I Организационный. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству. Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности | Приветствие учителя: - Добрый день дорогие ребята! Сядьте удобно, закройте глаза и повторяете за мной: «Я в школе, я разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к новым знаниям». | Обучающиеся приветствуют учителя. Выполняют указания учителя: садятся на свои места и проговаривают текст. |
II Актуализация знаний. Цель: создание условий для формирования мотивации к учению Задача: - актуализация знаний обучающихся, - вовлечь в определение темы урока. | Беседа. У: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с понятием драматургия. Давайте вспомним что оно означает для нас в музыке и литературе каких? У: Ответьте на вопрос: «Может ли музыка существовать без литературы и наоборот….? Обоснуйте свой ответ… У: В каком музыкальном жанре мы встречаем большое прозаическое литературное произведение, музыку, ИЗО вместе? У: Правильно. | Беседа, ответы детей на вопросы учителя: Дети: …..
Дети: Нет. Дети:…. Дети: В опере и балете. |
III Постановка учебной задачи. Введение в тему. Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач. Задачи: вовлечь в определение целей урока. | Беседа. Мы поговорим с вами о Многообразии связей музыки с литературой; Взаимодействии музыки и литературы в музыкальном театре. На примере оперы «Иван Сусунин» | Беседа. Определение цели урока обучающимися. Дети записывают тему урока в тетрадь. |
IV Изучение нового материала. Цель: создание условий для знакомства с новым материалом Задачи: -способствовать формированию ассоциативного мышления; -развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального ннародного искусства; -создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с искусством и сопричастности с ним. | Рассказ учителя. Объяснение нового материала. Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова "Драма". Их употребляют и при характеристике музыке, в которой передаются переживания человека: страдание, тревога, протест и др. Чаще всего эти чувства проявляются в конфликтах. Именно на них основана драматургия музыкального спектакля. Конфликт является основой драматургического развития любого спектакля, действие которого строится по определённой схеме: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. В этом уроке мы рассмотрим драматургическое развитие действия на примере оперы Михаила Ивановича Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"). Сам композитор назвал её "отечественной героико-трагической оперой". С кратким содержанием произведения можно познакомиться, перейдя по ссылке. Драматургия оперы построена на конфликте двух сил, изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. Опера состоит из четырёх действий и эпилога. В Интродукции (начальной сцене оперы) воплощена воля народа к победе. В первом действии изображена картина мирной жизни поселян. Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха. Этому посвящена её каватина. Второе действие - так называемый "польский акт". Действие происходит в замке короля Сигизмунда. Звучат польские танцы: полонез, краковяк, вальс, мазурка. Посмотрите фрагмент польского бала: полонез и краковяк. Так мы познакомились с экспозицией оперы, в которой представлены две противодействующие силы. В третьем действии раскрывается основной конфликт - русский крестьянин сталкивается с врагами. Мирная сцена в избе Сусанина. Антонида готовится к свадьбе. Неожиданно появляются поляки. Сопоставление музыкальных тем усиливает драматизм действия. Враги уводят с собой главного героя. Душевные переживания Антониды переданы в романсе. Сцена в лесу (4 действие) - гибель Сусанина - становится трагической кульминацией оперы. В арии главного героя выражено его духовное величие. И всё же, несмотря на гибель главного героя, опера заканчивается торжественно. Знаменитый хор "Славься", написанный в духе народного канта, излучает свет, передаёт ликование народа. С оперы "Иван Сусанин" началась новая эпоха в русской музыке. Впервые удалось "возвысить народный напев до трагедии". С этого времени историческая опера является прежде всего драмой народа. А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики. | Беседа. Слушание учителя. Ответы на вопросы. Слушание музыкальных фрагментов. Характеризуют прослушанные музыкальные фрагменты из оперы. Словами характеризуют главного героя оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки Слушание : Каватила Антониды Полонез польский Ария Сусанина Хор «Слався» |
V Осмысление изученного материала Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения произведениями искусства Задачи: -развивать образное, творческое мышление учащихся. | Беседа, вокально-хоровая работа. - Представьте себя драматургом: вам надо написать литературное произведение на основе исторического события, с чего вы начнёте? | Беседа. Дети:… |
VI Подведение итогов урока, рефлексия.
Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся. Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства. | Что вы запомнили по пройденному материалу на уроке? Рефлексия: «облака мыслей» Записываем на доске всё, что походит в голову в связи с нашей темой урока. | Беседа. - Я узнал на уроке…. |
VII Домашнее задание. | Домашнее задание. 1.Что означает термин "каватина"? 2. В чём состоит основной конфликт оперы "Иван Сусанин", в каком действии он раскрывается? 3. Почему опера заканчивается торжественно, несмотря на гибель главного героя? 4*.Какие ещё произведения М. И. Глинки вы знаете? | Записывают домашнее задание. |