Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может.
Генри Мюррей
ШКОЛА МОЛОДОГО УПРАВЛЕНЦА
Модель формирования методического пространства общеобразовательного учреждения
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу.
Некоторые предпосылки решения данной проблемы раскрыты в целом ряде исследований :
- - повышение качества педагогической деятельности рассматривались в работах В.И. Гинецинского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.Е. Марона, Э.М. Никитина, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.;
- - методическая деятельность - в работах В.Г. Быковой, В.В. Дудникова, Н.Д. Иванова, В.М. Лизинского, Н.В. Немовой, А.П. Ситник, В.И. Дружинина, Л.Ф. Спирина и др.;
- - организации методической работы в школе посвящены труды Р.И. Будниковой, Л.П. Быстровой, В.И. Дружинина, С.Г. Воровщикова, Л.И. Дудиной, В.И. Зверевой, Е.Н. Линчинской, И.Н. Орловой и др.
- Особое внимание в последнее время уделяется основам методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений (О.М. Зайченко, Е.И. Казакова, Т.А.Каплунович, М.Н. Певзнер, Е.Е. Сергеева, А.П. Тряпицына, Р.М. Шерайзина, А.Г Ширин).
Методическая работа - система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» (Ю.К. Бабанский)
Методическая работа - специальная деятельность в рамках «педагогического производства»
(Г.П. Щедровицкий).
Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов)
«Система взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении» (В.И. Дружинин)
Задачи методической работы :
1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.
2. Повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.
3. Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.
4. Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.
5. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
6. Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.
7. Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.
8. Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Цель методической работы, функции:
Группа
Функции
1 группа функций — формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности
— обогащение знаний педагогов;
— развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;
— развитие мотивов творческой деятельности;
— развитие устойчивых нравственных качеств личностей;
— развитие современного стиля педагогического мышления;
— развитие педагогической техники;
— развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.
2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу
— сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;
— выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;
— организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;
— контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;
— выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;
— стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;
— приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.
3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.
— творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;
— внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;
— внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;
— распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Коллективные
Групповые
Индивидуальные
Формы методической работы
Индивидуальные
Взаимопосещение
уроков
Наставничество
(тьюторство)
Работа над
индивидуальной методической
темой
Персональные
консультации
Аттестация
Самообразование
Формы методической работы
Коллективные
Педагогический
совет
Педагогические
конференции,
семинары
Методический
совет
Работа над единой
методической
проблемою
Педагогическая
выставка
Формы методической работы
Групповые
Методические
объединения
Семинари-практикумы
Школа педагогического
мастерства
Методические
оперативки
Психолого-педагогический
семинар
Творческие группы
и лаборатории
Школьные методические
объединения
МО учителей
Вариативные
объединения
учителей
МО классных
руководителей
Словесности
Творческие
группы и
лаборатории
Математики и
информатики
Английского
языка
Начальных
классов
Природоведческих
дисциплин
Школа
педагогического
мастерства
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Схема 1. Линейно-функциональный принцип
Схема 2. Матричные структуры управления методической службой школы
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Директор
Педсовет
Заместители
директора
Психолог
Руководители МО
Методический совет
Функции управления методической работой
Управленческий цикл состоит из трех основных этапов:
- предварительного управления;
- оперативного управления;
- заключительного управления.
Функции управления методической работой :
анализ ;
прогнозирование;
планирование ;
организация ;
контроль ;
координация ;
регулирование ;
стимулирование .
Прогнозирование
Выделяют три вида прогнозов по степени упреждения:
- - краткосрочное (2-4 года)
- - среднесрочное (5-10 лет)
- - долгосрочное (10-20 лет )
Планирование
Процесс планирования должен быть строго систематизирован и включать в себя следующие этапы:
- - анализ и оценка исходного состояния системы;
- - определение главных задач, которые необходимо решить в планируемом периоде;
- - спроектировать ожидаемые результаты. Обязательно в количественных и диагностируемых характеристиках;
- - подобрать комплекс мер для достижения задач;
- - установить сроки и ответственных за реализацию данных мероприятий;
- - определить объем и структуру ресурсов необходимых на разных этапах реализации плана.
ПЛАН методической работы ОУ
План работы по самообразованию учителя МОУ«СШ №_»
Тема:
Цель:
Задачи:
Работа над темой начата:
Предполагается закончить:
Предполагаемый результат:
Перспективный план работы над темой по самообразованию
№ этапа
1 этап
Этап
Содержание
2 этап
Диагностический
Сроки реализации
3 этап
Организационный
1. Самодиагностика
2. Проблемный анализ профессиональной деятельности
3. Постановка проблемы
1. Изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы
2. Определение цели и задач работы над темой
3. Составление плана работы, подготовка базы, разработка системы мер, направленных на решение проблемы
4 этап
Практический
1. Внедрение комплекса мер по решению текущей проблемы, проведение учебных, факультативных занятий, внеклассных мероприятий по теме самообразования
2. Формирование методического комплекса
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов
Обобщающий
5 этап
1. Подведение итогов
2. Оформление результатов работы по теме самообразования
3. Представление материала
Внедренческий
1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы
2. Распространение результатов и работы по теме самообразования
План работы на 201../201.. учебный год:
№ п/п
1
Содержание работы
Сроки выполнения
2
3
Отметка о выполнении
4
5
Примерное содержание:
- изучение нормативных документов по предмету;
- формулировка актуальности изучения темы;
- изучение передового опыта и литературы по теме;
- анализ основных направлений реализации ИК технологии;
- систематизация теоретического материала;
- знакомство с практическим опытом работы педагогов школы, города, района;
- выступление на ШМО «Использование новых информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку в 6 классах»;
- проведение учебного занятия (серии учебных занятий) в 6 классах;
- разработка серии учебных занятий и внеклассных мероприятий и т.п.
Организация и контроль
Организационная функция - это совокупность действий и процедур, ведущих к упорядочению и согласованию взаимосвязей между компонентами системы.
Организационная функция состоит из 2 фаз:
- формирование управленческой задачи, принятие решения и ее реализации, доведение до исполнителей, выбор средств и способов действий, распределение поручений, создание для исполнителей стимулов и мотиваций, делегирование исполнителям некоторых властных полномочий;
- создание необходимых условий для исполнителей, приобретение ресурсов, обеспечение финансами, предоставление рабочих мест и их оснащение.
Контроль - это функция управления, которая служит средством обратной связи между субъектом и объектом управления и представляет собой осуществляемый субъектом комплекс мер по надзору за реализацией управленческих решений, проверки жизнедеятельности организации с целью выявить возможные отклонения и осуществить коррекцию.
Объектами внутреннего контроля в образовательном учреждении являются:
1. Процессы, протекающие в ОУ (образовательный, управленческий, инновационный, обеспечивающий).
2. Деятельность педагогических, руководящих и иных работников ОУ.
3. Работа структурных подразделений ОУ, в том числе методических.
4. Связи образовательного учреждения с внешней средой.
5. Направления деятельности ОУ – методическая работа, инновационная деятельность, воспитательная работа, учебная работа, работа с персоналом.
6. Учебные занятия, методические мероприятия.
7. Документальные материалы, в том числе методического характера.
Направления внутреннего контроля, их методические цели:
Координация - это процесс согласования, приведения в соответствие всех связей организации с внешней средой.
Функция регулирования вступает в действие в случае выявленных в ходе контроля отклонений, ведущих к снижению заданных темпов роста, показателей.
Методами реализации этой функции служат:
- совещания при директоре;
- оперативные совещания в организационной структуре;
- издание локальных нормативных актов;
- внесение изменений в локальные акты;
- изменение установленных сроков, режимов, нормативов работы.
Стимулирование - процесс побуждения себя и других к деятельности.
• Повышение квалификационных категорий в результате аттестации, присвоение педагогических званий, создание благоприятного морального психологического климата в коллективе, признание и одобрение результатов труда, удовлетворение потребностей педагогов в самореализации.
Тьюторское сопровождение – важная форма научно-методической работы в школе
План работы Школы молодого учителя
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
Ответственные
Час общения "Расскажи о себе"
Знакомство молодых специалистов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, Уставом
Закрепление тьюторов
Изучения содержания учебных программ, нормативных документов
из организации учебно-воспитательного процесса
Изучения нормативно правовой документации
Ознакомления с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий
Октябрь
Администрация школы
Директор школы
Руководители методических объединений
Зам. директора по УВР
Круглый стол "Основные проблемы молодого учителя"
Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы
Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учеников. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"
Час психолога: тренинг "Как быстрее адаптироваться в школе"
Ноябрь
Зам. директора по УВР
Педагоги-тьюторы
Психолог школы
Консультация "Проектная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы"
Семинар-практикум "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"
За м. директора по У ВР
Педагоги-тьюторы Психолог
Декабрь
Январь
Консультация "Современный урок: структура и конструирование"
Семинар-практикум "Анализ урока. Виды анализа"
Посещение уроков тьюторов и их структурный анализ
Февраль
За м. директора по У ВР
Педагоги-тьюторы
Семинар-практикум "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"
Мастер-класс: "Использование современных образовательных технологий в современном учебно-воспитательному процессе"
За м. директора по У ВР
Педагоги-тьюторы
Посещение уроков молодых специалистов Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока"
Обзор периодической педагогической литературы
За м. директора по У ВР
Педагоги-тьюторы
Библиотекарь школы
Март
Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)
Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках".
Практикум: решение педагогических ситуаций
Апрель
Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"
Час психолога
Май
Зам. директора по УВР
П сихолог школы
Подведение итогов работы "Школы молодого учителя": семинар или аукцион педагогических идей, или методическая выставка достижений молодого учителя
Зам. директора по УВР
П сихолог школы
Директор школ ы
Зам. директора по УВР
П едагоги - тьюторы
Модель формирования методического пространства ОУ
Директор
Заместители директора
Школа молодого
учителя
Методический совет
Творческие
лаборатории
Мастер-класс
Проблемный семинар
Индивидуальные
консультации
Методические
объединения
Динамические группы
для подготовки
педсоветов, заседаний
Аттестация
Творческие отчеты
Психолого-педагогический семинар
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!