Полная инклюзия | Посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения | - Адаптация и интеграция в социум, но при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ВОЗ. - Общение детей с ВОЗ с нормально развивающимися сверстниками (Им предоставляется возможность развивать дружеские отношения с обычно развивающимися сверстниками) - Воспитание отзывчивости у здоровых детей - Им предоставляется возможность приобрести реалистичный жизненный опыт, который их готовит к жизни в обществе (сообществе) -Они избавлены от неблагоприятного воздействия раздельного, изолирующего от внешнего мира обучения - Полноценное образование | -Работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум программам, что не может не отразиться как качестве обучения; -Высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения; -Трудности организации интегрированного обучения в основном звене, где функцию дефектолога должны взять на себя учителя-предметники. | Правила комплектования групп / классов: дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы (где предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах, классах) |
Частичная (временная) инклюзия | Дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы по включению детей- инвалидов в инклюзивное по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. Учащиеся с ООП объединяются с нормально развивающимися детьми для проведения совместных мероприятий. | Все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера. - Учащиеся с ОВЗ обучаются совместно нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, а в оставшееся время они объединяются для работы по специальным коррекционным программам. - Индивидуальный подход к обучению -Создание вариативной развивающей среды | - Отсутствие квалифицированного персонала- воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями - Стандартная программа обучения часто не позволяет некоторым детям с особыми потребностями продолжать образование с определенного этапа (не подходит и поэтому требует доработки и модернизации) | Данная модель интеграции может быть реализована в ДОУ комбинированного вида, имеющих специальные группы, а также в массовых школах, в которых открыты специальные классы. |
Эпизодическая инклюзия | Это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с сочетанными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.) в рамках взаимодействия образовательных и межведомственных учреждений. Эпизодическая интеграция может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения. | Эпизодическая инклюзия предполагает, что воспитанники специальных учреждений практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в : - лагерях отдыха - специально организованных походах, праздниках - конкурсах -при организации и проведении выставок детских работ -кружках и д.р. -Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями -Раскрытие ребенка с помощью индивидуальной образовательной программы - Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия - Наличие специалиста сопровождения, (тьютора) | - Архитектурная недоступность школ - Неготовность общества к принятию инвалидов - Недостаток профессиональных компетенций учителей и воспитателей в работе в инклюзивной среде - Отсутствие достаточного финансирования | Это модель инклюзии реализующаяся во внеурочной деятельности, где воспитанники специальных учреждений, объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Может осуществляться индивидуальное обучение на дому. |