СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини проект "Сочиняем сказки с эмоциями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций,

поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их

стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью

положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций,

неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества,

ибо невозможно представить себе какую-то деятельность

без неудач, ошибок и срывов».

М.И. Чистякова

Мы хотим попробовать с помощью сказок с эмоциями сбалансировать у воспитанников эмоциональную сферу. С помощью поступков и пережитых эмоций героев донести до детей, как можно совладать или побороть в себе те или иные эмоции. Ведь есть, как положительные эмоции, так и отрицательные.

Просмотр содержимого документа
«Мини проект "Сочиняем сказки с эмоциями"»









Проект «Сочиняем сказки с эмоциями» в рамках недели психологии конкурса в ДОУ для педагогов и воспитанников «Сказки с эмоциями»





 Проект разработали и выполнили:

воспитатели логопедической группы

Пономарёва Юлия Анатольевна –

высшая категория,

Викулова Александра Александровна –

1 квк,

тьютор Карпецкая Юлия Николаевна

и воспитанники гр. № 7. 









ГО Краснотурьинск 2025 г.

«Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций,

поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их

стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью

положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций,

неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества,

ибо невозможно представить себе какую-то деятельность

без неудач, ошибок и срывов».

М.И. Чистякова

Мы хотим попробовать с помощью сказок с эмоциями сбалансировать у воспитанников эмоциональную сферу. С помощью поступков и пережитых эмоций героев донести до детей, как можно совладать или побороть в себе те или иные эмоции. Ведь есть, как положительные эмоции, так и отрицательные.







СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………… стр.4

  2. Актуальность………………………………………………………... стр.5

  3. Цель, задачи…………………………………………………………. стр.6

  4. Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный………………………………………… стр.7

  1. 2 этап. Организационный…………………………………………. стр.7

  2. 3 этап. Заключительный или итоговый…………………………. стр.7

  3. Таблица. Содержание работы с детьми по дням……………….. стр.8

  4. Выводы по результатам проекта………………………………... стр.13

  5. Используемая литература………………………………………... стр.15

  6. Приложение 1. Мини - сборник сказок с эмоциями и героями. Глава 1. Глава 2…………………………………………………… стр.16

  7. Приложение 2. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»………………………….. стр. 23

  8. Приложение 3. Анкета для родителей «Ребенок и книга»…. стр. 26

  9. Приложение 4. Дидактические игры. Динамические паузы. Словесные игры…………………………………………………... стр. 27

















































Введение



 Дошкольное детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у детей. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания в МА ДОУ № 29. Ведь комфортность эмоционального самочувствия ребёнка дошкольного возраста является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья воспитанника. Для детей нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия. 



Актуальность сказок сегодня для современных детей. Что лучше сказки или мультфильмы?

Сказки? Нужны ли они? Актуальны ли на сегодняшний день известные нам из детства русские народные сказки, сказки с эмоциями или эмоциональные сказки, иностранные предания и волшебные сказания? Ответ однозначный – конечно, да! Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.



Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, прожить эмоциональные приключения героев, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.



 ПОЧЕМУ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СКАЗКИ?  Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально - нравственное развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).



Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дети дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.

Актуальность



Именно в детстве ребенок познает свои эмоции, всесторонне развивается. Но мы как воспитатели часто замечаем, что дети не всегда могут подобрать слова, часто выразить то, что испытывают или чувствуют. Им тяжело понять друг друга. Когда ребенок начинает понимать, в каких ситуациях люди злятся, обижаются, радуются или пугаются, ему легче выстраивать свое поведение, предугадывать эмоциональные реакции других людей.



Главными посыльными в мир эмоций и познаний ребенка дошкольного возраста являются сказки. Со сказочных историй начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.



«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».



В. А. Сухомлинский



К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу или сочинить собственную сказку. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Но, несмотря на данные предположения, мы решили проверить, могут ли современные герои сказок и мультфильмов иметь нравственную сторону, учить ребят дошкольного возраста хорошему, оценивать поступки героев, есть ли персонажи из современных сказок, которые могут показать детям адекватную систему взаимоотношений людей в современном мире.































Цель: создание условий для творческой самореализации его участников в ходе придумывания, иллюстрирования и обыгрывания сюжетов книжек со сказками, где чувства персонажей и общее настроение от события представлены комментариями – эмоциями. 



Задачи:

Формировать и развивать у детей дошкольного возраста навыки литературно – игрового творчества; 

Развивать у воспитанников умение распознавать своё и чужое эмоциональные состояния и правильно реагировать в сложившейся ситуации; 

Создать в группе доверительно – дружеские отношения между детьми и педагогами, способствующие проявлению речевой и социальной активности, проявлению эмпатии, отзывчивости.



Сроки реализации: с 24 – по 28 февраля 2025 г.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Продолжительность: краткосрочный (недельный).

Участники проекта: педагог - психолог, воспитатели, тьютор, дети 6-7 лет, родители. Фото консультаций с родителями.

Объект исследования - эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста через сказку с эмоциями.

Гипотеза - активное включение детей в мир сказок будет способствовать их эмоциональному развитию.

Предполагаемые результаты: 

-умение детей выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями;

- снижение уровня тревожности, агрессивности у детей;

-развитие у детей эмпатии к другим людям и сказочным героям;

-приобретение навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

1.      Имеют устойчивый интерес к художественной литературе.

2.      Способны выражать эмоции, рассуждать, делать выводы по прочитанной сказке, поддерживать диалог.

3.      Способны сочинить небольшую эмоциональную сказку на предложенную тематику с небольшой помощью взрослых.

4.      Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.



Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.





Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный. 

24 февраля 2025 года. Понедельник. 

1. Изучение литературы по теме проекта.

2. Создание развивающей среды для осуществления проекта:

- внесение новых сказок, иллюстраций к сказкам, сказочных героев;

- рассматривание игрушек - героев (сказочных персонажей);

- обогащение среды различными средствами для развития изобразительных умений и навыков: трафареты, раскраски, штриховки и д.р.;

- сборник загадок про сказки и героев;

иллюстрации новых героев с эмоциями (педагоги). 

изучение представлений родителей о сказках и их влиянии на эмоциональное развитие детей (анкетирование);

2 этап. Организационный. 

25 - 27  февраля 2025 год. Вторник, среда, четверг. 

1. Организация работы с детьми:

- включение художественной литературы

- рассматривание иллюстраций, игрушек сказочных героев

- беседы, разговоры, игровые и проблемные ситуации.

Обсуждение с детьми, какие сказки будем сочинять, кто главный герой, выбрать имя этому герою. Как будет выглядеть наша книга со сказками. 

- продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка, конструирование;

иллюстрации к сказке с эмоциями - Глава 1.  Герои, эмоции. Маски с эмоциями. 

- театрализованная деятельность: настольный театр, кукольный театр «Волк и семеро козлят», игры-драматизации.

- пальчиковые игры, подвижные игры, словесные игры, игры малой подвижности.

2. Работа с родителями:

- заочные консультации на тему «Чему учат сказки с эмоциями?»

- выставка рисунков «Современные мультипликационные герои»

- «домашнее задание» «Сочинялки»

- анкета «Ребенок и книга»

- сборка книжки «Сказки с эмоциями. 

- проигрывание сказок с эмоциями. 

3 этап. Заключительный или итоговый. 28 февраля 2025 год. Пятница. 

1. Представление готового проекта, презентация.

2. Чтение и обсуждение сказок. 

3. Рисунок на тему: «Какое чувство запомнилось».

4. Психологическая игра «Когда мне страшно».

5. Защита конкурса в ДОУ для педагогов и воспитанников «Сказки с эмоциями». Грамота ГРАН-ПРИ. 

6. Выводы по результатам проекта.

Таблица

Содержание работы с детьми по дням:

Период


Содержание работы


Задачи по образовательным

областям


24.02.2025

Понедельник

«Вспоминаем сказки»

- Чтение сказок русских и иностранных писателей;

- Д.И. «Сравни разных зверят»;

- Рисование восковыми мелками или цветными карандашами  «Отрицательный сказочный герой»;

- Д.И. «Опиши героя»

- Драматизация сказки по выбору детей;

- Театрализованная деятельность: разыгрывание мини-сценок по сказкам;

- Настольно - печатная игра «Расскажи сказку»;

- Беседа «Чему учат сказки?»;

- Конструирование из разных материалов «Домики сказочных героев»;

- Пальчиковая гимнастика «Будем сказки называть, будем пальчики считать».


П.Р. – развивать умение созерцать объекты, явления, направляя внимание на более тонкое различие их качеств;


Р.Р. – продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать сказки и и драматизировать их;


Х-Э.Р. – продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении рисунка;


Ф.Р. – развивать мелкую моторику, умение сочетать движение и речь;


С-К.Р. – развивать волевые качества, следуя примерам героев литературных произведений, пережить и показать эмоции героев, понять, как их можно преодолеть.




25.02.2025

Вторник

- Беседа «Поступки героев: положительные и отрицательные».

- Беседа: «Как стать сказочником?»
Семь шагов для создания своей сказки…

- Совместно с детьми
выбрать главного героя
и имя ему.
«Ёжик Буся». Начинаем сочинять сказку с эмоциями.

- Творческое задание «Удивительные превращения».

- Д.И. «Угадай героя по описанию».

- Иллюстрирование совместно с детьми масок – эмоций для кукольного театра.

- Иллюстрации к сказке «Ёжик Буся» с эмоциями - Глава1.  Герои, эмоции.

Преодолеваем страхи совместно с героем.

- Ищем варианты преодоления страхов.

- Физкультминутки «Золушка», «Чипполино».

- Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки?».

- П.И. «По стопам современных героев».





П.Р. – Поощрять обсуждение детьми различных ситуаций и последствий, которые могут возникнуть в процессе проектной деятельности;


Р.Р. – уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект;


Х-Э.Р. – продолжать учить рисовать сюжет сказки и эмоции героев, объединенные общей темой;


Ф.Р. – учить придумывать варианты игр, проявляя творческие способности;


С-К.Р. – формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.






26.02.2025

Среда

- Д.и. «Эмоции героев». Цель: создание условий для творческой самореализации его участников в ходе придумывания и обыгрывания сюжета сказки.


Ход. Есть картинки с эмоциями героя сказки. Выбрать эмоцию героя и пережить, показать эту эмоцию, сочинив небольшую сказку. 

- Дидактическая игра «Мешок со сказками эмоций».

Дидактическая цель: активизация умственной деятельности, закрепление речевых навыков, развитие фантазии и воображения.

Количество играющих: 5-10детей

Материал: Тканый мешочек с картинками эмоций.

Игровое действие: первый участник достает первую эмоцию и начинает сказку, затем передает мешочек следующему. Второй участник достает следующую эмоцию с изображением и продолжает сказку, используя изображение. Повествование продолжается до последнего участника или до последней эмоции.

- Динамические паузы.

- Сочинить сказку, а то и две вместе с детьми…Глава 2. «Обидчивый ёжик Буся».


- Выбрать героев и обсудить какие иллюстрации будем рисовать к сказке. Иллюстрации эмоций героев сказки (ёжик, заяц).

- Театрализованная деятельность: настольный театр, кукольный театр «Волк и семеро козлят», игры-драматизации.

- «Сочинялки».

- Творческое задание «Сказочные заклинания».

- Д.У. «Выдуманное существо».

- Словесная игра «Какой, какая, какое?».

- Лепка придуманных героев (положительных и отрицательных).

- Словесная игра «Что, когда, зачем?».

- Театрализация отрывков из придуманных сказок.

- Подвижная игра  с мячом «Доскажи словечко».

- Физкультминутки «Зарядка семи гномов», «Буратино».


П.Р. – развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;




Р.Р. – совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью;


Х-Э.Р. – продолжать формировать умение создавать выразительные образы животных;


Ф.Р. – продолжать знакомить детей с различными физкультминутками для снятия мышечного напряжения;


С-К.Р. – развивать умение заниматься самостоятельно выбранным делом.


 




27.02.2025

Четверг

- Все иллюстрации распечатать, ламинировать и вырезать.

- Совместно с детьми собрать волшебную сказку с эмоциями и героями в книжку.

- Прочитать, поиграть в сказку, чтобы пережить все эмоции главных героев.

- Дети самостоятельно играют и сочиняют свои сказки и новые сюжеты.

- Вот и весь секрет
«Семь шагов до сказки»…

- Словесная игра «Что, когда, зачем?»

Цель: учить детей выстраивать логическую цепочку действий при сочинении сказки, рассказа.

- Консультация для родителей "Роль сказки в развитии детской эмоциональности".

- Анкета для родителей

«Ребенок и книга».

- Д.И. «Сравни разных зверят».

Цель: формировать умение находить противоположности, способствовать пополнению словарного запаса.

Ход. Дети учатся находить различия и сходства в персонажах разных сказок.


Р.Р. – продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать сказки и и драматизировать их;




Ф.Р. – развивать мелкую моторику, умение сочетать движение и речь;


С-К.Р. – развивать волевые качества, следуя примерам героев литературных произведений, пережить и показать эмоции героев, понять, как их можно преодолеть.




28.02.2025

Пятница

1. Представление готового проекта, презентация.

2. Чтение и обсуждение сказок. 

3. Рисунок на тему: «Какое чувство запомнилось».

4. Психологическая игра «Когда мне страшно».

5. Защита конкурса в ДОУ для педагогов и воспитанников «Сказки с эмоциями». Грамота ГРАН-ПРИ. 

6. Выводы по результатам проекта.


П.Р. – Поощрять обсуждение детьми различных ситуаций и последствий, которые могут возникнуть в процессе проектной деятельности;


Р.Р. – уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект;


Х-Э.Р. – продолжать учить рисовать сюжет сказки и эмоции героев, объединенные общей темой;


Ф.Р. – учить придумывать варианты игр, проявляя творческие способности;


С-К.Р. – формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.








Выводы по результатам проекта: 

Для детей:

- расширились представления детей о сказках, сказочных героях;

- активизировался словарный запас посредством описания героев, их эмоций, обсуждения их поступков в сказках;

- усовершенствовались коммуникативные способности, умение играть и общаться вместе; проиграть и справиться общими силами с эмоциями. 

- развились изобразительные навыки в рисовании, аппликации, конструировании;

- обогатились умения в театрализованной деятельности: мимика, пантомимика.

Для родителей:

- активное включение в педагогических процесс посредством участия в творческих выставках, совместном речевом творчестве;

- участие в пополнении детской литературы со сказками в ДОУ. 





Для педагогов:

- решение образовательных, воспитательных и развивающих задач посредством метода проектов;

- эмоциональная, педагогическая включенность в процесс развития полноценной, активной, творческой, инициативности личности ребенка.

Итак, у детей развивается умение различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения. Ребята становятся более отзывчивыми, сопереживают героям сказок и друг другу. Умеют не только распознавать эмоции, но и правильно реагировать на них. Это способствует улучшению эмоциональному фону в группе.

Таким образом, с помощью различных эмоциональных сказок, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации,  с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие  и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказка может помочь:

Вызвать правильную эмоцию у слушателя/читателя.

Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.

Понять жизненные ценности.

Принять трудное, но правильное решение.

Сформировать характер.

Освоиться в этом социуме.

Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.

Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.

Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и т.д.).

Сформировать положительные черты характера (справедливость, сострадание, ответственность и прочие).

Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.

Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.



























Используемая литература:



  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2018.

  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2021.

  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2018.

  4. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / Перев. с англ. СПб. : Питер, 2021.

  5. Карелина, И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет сказками [Текст] / И. О. Карелина. - Ярославль: Академия развития, 2018. 

  6. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.

  7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.

  8. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко. - М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).

  9. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст]: для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. - М.: ФОЛИО, АСТ, 2020.

  10. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г.

  11. Эльконинова, Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников [Текст] / Л. И. Эльконинова // Мир психологии, 1998. - №3.







Приложение 1.

Мини - сборник сказок с эмоциями. Глава 1. Глава 2.





ЁЖИК БУСЯ.









Глава1.

В домике на краю леса жил - был ёжик по имени Бусинка, потому что глаза у него были, как бусинки. И мама ласково звала его Буся. У него были маленькие красивые ушки, носик и острые колючки. Буся очень любил хрумкать яблочки, грибочки и играть в догонялки.

Когда Буся подрос, его маме пришлось пойти на работу1, чтобы у них было больше денег, чтобы они смогли покупать больше разных вкусняшек, одежды, игрушек.


И вот ёжик пошёл в лесной детский садик. Он познакомился с остальными зверятами. Все вместе они занимались физкультурой и музыкой, а ещё гуляли, играли, рисовали и лепили.

В садике Бусе было весело. Но иногда, когда не было занятий или малыш ни с кем не играл, ему вдруг становилось очень грустно, страшно и он думал, что мама за ним не придёт.

«А вдруг мама про меня забудет? Вдруг она не найдёт дорогу в детский садик? Что я тогда буду делать?!» – беспокоился ёжик.

Такие беспокойные и страшные мысли появлялись в головке Буси. И он уже не мог ни играть, ни гулять, ни рисовать. Буся плакал и звал маму. Никак не мог остановиться. Ведь для него это было большое горе…

Воспитательница пыталась его успокоить, но никак не могла прогнать его грустные и страшные мысли. Только когда приходила мама, Буся успокаивался и радовался.

Однажды мама ежиха задержалась на работе. В садике остались только Буся и воспитательница. Буся начал плакать, потому что у него в голове опять появились грустные и страшные мысли. За окном было уже темно и постепенно начали зажигаться уличные фонари.

Тогда воспитательница предложила:

– Давай поиграем с тобой. А ещё я знаю волшебные слова, которые помогут прогнать всю твою грусть, тревогу и страх. Слушай внимательно и запоминай:

От улыбки солнечной одной,

Перестанет плакать самый грустный ёжик

Буся наш весёлый, озорной,

Вдруг захлопает в колючие ладошки.

Воспитательница и Буся танцевали и весело распевали волшебные слова.

Потом они играли, пели и не заметили, как пришла мама Буси.

– Мама, мне было так грустно, страшно и я думал, что ты никогда не придёшь! – закричал ёжик Буся.

– Что ты! Что ты! Такое просто невозможно! Ты разве не знаешь, что у всех мам в сердечке есть специальный компас, который подсказывает им, где их дети? Если вдруг мама захочет пойти домой без своего ребёнка, то её сердечко начнёт сильно стучать, – успокоила сына ежиха.

И они, взявшись за руки, счастливые пошли домой пить вкусный горячий чай с пышными ватрушками, которые так замечательно готовит его мама.

Но на этом история нашего Буси не заканчивается…

Продолжение следует…

Азбука эмоций

Эмоциональный интеллект – это не развитие гениальности или быстроты ума. Это основа развития. Исследования показывают, что дети и взрослые, умеющие понимать свои и чужие эмоции, управлять ими и использовать в качестве ресурса для достижения своих целей, могут достигать максимальных успехов во многих сферах деятельности.

Одна из самых сильных эмоций в детстве – это страх. Все дети испытывают его, это возрастная норма. Развиваются мышление и воображение, малыши придумывают чудовищ и сами их пугаются. Но иногда эти образы выходят из-под контроля, так как детям ещё трудно чётко разграничить мир настоящий и мир собственных вымыслов. Необходима поддержка взрослого, чтобы благополучно «вернуться» в надёжную реальность. Вот несколько советов, как помочь малышу справиться со страхом.

1. Страхи не любят, когда их извлекают на свет. Поэтому о них нужно говорить с ребёнком.

2. Нельзя замалчивать страхи ребёнка, смеяться над ними, стыдить за переживания, отмахиваться от проблем.

3. Желательно, чтобы у страха появился конкретный образ. Его можно рисовать, лепить, создавать его портрет в сказке. Можно расспросить страх о том, зачем он пугает ребёнка. А вдруг окажется, что у него просто работа такая?

4. Страх можно сделать смешным, нарисовав его в нелепой одежде или в неожиданной обстановке.

5. Старайтесь очистить собственное душевное пространство от тёмных страхов и неоправданных тревог.

6. Не замалчивайте проблемы, осторожно говорите о них ребёнку. Отсутствие информации – благоприятная почва для появления страхов.



Глава 2.

«Обидчивый ёжик Буся».

А вы помните, друзья мои, про ёжика по имени Буся? Так вот – я продолжу и снова расскажу, что на этот раз приключилось с Бусей. Ведь он совсем не мог совладать со своими эмоциями…

В лесу жил ёжик Буся, который был очень обидчивым. Он обижался на всё: заяц пробежал, его не заметил и не поздоровался, белка грибами не угостила, лисёнок с ним играл, да не так, как хотел ёжик.

Его друг заяц Пончик как-то спросил ёжика: «Почему ты обижаешься?». Ёжик ему ответил: «Хочу обижаться и буду! Тебя не спросил!». Сам обижается и других обижает. Вот бывает, друзья мои!

И обида внутри ёжика так разрасталась, раздувалась как воздушный шар, что в один прекрасный момент ёжик превратился в надувной шар и полетел вверх после дуновения ветерка.

Буся очень испугался, стал громко звать на помощь. Но никто его не слышал, а даже если и слышали, то не хотели помогать вредному и обидчивому ёжу.

Зайка пробегал по опушке леса и увидел в облаках шар. Ёжик истошно кричал и плакал. Заяц увидел, что это его друг ёжик и решил ему помочь.

« Ёжик, не расстраивайся! Я знаю, что надо делать! Твоя обида внутри тебя превратилась в огромный пузырь, потому что ты свою обиду копил много дней. Надо сильно чихнуть и пузырь внутри тебя лопнет».

Буся сильно чихнул и начал падать вниз. Пончик очень быстро бегал, смог его поймать. Ёжик сильно заплакал. Ему было жаль зайца и его лапы.

Ёж Буся понял, что обида делала его злым и вредным. Из-за неё он чуть не потерял всех друзей. А заяц спас его, не жалея своих лап. С тех пор ёж больше ни на кого не обижался из-за всяких пустяков.

Но на этом история нашего Буси не заканчивается…

Продолжение следует…

Авторы - педагоги: Ю.А. Пономарёва, А.А. Викулова, Ю.Н. Карпецкая.

Художники: Анастасия Сутягина, 7 лет; Екатерина Шлетгауэр, 7 лет; Ярослав Истомин, 7 лет; Даниил Жуков, 7 лет; Аврора Колчанова 6 лет; Ю.Н. Карпецкая; Ю.А. Пономарёва; А.А. Викулова.

ГО Краснотурьинск, МА ДОУ № 29 «Детский сад № 29», 2025 год.







Приложение 2. 

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии детской эмоциональности"

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального, существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (А.С. Пушкина, Ш. Перро,  Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, сказка бы лишь правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» — скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, можно понять ее правдивое содержание буквально.

Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднений, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боли и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят реку». А если совет будет совершенно нереальный, фантастический, нелогичный, новый взгляд на проблему — возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема решена.

Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время препровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они — существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку - «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах», пугливому и робкому — «О трусливом зайце». Шаловливому и доверчивому помогут - «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Капризному — «Принцесса на горошине». Активному и подвижному непоседе — «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей, и т.д.

Поймите эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен — и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги помогут решить ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте и фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей для преодоления препятствий. Он сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить своим обычным голосом и языком, доступным ему, усвоенным им в реальном общении с родителями.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ему добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом, поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте сказки, близкие и полезные именно вашему ребенку.

Наиболее ценные, «целебные» сказки те, что передавались из поколения в поколение. Существуют сюжеты, встречающиеся практически у всех народов мира. Это вариации Золушки, Красной Шапочки, Спящей красавицы. Живут в веках легенды о подвигах богатырей и доблестных рыцарей, о злых драконах и могучих волшебниках. Отбор временем прошли сказки, которые не только развлекали, но учили жизни и врачевали душу. Старенькая бабушка со своими сказками была для внучат одновременно участковым терапевтом, невропатологом и психологом. Поэтому, читая детям хорошие книги современных писателей, не стоит забывать и старые добрые сказки. Несмотря на детский интерес к черепашкам-ниндзя или телепузикам, этих героев не назовешь равноценной заменой семи богатырям.

Существует целое направление психотерапии, которое так и называется — «сказкотерапия», или «сказкокоррекция». Психолог сочиняет сказку, помогающую ребенку избавиться от тревог и страхов, повысить уверенность в себе, научиться общаться, освоить другую модель поведения и т.д. Сказкотерапия бывает особенно эффективна в случаях детского упрямства, капризов, конфликтов со сверстниками и близкими…

Лучше сочинять сказку вместе с детьми. Ребенок сам направит сюжет в сторону тревожащих его проблем, а вы, вероятно, откроете что-то новое в его душевном мире. Чтобы сказка получилась интересной и полезной, необходимо соблюдать несколько правил.

✓ Сказку надо сочинять в хорошем настроении, никуда не торопясь.

✓ Прекрасно, если ребенок воспримет это как новую увлекательную игру. Не стоит отрывать его от любимого занятия, иначе сказкотерапия не принесет плодов. Такая сказка уместна перед сном, во время прогулки.

✓ Герой или героиня должны быть близки ребенку. Если ему нет еще 5 лет, лучше сочинить сказку про симпатичного зайчика, мышку, львенка. Для детей постарше главным персонажем может быть ребенок одного с ним пола и возраста. Но не стоит давать герою сказки имя вашего малыша. Ребенок и сказочный персонаж — не одно и то же.

✓События, происходящие с героем сказки, его переживания должны быть похожи на те, которые травмируют ребенка в реальной жизни, но не в мелких деталях. Полезно в сказке преувеличить трудности или даже довести ситуацию до абсурда. Например, если вы решили побороться с излишней плаксивостью, можно сочинить историю о маленьком инопланетянине, который так «заплакал» свою планету, что на ней буквально сухого места не осталось. Ее жители прилетели на Землю, чтобы земляне научили их строить лодки, а люди придумали, как успокоить плаксу. В сказке должны быть волшебство, вымысел, юмор.

✓ Не стоит помещать в сказку предметы и персонажей из реальной жизни (современный транспорт, оружие, ваших знакомых). Правда и вымысел должны быть разделены четкой границей. Но если сам ребенок включает в сказку жизненные реалии — пусть они остаются.

✓ Не подвергайте критике то, что придумывает малыш. Все, что он говорит, — ценно и обязательно должно быть включено в сказку, даже если выглядит слишком кровожадным или неприличным.

✓ И, конечно же, счастливый конец обязателен. Герой всегда находит выход из трудных обстоятельств, становится сильнее и красивее, а чудища оказываются смешными и нестрашными.

Сочинение сказки дает радость совместного творчества, сопричастности к общей тайне. Вы налаживаете теплый эмоциональный контакт с ребенком, учитесь понимать друг друга. Ощущение вашей любви и безраздельного внимания делает его более счастливым и уверенным в себе. Ребенок учится связно и интересно выражать свои мысли. Он тренирует логическое мышление, ведь в сказке одно вытекает из другого, все взаимосвязано. Воспитывается творческая личность с развитой фантазией и воображением. Конечно, сказка - не панацея от всех трудностей воспитания, но хорошая альтернатива наказаниям, нотациям и уговорам.



Приложение 3. 



Анкета для родителей: «Ребенок и книга»



Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты и проанализировать свои ответы.

1. Читаете ли вы ребенку книги? Если да, то как часто:

— ежедневно;

 — несколько раз в неделю;

 — редко, когда есть время.



2. Вы читаете детям книги:

— по просьбе ребенка;                      

— по своей инициативе.



3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребенком?

-да                                -нет



4. Есть ли у ребенка домашняя библиотека? Сколько книг (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)?



5. Какие книги предпочитает ваш ребенок:

 — сказки;                 — стихи;       — литературу о природе;  

— энциклопедии, книги познавательного содержания; — нет определённых предпочтений.



6. Рассказывает ли ваш ребенок о книгах, которые прочитали в детском саду?

-да                                 - нет



7. Ходите вы с ребенком в библиотеку?

-да                       -нет



8. Читаете ли вы с ребенком произведения для длительного чтения? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

- да

-нет



9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то какую предпочитаете:

 — периодическую (журналы, газеты);

— познавательную;

— художественную.







Приложение 4



Дидактические игры.

1. Д.И. «Сравни разных зверят»

Цель: формировать умение находить противоположности, способствовать пополнению словарного запаса.

Ход. Дети учатся находить различия и сходства в персонажах разных сказок.



2. Д.И. «Опиши героя»

Цель игры – улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.

Ход. Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.



3. Д.И. «Угадай героя по описанию»

Цель: воспитывать у детей умение узнавать героя по наиболее характерным приметам, развивать наблюдательность.

Ход. воспитатель описывает сказочных героев или героев повестей, рассказов, а дети должны отгадать, кто это за герои, в каких произведениях мы с ними встречаемся.



4. Д.У. «Выдуманное существо»

Цель: продолжать обогащение лексики словами-признаками, закреплять навык согласования их с существительными.

Ход. У каждого ребенка картинка с несуществующим животным, нужно детям самостоятельно образовать слова-признаки.



5. Д.и. «Эмоции героев». Цель: создание условий для творческой самореализации его участников в ходе придумывания и обыгрывания сюжета сказки. Ход. Есть картинки с эмоциями героя сказки. Выбрать эмоцию героя и пережить, показать эту эмоцию, сочинив небольшую сказку. 

Дидактическая игра "Мешок со сказками эмоций"

Дидактическая цель: активизация умственной деятельности ,закрепление речевых навыков, развитие фантазии и воображения.

Количество играющих: 5-10детей

Материал: Тканый мешочек с картинками эмоций.

Игровое действие: первый участник достает первую эмоцию и начинает сказку, затем передает мешочек следующему. Второй участник достает следующую эмоцию с изображением и продолжает сказку, используя изображение. Повествование продолжается до последнего участника или до последней эмоции.



Динамические паузы.

1.      Пальчиковая гимнастика «Будем сказки называть, будем пальчики считать»

Будем сказки называть

Будем пальчики считать,

Теремок,  

Колобок — румяный бок.

Есть, Курочка Ряба

Три поросенка,

Не забудем, Три медведя,

Про Репку мы не забываем

Знаем Петушка золотого гребешка.

Любимым сказкам каждый рад.

2.      Физкультминутки:

ЧИППОЛИНО

Чипполино - мальчик ловкий,

Может быстро убегать. (бег на месте)

Бедному же дяде Тыкве помогает дом скрывать. (присесть, закрыв лицо руками)

Над сеньором Помидором он смеётся и не зря, (руки вверх –вниз)

А солдатиков – лимонов побеждает он шутя. (имитация бокса)

А с друзьями любит прыгать, бегать, весело скакать, (прыжки)

И летать, и плавать рыбкой, (бег на месте, прыжки на одной ноге)

В общем, весело играть! (хлопки)



ЗОЛУШКА

Золушка наша умеет работать: (прыжки)

Моет посуду, стирает бельё. («тарелки» (руками)

Старые вещи может заштопать, (хлопки за спиной)

Всё получается у неё. (хлопки перед грудью)

Вот она пол подметает, так чисто, (наклоны)

Вкусно готовит, золу уберёт. (приседания)

Всё может делать она очень быстро. (поворот направо)

Да! И при этом песни поёт! (поворот налево)



ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала»

БУРАТИНО

Буратино потянулся

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют стихотвopение, выполняя движения. Руки вверх, вдох – потянулись; наклон – раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)



СКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.) 

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.) 

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.) 

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.) 

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.) 



В ГОСТИ В СКАЗКЕ

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.



Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения).



Словесные игры

1.      Словесная игра «Какой, какая, какое?»

Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.

Ход. Педагог предлагает детям выбрать любого героя из представленных карточек. Просит назвать качества героя (какой он?, Какая она?).



2.      Словесная игра «Что, когда, зачем?»

Цель: учить детей выстраивать логическую цепочку действий при сочинении сказки, рассказа.

Ход. Педагог напоминает детям, что сказки или рассказы – это логически выстроенный текст, поэтому необходимо следовать сюжету. Для оказания помощи детям при составлении сказок – сочинилок педагог предлагает наводящие вопросы: кто, где, когда, зачем?.



3.      П.И. с мячом «Доскажи словечко»

Цель: формировать навыки слогового анализа слова; автоматизировать силу удара мячом.

Ход. Воспитатель, бросая ребенку мяч с отскоком, произносит первый слог в слове и предлагает назвать вторую половину. Ребенок возвращает мяч тем же способом и произносит недостающую часть слова.