желает, чтобы по отношению к нему проявляли милосердие, должен сам следовать заповедям милосердия.


Продолжим работу в группах в том же составе.

В вашем распоряжении 3 минуты. Какими качествами должен обладать милосердный человек, сформулируйте Заповеди милосердия.


ВОТ они:

Никогда не бойся


Безграмотного обучить


Сомневающемуся дать совет


Печального утешить


Гонения терпеливо переносить


Обиду сердечно прощать


Голодного накормить


Жаждущего напоить


Нагого одеть


Странствующего в дом принять


Больного не оставлять



Иногда милосердие сравнивают солнцем


«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».


(Виктор Гюго)


Иногда мы слышим такие фразы


« Светило медицины»

«Светило науки»


А иногда можно услышать

« Он просто светится добротой»


И мне очень хотелось бы сказать вам следующее:


Не все из вас станут светилами науки, не все сделают в своей жизни значимые открытия для страны и мира, но каждый из вас должен, прежде всего, оставаться Человеком, добрым, заботливым, милосердным, дарящим тепло и счастье окружающим людям и тогда мир, который нас окружает, станет лучше!




Ученики: Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.
– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
– А нам-то что? Он сам виноват.
– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
– Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, – он попытался увести её.
– Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
– Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
 
– Спасибо, леди, спасибо...
– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
– Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.

Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.



Учитель:

Ребята, давайте подведем итог нашего классного часа, а сделаем это с помощью кроссворда.


Кроссворд



















9


3

4


6




10








8




2



5


7




1






































































































1.Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

2. Внутренний психический мир человека.

3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека.

4.Проявление заботы, внимания.

5.Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

6. Самое ценное, что есть у человека

7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

8 Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

9. Высокий уровень чего-нибудь, высокое умение.

10. Группа, живущих вместе родственников.