Урок
ТЕМА: Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение
Цель: Познакомить учащихся с моделью «горячей Вселенной», реликтовым излучением; сформировать представление о физических условиях на ранних стадиях расширения Вселенной.
Задачи:
Обучающая : сформировать понятия: модель «горячей Вселенной», реликтовое излучение; познакомиться с образованием химических элементов во Вселенной; объяснить обилие гелия во Вселенной и его необходимость образования на ранних этапах эволюции Вселенной; познакомиться с наблюдаемыми свойствами реликтового излучения.
Развивающая : : развивать научность мышления, умение анализировать, выделять главное, применять полученные знания для объяснения явлений; работать с литературой.
Воспитывающая: : привитие любви и уважения к достижениям науки; акцентирование внимания учащихся на том, что в мире развивающихся тел и их систем существует замкнутый цикл материального мира; формирование комуникационных компетенций, умение говорить и слушать других.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, эволюционные схемы, колекция ЦОР, фрагменты видеоуроков: У Вселенной было начало. Видеоурок «NICA — Вселенная в лаборатории»; Реликтовое излучение.
Межпредметные связи: физика (спектральный анализ, термоядерный синтез, скорость света, элементарные частицы); обществоведение (материальность мира и его познаваемость, основные формы существования материи, движение материи, пространство и время); биология (познание сущности жизни на клеточном и молекулярном уровнях).
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Этапы урока.
Организационный этап.
Актуализация знаний учащихся.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного.
Оценка деятельности.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Организация работы на уроке.
I этап – Организационный:
Эпиграф.
Вселенная тоже была молодою,
И бился в груди ее пламень творения!
Как женщина, власть потеряв над собою,
Она отдавалась на волю мгновения.
И в огненной пляске Пространства и Времени,
Доверившись слепо неведомым силам,
Она разрешила от тяжкого бремени,
Даруя начало мирам и светилам…
Дыхание горячее Тайны Великой
Потоками квантов к тебе прикоснется,
И космос огромный чужой многоликий,
Сквозь мрак мироздания тебе улыбнется.
И тот, кто увидел улыбки той отблеск,
Кто вздрогнул на миг и застыл ослепленный,
Так будет всю жизнь, позабыв сон и отдых,
Искать ее снова в просторах Вселенной.
Б. Комберг
Знакомство с темой и целями урока; система оценки результатов.
II этап - Актуализация знаний учащихся (повторение):
Тестовое задание. 1. Раздел астрономии, занимающийся изучением строения Вселенной и процессов, происходящих в ней, называется: а) космогонией б) космологией в) космонавтикой г) астрофизикой 2. Соотнесите термины, указанные буквами и определения, указанные цифрами: а) Вселенная б) Метагалактика в) Галактика г) Звездная система; 1) Самая большая наблюдаемая, нестационарная, постоянно эволюционирующая, расширяющаяся система, не имеющая центра расширения 2) Материальная система, безграничная в пространстве и развивающаяся во времени 3) Вращающаяся система, имеющая в центре мощный источник нетеплового излучения (не связанный с нагретым газом) 4) Вращающаяся система, имеющая в центре мощный источник теплового излучения 3. Выберите главные космологические признаки Вселенной: а) анизотропность б) изотропность в) неоднородность г) однородность д) сингулярность Ключ к тесту: 1. б) 2. а – 2), б – 1), в – 3), г – 4) 3. б), г) | |
III этап - Изучение нового материала.
Мотивационно-ориентировочная деятельность учащихся.
Вспомним, что по современным представлениям, на ранней стадии развития звезда в основном состоит из водорода. Температура внутри звезды столь велика, что в ней протекают реакции слияния ядер водорода с образованием гелия – термоядерные реакции.
Существует гипотеза, что около 30% по массе наблюдаемого во Вселенной гелия образовалось в недрах звёзд.
Проверьте это предположение. (Работа с учебником Стр.132)
В термоядерных реакциях синтеза гелия из водорода в недрах Солнца каждую секунду выделяется 4 · 1026 Дж энергии. При образовании одного ядра гелия выделяется энергия ΔЕ = 4,8 · 10–12 Дж. Поэтому каждую секунду в Солнце образуется 1038 ядер атомов гелия, или 6, · 1011 кг гелия. Полагая, что возраст Галактики близок к возрасту Вселенной: 1,3 · 1010 лет = 3,9 · 1017 с, легко подсчитать массу гелия, которая могла бы образоваться во всех звёздах (1011 звёзд) за этот промежуток времени: 6,7 · 1011 кг/с · 1011 · 3,9 · 1017 с = 2,6 · 1040 кг.
Вывод: Это составляет 13% от всей массы Галактики (масс всех звёзд Галактики 2 · 1041 кг), что существенно меньше наблюдаемой массы гелия.
Исходя из этого в 1946 году астрофизик Георгий Гамов, американский физик российского происхождения (учился вместе с А.Фридманом) и его коллеги разработали физическую теорию начального этапа расширения Вселенной, объясняющую наличие в ней химических элементов синтезом при очень высоких температуре и давлении. Начало расширения по теории Гамова назвали «Большим Взрывом». Соавторами Гамова были Р. Альфер и Г. Бете, поэтому иногда эту теорию называют «α, β, γ-теория» или модель горячей Вселенной.
Модель «горячей Вселенной» - космологическая модель, в которой эволюция Вселенной начинается с состояния плотной горячей плазмы, состоящей из элементарных частиц, и протекает при дальнейшем адиабатическом космологическом расширении, иначе теория Большого взрыва
Практический.
У вас на столах имеется таблица, где эволюция Вселенной расписана с точностью до секунды! Имеется также рисунок модели молодой Вселенной. И вы можете по данной таблице проследить сейчас ход моих рассуждений по одной из теорий, названной «Большим взрывом»
Таблица Эволюция Вселенной по теории «Большого взрыва»
Название эпохи | Физические процессы | Время, прошедшее с момента Большого Взрыва | Температура |
Рождение классического пространства-времени | Вселенная рождается из состояния сингулярности, из пространственно-временной «пены» | 5∙10–44 c | 1032 К |
Стадия инфляции | Вселенная начинает расширяться, появляются возмущения плотности, из которых потом образуются скопления галактик. Появляется барионная асимметрия | 5∙10–44–10–36 c | более 1028 К |
Рождение вещества | Появляется горячая плазма, состоящая из элементарных частиц, «кваркового супа» | начиная с 10–36 c | 1028 К |
Радиационная стадия | Вещество и излучение находится в равновесии. На каждый барион приходится 109 фотонов | вплоть до 10–4 c | до 1013 К |
Стадия рекомбинации | Аннигиляция частиц и античастиц с образованием квантов излучения | вплоть до 1 с | 5∙1012–1013 К |
Первичный нуклеосинтез | Образуются протоны и нейтроны. Синтез ядер водорода и гелия, а также лития и берилия | 1–200 с | 109–1010 К |
Стадия рекомбинации водорода | Вещество становится прозрачным. Образование реликтового излучения | 1 с – 1 000 000 лет | 4500–3000 К |
Возникновение галактик | Начало возникновения звезд и галактик | 1 миллиард лет | 30 К |
Современная эпоха | Существование галактик и звезд. Расширение Вселенной продолжается | 15–20 миллиардов лет | 2,725 К |
Модель Молодой Вселенной
Далее рассказ учителя соотносим с таблицей.
(Если хороший интернет фрагмент видеоурока
https://www.youtube.com/watch?v=xSxKtGYv7jY У Вселенной было начало. Видеоурок «NICA — Вселенная в лаборатории») или
https://www.youtube.com/watch?v=wMV2TYmgxGs Рождение Вселенной или момент творения. Начало всего. Большой Взрыв. Фильм про космос 31.10.2016)
Известные нам законы физики начали действовать с момента tв= 10-43 с, когда стали существенными явления гравитации, квантования и релятивизма, характеризуемые соотношением гравитационной постоянной G, постоянной Планка ћ и скоростью света с, когда размеры Вселенной составляли Rв= 1031 м при плотности материи r в=1074–1094 г/см3 с температурой Тв = 1,3 × 1032 К.
При расширении пространства температура и плотность среды уменьшались намного быстрее плотности вакуума. Отрицательное давление физического вакуума р = - р× с2породило явление взаимного отталкивания материальных объектов, обратное гравитации. Не имевшие ранее массы частицы материи, стремительно поглощали чудовищную энергию порождавшего их вакуума. Инфляционная Мини-Вселенная была чем-то похожа на раздувающийся воздушный шарик: расстояние между всеми точками поверхности равномерно увеличивалось потому, что между ними возникало, увеличивалось само пространство. Мини-Вселенная не расширялась в каком-то внешнем по отношению к ней пространстве: само пространство возникало, увеличивалось внутри нее, "раздвигало" ее границы. Энергия распада "ложного вакуума" к моменту tв = 10-36 с полностью выделилась в форме рождения частиц; инфляционное расширение Мини-Вселенной закончилась.
Сверхраскаленный "пузырь" Мини-Вселенной распался из-за внутренней нестабильности на множество мелких областей - метагалактик. По мере расширения Метагалактики уменьшалась плотность ее материи и энергия излучения, температура среды падала пропорционально расширению пространства. При дальнейшем расширении Метагалактики температура упала ниже 109 К и синтез атомных ядер прекратился, поскольку энергии фотонов и других частиц стало недостаточно для протекания этих реакций. В период времени от 10 до 100 с с момента возникновения метагалактики закончилась аннигиляция ("вымирание") электронно-позитронных пар.
Возникновению и сохранению сгустков содействовало то, что при наличии отдельных уплотнений в разных точках пространства на каждый протон или нейтрон приходилось разное количество переносящих энергию фотонов. С понижением температуры и плотности среды уменьшалась вероятность образования новых "возмущений плотности", а старые сгустки продолжали рассасываться.
Через 1012 с после Большого Взрыва началась эпоха рекомбинации - разделения вещества и излучения. Свидетель той поры - реликтовое излучение.
За миллиарды лет расширения Метагалактики его температура понизилась с 4000 К до 2,725 К.
"Блины" массой до 1014 М стали зародышами протогалактических скоплений. В их недрах происходили разнообразные тепловые и гидродинамические процессы, приводившие к распаду ("дроблению") "блинов" на мелкие, отдельные, плотные облака газа массой 1010-1012М, из которых образовались протогалактики, преобразовавшиеся в галактики на протяжении последующего миллиарда лет.
Вывод:
Теоретический
Итак, на ранних этапах расширения вещество Вселенной имело огромную плотность и очень высокую температуру. Было также излучение, которое находилось в равновесии с веществом. Именно это излучение назвали реликтовым - космическое электромагнитное излучение, приходящее на Землю со всех сторон неба примерно с одинаковой интенсивностью и имеющее спектр, характерный для излучения абсолютно черного тела при температуре около 3 К (3 градуса по абсолютной шкале Кельвина, что соответствует –270° С). Как показали наблюдения, это излучение не связано ни с одним из известных небесных тел или их систем.
Гипотезу о существовании такого излучения высказал Георгий Гамов. При расширении Вселенная остывает, поэтому длина волны реликтовых фотонов должна возрастать: в настоящее время регистрируется фон с температурой 2,725 К, что соответствует миллиметровому диапазону. Реликтовое фоновое микроволновое излучение открыли в 1964 году американские ученые Арно Пензиас и Роберт Вильсон. Оно оказалось в высокой степени изотропным, одинаковым по всем направлениям и своим существованием подтверждает модель горячей расширяющейся Вселенной. Его называю ещё: космическое микроволновое фоновое излучение» cosmic microwave background, CMB; реликтовое излучение; трехградусное космическое излучение
За это открытие ученые в 1978 году получили Нобелевскую премию.
Фрагмент видеоурока https://www.youtube.com/watch?v=YWkanmxwMg8 Реликтовое излучение
Закрепление изученного. Обсуждение Какие основные открытия положены в основу Большого Взрыва? Оценка деятельности. Домашнее задание. § 36 Вопросы и задания стр.133 Подготовка реферативных работ и тезисов к уроку-конференции Рефлексия. | |
Методическое обеспечение
1. В.М. Чаругин «Астрономия. 10–11 кл.», учебник, М, Просвещение, 2018г.
2. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001г.
3. Мультимедийный курс «Открытая астрономия», версия 2,5 Физикон, 2002г.
4. Видеоуроки
https://www.youtube.com/watch?v=xSxKtGYv7jY У Вселенной было начало. Видеоурок «NICA — Вселенная в лаборатории»
https://www.youtube.com/watch?v=wMV2TYmgxGs Рождение Вселенной или момент творения. Начало всего. Большой Взрыв. Фильм про космос 31.10.2016
https://www.youtube.com/watch?v=YWkanmxwMg8 Реликтовое излучение