Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено Утверждено
на заседании МС Директор школы
Протокол №_____ ___________Гизатуллин С.А.
от «____»______________2016 г Приказ №_________
от «_____»______________2016 г
.
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по курсу «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД»
6 класс
Составили: Рафикова В.Ф., учитель
Белышева Т.И., учитель
Чернушка
2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании образовательных программ специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Сельскохозяйственный труд. 6 класс» и «Цветоводство и декоративное садоводство. 6 класс» под редакцией В.В. Воронковой, утвержденной Министерством образования РФ, М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. (Сб.2).
Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах.
Образовательный процесс в классах коррекции осуществляется согласно учебного плана, составленного в соответствии с программой и количеством часов, рекомендованных СанПином для разновозрастных классов с малой наполняемостью учащихся.
Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на всестороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, коррекции их психических и физических возможностей, воспитание трудолюбия и стремления к самореализации. Программа обеспечивает трудовое, эстетическое воспитание, содержит материал, помогающий обучающимся достичь такого уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При составлении курса были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Отличительной чертой данного курса является объединение двух государственных программ: «Цветоводство и декоративное садоводство» и программы «Сельскохозяйственный труд». Раздел «Животноводство» (птицеводство и овцеводство) программы «Сельскохозяйственный труд» взят в ознакомительном плане. Это обусловлено отсутствием животноводческой базы при школе. Наличие же большого пришкольного участка с огородом, цветником и плодовыми насаждениями даёт возможность для подробного изучения овощеводства, садоводства и цветоводства, организации трудовой практики в конце учебного года. На участке имеется теплица и парники для выращивания рассады цветов и овощных культур.
За основу взята программа «Сельскохозяйственный труд». При составлении программы в планировании внесены изменения теоритической и практической части. В I четверти сокращено (объединено) количество часов в разделах «Уборка картофеля», «Почва и ее обработка», «Осенний уход за ягодными кустарниками», «Посадка чеснока» и добавлены разделы из программы «Цветоводство и декоративное садоводство»: «Сбор семян садовых цветковых растений», «Цветковые культуры, размножение вегетативно», «Зимующие многолетние цветковые растения» и «Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений». Во II четверти добавлены разделы: «Осенний уход за декоративными кустарниками», «Обмолот и расфасовка цветочных семян» и «Уход за комнатными цветковыми растениями». Практические работы в разделе «Домашняя птица» были заменены моделированием.
В III четверти были добавлены разделы «Строение цветкового растения», «Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением». Объединены некоторые темы в разделе «Овцеводство», практические работы заменены на просмотр видео фильмов и на моделирование. В планирование на IV четверть из программы «Цветоводство и декоративное садоводство» добавлена тема «Подготовка цветника к весеннему сезону», «Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике» и «Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных»
Содержание курса предполагает участие обучающихся в уборке урожая картофеля; размножение, деление и посадка цветковых культур, уход за комнатными растениями, уход за зимующими многолетними цветковыми растениями, использование многолетних цветковых растений для озеленения улиц и помещений.
Работа по предложенным темам положительно сказывается на сообразительности и мелкой моторике умственно отсталых детей (например, операции, связанные с цветочными семенами ).
Таким образом, программа способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства.
Контроль развития обучающихся осуществляется в виде самостоятельных практических работ, тестирования, работы с индивидуальными карточками, защите проектов. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводится контрольное тестирование и самостоятельные работы.
Ожидаемый результат: коррекция отклонений в развитии умственно отсталых детей средствами образования и трудовой подготовки, социально- психологическая реабилитация учащихся для последующей их интеграции в общество, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Цель: овладение сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками по овощеводству, цветоводству и птицеводству, социализация обучающихся путем вовлечения их в трудовую деятельность, способствующую их допрофессиональной подготовке.
Задачи:
Образовательные: развивать знания об овощеводстве и цветоводстве, о биологических особенностях и технологиях выращивания картофеля, гороха, лука, чеснока; развивать самостоятельные навыки обучающихся при выращивании, уборке и хранении урожая картофеля и столовых корнеплодов; развивать познавательную активность обучающихся, формировать навыки по уборке и хранению сельскохозяйственных культур и уходу за домашней птицей, козами, курами.
Коррекционно-развивающие: коррекция недостатков трудовой деятельности обучающихся специальных (коррекционных) школ через работу на пришкольном участке;
- коррекция эмоционально волевой сферы через трудовую деятельность;
- обучение школьников умению применять общеобразовательные знания при выполнении трудовых операций;
- уточнение представлений обучающихся об окружающем мире и расширение их кругозора;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при сортировке семян;
- коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении и на внимание;
- способствовать развитию общетрудовых умений: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
3. Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к сельскохозяйственному труду, содействовать физическому развитию, и укреплению здоровья.
Программа направлена на коррекцию недостатков обучающихся.
Содержание учебного материала
I четверть
Вводное занятие
Анализ результатов обучения за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда.
Уборка картофеля
Объект работы. Картофель.
Теоретические сведения. Сроки уборки картофеля. Правила выкопки клубней без повреждений.
Практические работы. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение в тару.
Сбор семян садовых цветковых растений
Объект работы. Садовое цветковое растение.
Теоретические сведения. Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте (космея, василек, дельфиниум, ирис и др.). Признаки созревания семян. Приемы сбора семян с вегетирующих цветочных растений. Садовые ножницы: приемы работы. Техника безопасности.
Умение. Распознавание созревших семян. Работа садовыми ножницами.
Практические работы. Определение растений для сбора семян. Срезка подсохших плодов с частью стебля. Размещение плодов и картонные коробки и установка на просушивание.
Почва и ее обработка
Объект работы. Почва.
Теоретические сведения. Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вскапывание почвы лопатой. Требования к качеству вскапывания.
Умение. Работа лопатой.
Практические работы. Выбор лопаты. Осмотр участка и определение направления борозд. Прокладывание первой борозды. Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд.
Подготовка почвы под посадку чеснока
Объект работы. Чеснок.
Теоретические сведения. Требования к обработке почвы под чеснок.
Практические работы. Разметка участка или гряд под чеснок. Вскапывание участка. Рыхление и выравнивание участка граблями.
Осенний уход за ягодными кустарниками
Объект работы. Ягодный кустарник.
Теоретические сведения. Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания.
Практические работы. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно
Теоретические сведения. Способы размножения растений (семенной и вегетативный). Цветковое растение, размножаемое вегетативно: виды, использование в цветнике.
Наглядное пособие. Натуральное цветковое растение, размножаемое вегетативно.
Посадка чеснока
Объект работы. Чеснок.
Теоретические сведения. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки, глубина заделки чеснока.
Умение. Выращивание чеснока.
Практические работы. Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Посадка чеснока в рядки.
Зимующие многолетние цветковые растения
Теоретические сведения. Виды многолетних цветковых растений (зимующие и незимующие). Разница между видами. Примеры местных зимующих многолетних цветковых растений (пионы, флоксы, ирисы или др.). Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Понятие деление многолетнего растения. Необходимость деления на части для многолетника.
Наглядное пособие. Натуральное зимующее многолетнее цветковое растение.
Умение. Распознавание вида, зимующего многолетнего цветкового растения.
Упражнение. Определение вида, зимующего многолетнего цветкового растения.
Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений
Объект работы. Пион.
Теоретические сведения. Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. Подготовка растения к пересадке. Подготовка почвы и посадочной ямы для него. Пион: декоративные качества, биологические особенности, периодичность деления и пересадки.
Умение. Определение на глаз количества деленок. Подготовка почвы и растения к посадке. Выращивание пиона.
Практические работы. Подготовка глиняной болтушки. Обрезка листьев пиона и укорачивание стеблей наполовину. Выкопка посадочных ям. Глубокий подкоп под ним и выкопка. Обильный полив маточного куста. Полная промывка корневища и корней в емкости с водой. Подготовка длинного заостренного делительного колышка. Осмотр куста и определение на глаз количества деленок (на каждой должно быть по 5—7 глазков и отдельных корней). Разметка мест деления нитками. Деление куста колышками и обмакивание корней и корневищ деленок в глиняную болтушку. Насыпка холмиком почвы в посадочные ямы. Посадка деленок (установка на холмик, расправление корней и корневищ, засыпка почвой так, чтобы глазки были на уровне поверхности почвы). Уплотнение почвы. Полив деленок. Мульчирование и досыпка почвы.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка овощей и картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря.
Самостоятельная работа Обработка почвы с помощью лопаты.
IIчетверть
Вводное занятие
Осенний уход за декоративными кустарниками
Объект работы. Декоративный кустарник.
Теоретические сведения. Кустарники, используемые для озеленения школьного двора: названия, правила осеннего ухода. Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: вилы, правила безопасной работы.
Умение. Осенний уход за кустарниками.
Практические работы. Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных. Удаление срезанных веток. Сгребание опавших листьев. Вскапывание почвы вокруг кустов.
Домашняя птица
Теоретические сведения. Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица, преимущественно разводимая в местных условиях. Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Наглядное пособие. Изображения домашних птиц разных пород.
Содержание домашней птицы
Объект работы. Домашняя птица.
Теоретические сведения. Помещение для содержания птицы в школьном или фермерском хозяйстве. Оборудование птичника и зависимости от вида птицы. Уход за птичником. Содержание птицы с вольными ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы.
Практические работы. Моделирование. Создание макета птицефермы для кур, гусей.
Создание макета двора с выгульным и безвыгульным содержанием птицы.
Органические удобрения
Объект работы. Органическое удобрение.
Теоретические сведения. Общее представление об удобрениях. Виды органических удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений.
Наглядное пособие. Разные органические удобрения.
Умение. Распознавание вида органического удобрения.
Упражнение. Определение видов навоза.
Заготовка навоза
Объект работы. Органическое удобрение.
Теоретические сведения. Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. Компосты из птичьего помета. Устройство навозохранилища.
Практические работы. Вывоз навоза из помещения, укладка в штабель. Закладка компоста. Сбор куриного помета в чистом виде и укладка его под навес для последующего использования в качестве жидкой подкормки растений.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка крольчатника и птичника. Заготовка навоза и компоста.
Обмолот и расфасовка цветочных семян
Объект работы. Семена цветковых растений.
Теоретические сведения. Обмолот семян мелкосеменных цветочных растений: цель, правила, приспособления. Правила безопасной работы с приспособлениями.
Умение. Работа с приспособлениями для обмолота семян.
Практические работы. Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян. Разбор, очистка, сортировка и фасовка в бумажные пакеты семян.
Уход за комнатными цветковыми растениями
Объект работы. Комнатное цветковое растение.
Теоретические сведения. Приемы ухода за комнатными растениями (рыхление уплотненной почвы, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших листьев). Случаи, когда следует укорачивать стебли. Признаки необходимости перевалки или деления растения.
Умение. Самостоятельный выбор приемов ухода за комнатным растением.
Практические работы. Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и побегов с растений. Легкое рыхление поверхности почвы вокруг них. Добавка земляной смеси (по необходимости). Полив растений.
Практическое повторение
Виды работы. Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением, указанным учителем.
Самостоятельная работа
Закладка компоста.
IIIчетверть
Вводное занятие
Овцы и козы
Объект работы. Домашние животные.
Теоретические сведения. Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец и коз. Козы, разводимые для получения молока, и козы, разводимые для получения пуха. Разница между ними.
Наглядное пособие. Изображения овец и коз различных пород.
Умение. Распознавание разнопродуктивных коз.
Упражнение. Определение продуктивных коз.
Содержание овец и коз зимой
Объект работы. Домашние животные.
Теоретические сведения. Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Удаление соломистого навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее содержание. Устройство кормушек на выгульном дворе.
Умение. Уход за овцой и козой.
Корм для овец и коз
Теоретические сведения. Сено из степных трав и разнотравья как наиболее предпочтительный корм для овец и коз. Зерновые корма для овец и коз. Сочные корма для овец и коз (тыква, кабачки, свекла, морковь). Нормы кормления взрослых овец, и коз, и ягнят, и козлят.
Наглядное пособие. Образцы степного сена и сена с заболоченного луга.
Овощные культуры
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур (корнеплоды, капустные и луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные овощные культуры). Необходимость потребления разнообразных овощей.
Наглядное пособие. Изображение овощей и растений в полном развитии.
Умение. Распознавание овощей.
Упражнение. Классификация овощных культур.
Столовые корнеплоды
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Морковь и свекла — столовые корнеплоды. Морковь и свекла — двулетние растения. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни. Строение их корнеплодов. Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы.
Умение. Распознавание стандартного столового корнеплода.
Упражнение. Определение стандартных столовых корнеплодов.
Основные полевые культуры
Объект работы. Пшеница, подсолнечник, сахарная свекла.
Теоретические сведения. Культуры, относящиеся к полевым (пшеница и другие зерновые, подсолнечник, сахарная свекла). Продукция из полевых культур, ее значение. Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях. Подробное ознакомление с основными полевыми культурами, распространенными в местных условиях: строение растений, особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в местных условиях.
Наглядное пособие. Зерна разных зерновых культур (кукурузы, подсолнечника, гречихи и др.), а также кормовых корнеплодов и кормовых бахчевых культур.
Умение. Распознавание вида полевой культуры.
Упражнение. Определение полевых культур по продуктивным частям и внешнему виду.
Строение цветкового растения
Теоретические сведения. Общее представление об органах цветкового растения (корни, стебли, листья, цветки). Разнообразие и форма стеблей и листьев. Виды листа (простой и сложный). Форма и окраска цветков. Особенности корней растений (корневища, луковица, клубень, корнеклубни), назначение корневища, луковиц, клубня и корнеклубня у цветкового растения.
Наглядное пособие. Натуральные цветковые растения с различными формами стеблей, листа, цветка и с видоизмененными органами.
Умение. Распознавание и название органов цветкового растения.
Упражнения. Определение растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями, с простыми и сложными листьями, с одиночными цветками и соцветиями.
Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением
Объект работы. Зимующее многолетнее цветковое растение.
Теоретические сведения. Зимующее многолетнее, требующее ранневесеннего ухода цветковое растение: виды ухода.
Умения. Удаление мульчирующего слоя. Уход за многолетними зимующими цветковыми растениями.
Практические работы. Удаление мульчирующего слоя. Легкое рыхление почвы. Более глубокое рыхление почвы при появлении ростков.
Практическое повторение
Виды работ. Уход за плодовыми деревьями. Уход за комнатными растениями. Распознавание форм стеблей и листьев, одиночных цветков и соцветий, корней и корневищу разных цветковых растений.
Самостоятельная работа
Разбор смеси семян полевых и овощных культур.
Распознавание органов цветковых растений с называнием.
IV четверть
Вводное занятие
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая посадка. Использование однолетних цветковых растений, выращиваемых посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. Определение мест рабатки, групповой посадки, размещение бордюра. Оформление краев рабатки.
Умение. Распознавание элементов цветочного оформления. Планирование размещения клумбы.
Практические работы. Составление плана размещения рабатки из однолетних цветковых растений. Вскапывание почвы на рабатке. Вскапывание участков для размещения высокостебельных однолетних цветковых растений на фоне кустарников или на газоне.
Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности. Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве. Расстояния между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.
Умение. Разметка посевных грядок. Выравнивание разрыхленной почвы. Подвязывание стеблей.
Практические работы. Рыхление и выравнивание почвы. Разметка рядков с помощью веревки или маркера, колышков и мерной ленты. Углубление посевных рядков по разметке. Раскладка семян в посевные борозды и заделка их.
Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных
Объект работы. Лилия тигровая.
Теоретические сведения. Лилия тигровая: внешнее строение, декоративные качества, требования к условиям выращивания, продолжительность выращивания на одном месте.
Умение. Выращивание лилии тигровой.
Практические работы. Рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений. При необходимости, выкапывание молодых растений для прореживания посадок. Полив. При необходимости подвязывание стеблей к колышкам.
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке. Выбор места для семенного участка. Подращивание корнеплодов моркови и свеклы и теплице или в комнатных условиях (при необходимости). Подготовка почвы. Уход за высадками корнеплодов и лука.
Практические работы. Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки. Подготовка горшков больших размеров, насыпка в них почвы, смешанной с перегноем. Посадка в горшки корнеплодов и установка их на светлое и теплое место. Вскапывание почвы на семенном участке, удобрение перегноем. Выкопка лунок, внесение в них перегноя. Высадка в лунки подращенных корнеплодов, когда наступит устойчивая теплая погода. Посадка лука на семена. Полив растений и рыхление почвы.
Выращивание столовых корнеплодов
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева. Уход за растениями (прополка, прореживание, рыхление междурядий).
Умение. Разметка участка согласно способу посева. Выращивание моркови и свеклы.
Практические работы. Подготовка почвы с помощью ручных орудий труда. Разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки. Заделка семян. Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прореживание растений.
Выращивание репчатого лука и лука-севка
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Условия хранения лука-севка для получения качественного урожая. Лук однолетний. Получение репчатого лука с помощью рассады. Подготовка лука-севка к посадке. Способы посадки лука-севка. Способы посева лука-чернушки. Уход за посадкой и посевом лука.
Умение. Распознавание вида лука. Выращивание лука.
Практические работы. Подготовка почвы и разметка гряд для Посадки и посева лука. Замачивание лука-севка. Посадка лука-севка в гряды по разметке. Посев лука-чернушки. Прополка в рядках и междурядьях. Полив (по необходимости).
Практическое повторение
Виды работы. Посадка картофеля. Посев гороха. Обработка аллей и кустарников.
Тематическое планирование
I четверть – 58 часов
Вводное занятие – 2 часа
Уборка картофеля – 7 часов
Сбор семян садовых цветковых растений – 5 часов
Почва и ее обработка – 7 часов
Подготовка почвы к посадке чеснока – 5 часов
Осенний уход за ягодными кустарниками – 6 часов
Цветковые культуры, размножение вегетативно – 4 часа
Посадка чеснока – 8 часов
Зимующие многолетние цветковые растения – 3 часа
Деление и посадка зимующих многолетних
цветковых растений – 7 часов
Практическое повторение – 2 часа
II четверть – 56 часов
Осенний уход за декоративными кустарниками – 5 часов
Домашняя птица – 7 часов
Содержание домашней птицы – 17 часов
Органические удобрения – 10 часов
Заготовка навоза – 4 часа
Обмолот и расфасовка цветочных семян – 4 часа
Уход за комнатными цветковыми растениями – 6 часов
Практическое повторение – 3 часа
III четверть – 70 часов
Овцы и козы – 7 часов
Содержание овец и коз зимой – 10 часов
Корм для овец и коз – 9 часов
Овощные культуры – 9 часов
Столовые корнеплоды – 6 часов
Основные полевые культуры – 10 часов
Строение цветкового растения – 9 часов
Ранневесенний уход за зимующим
многолетним цветковым растением – 5 часов
Практическое повторение – 5 часов
IV четверть – 56 часов
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону – 8 часов
Посев семян однолетних цветковых растений
в цветнике – 8 часов
Уход за зимующими многолетними цветковыми
растениями из группы лилейных – 5 часов
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов – 11 часов
Выращивание столовых корнеплодов – 11 часов
Выращивание репчатого лука и лука-севка – 10 часов
Практическое повторение – 3 часа
Календарно-тематическое планирование
№ | 2016-2017 | | Тема уроков Теоретические сведения | № | 2016-2017 | | Практические работы и экскурсии |
| |
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
| | | | 1 четверть-58 часов | | | | | |
| | | | Вводное занятие -2 ч | | | | | |
1 | | | | Анализ результатов обучения за 5 класс | | | | | |
2 | | | | Задачи обучения в учебном году. Охрана труда. Спецодежда | | | | | |
| | | | Уборка картофеля - 7 ч | | | | | |
3 | | | | Признаки созревания клубней картофеля. Сроки и способы уборки картофеля | | | | | |
4 | | | | Фитофтора. Признаки поражения и борьба с болезнью | 5 6 | | | | Выкопка клубней картофеля |
7 | | | | Способы хранения картофеля. Учет урожая. Проверка знаний по теме «Уборка картофеля» | 8 9 | | | | Просушка, сортировка, затаривание и транспортировка к хранилищу |
| | | | Сбор семян садовых цветковых растений - 5ч | | | | | |
10 | | | | Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте. | | | | | |
11 | | | | Признаки созревания семян. Правила и приёмы сбора семян | 12 | | | | Срезка подсохших плодов с частью стебля. Размещение плодов для просушивания. |
13 | | | | Садовые ножницы: приемы работы. Техника безопасности. | 14 | | | | Распознавание семян цветковых растений. |
| | | | Почва и её обработка - 7ч | | | | | |
15 | | | | Понятие о почве. Состав почвы | 16 | | | | Перекопка почвы. Рассмотрение слоев почвы |
17 | | | | Значение почвы для выращивания растений, удобрения почвы | 18 | | | | Рассмотрение видов удобрений |
19 | | | | Значение обработки почвы. Правила вскапывание почвы лопатой | 21 | | | | Обработка почвы с помощью лопаты |
20 | | | | Перекопка почвы и ручной инвентарь для обработки почвы | | | | | |
| | | | Подготовка почвы к посадке чеснока — 5 ч | | | | | |
22 | | | | Требования к обработке почвы под чеснок | | | | | |
23 | | | | Разметка участка, гряд, вскапывание, рыхление и выравнивание участка граблями | 24 | | | | Разметка участка, гряд, вскапывание, рыхление и выравнивание участка граблями |
25 | | | | Разметка гряд под чеснок. Повторение знаний по теме «Почва и ее обработка | 26 27 | | | | Разметка гряд под чеснок |
| | | | Осенний уход за ягодными кустарниками — 6 часов | | | | | |
28 | | | | Ягодные кустарники | 29 | | | | Экскурсия в школьный сад |
30 | | | | Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников | | | | | |
31 | | | | Вскапывание вокруг ягодных кустарников лопатой | 32 | | | | Вскапывание вокруг ягодных кустарников лопатой |
33 | | | | Повторение по теме «Осенний уход за ягодными кустарниками» | | | | | |
| | | | Цветковые культуры, размножаемые вегетативно - 4 ч | | | | | |
34 | | | | Способы размножения растений (семенной и вегетативный). | 37 | | | | Размножение цветковых растений вегетативным способом |
35 36 | | | | Цветковое растение, размножаемое вегетативно: виды, использование в цветнике. | | | | | |
| | | | Посадка чеснока – 8 ч. | | | | | |
38 | | | | Сроки посадки чеснока | 40 | | | | Подготовка посадочного материала |
39 | | | | Подготовка посадочного материала Способы посадки чеснока | 42 | | | | Разметка рядков с помощью веревки и колышков |
41 | | | | Разметка рядков с помощью веревки и колышков | 43 44 | | | | Посадка чеснока в рядки |
45 | | | | Повторение темы «Чеснок» | | | | | |
| | | | Зимующие многолетние цветковые растения -3 ч. | | | | | |
46 | | | | Виды многолетних цветковых растений (зимующие и незимующие). | | | | | |
47 | | | | Примеры местных зимующих многолетних цветковых растений | | | | | |
48 | | | | Размножение зимующего многолетнего цветкового растения | | | | | |
| | | | Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений – 7ч. | | | | | |
49 | | | | Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. | 53 | | | | Подготовка почвы и посадочной ямы. Обрезка листьев пиона и укорачивание стеблей наполовину |
50 | | | | Подготовка растения к пересадке | 54 | | | | Полив маточного куста. Промывка корневища и корней в емкости с водой |
51 52 | | | | Пион: декоративные качества, биологические особенности, периодичность деления и пересадки. | 55 | | | | Разметка мест деления нитками. Деление куста и посадка делёнок |
56 | | | | Итоговое тестирование за I четверть | | | | | |
| | | | Практическое повторение – 2 ч. | | | | | |
| | | | | 57 58 | | | | Уборка овощей |
| | | | II четверть- 56 часов | | | | | |
| | | | Осенний уход за декоративными кустарниками - 5 ч | | | | | |
1 | | | | Кустарники, используемые для озеленения школьного двора | 3 | | | | Вырезка сухих ветвей. Удаление срезанных веток |
2 | | | | Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: виды, правила безопасной работы | 4 | | | | Сгребание опавших листьев |
| | | | | 5 | | | | Вскапывание почвы вокруг кустов |
| | | | Домашняя птица - 7 ч | | | | | |
6 7 | | | | Птицеводческая ферма или фермерское хозяйство | 8 | | | | Просмотр видео о птицеводческих хозяйствах России |
9 10 | | | | Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки | | | | | |
11 12 | | | | Содержание птицы в фермерских и индивидуальных хозяйствах | | | | | |
| | | | Содержание домашней птицы - 17 ч | | | | | |
13 | | | | Птица, преимущественно разводимая в местных условиях | | | | | |
14 15 | | | | Помещение для содержания птицы в школьном или фермерском хозяйстве, птицефермах | 17 18 | | | | Моделирование. Создание макета птицефермы для кур, гусей |
16 | | | | Оборудование птичника в зависимости от вида птицы | 26 27 | | | | Создание макета двора с выгульным и безвыгульным содержанием птицы |
19 | | | | Уход за домашними птицами | | | | | |
20 | | | | Кормление кур, гусей, уток, индеек | | | | | |
21 | | | | Уход за птичником | | | | | |
22 23 | | | | Содержание птиц с вольным и ограниченным выгулом | | | | | |
24 25 | | | | Безвыгульное содержание домашней птицы | | | | | |
28 | | | | Обобщение и повторение по теме «Содержание домашней птицы» | | | | | |
29 | | | | Проверка знаний по теме «Содержание домашней птицы» | | | | | |
| | | | Органические удобрения - 10 ч | | | | | |
30 | | | | Понятие об удобрениях: органические, минеральные. | | | | | |
31 | | | | Значение удобрений для получения высоких урожаев. Виды органических удобрений | 32 | | | | Распознавание вида органического удобрения |
33 | | | | Навоз и виды навоза. Значение сбор и хранение навоза | | | | | |
34 | | | | Навозная жижа и ее хранение | | | | | |
35 | | | | Торф. Образование и добыча | | | | | |
36 | | | | Компост. Приготовление компоста | 37 | | | | Закладка компоста |
38 | | | | Птичий помет (сухой, влажный) Повторение по теме «Органические удобрения» | | | | | |
39 | | | | Тестирование по теме «Органические удобрения» | | | | | |
| | | | Заготовка навоза - 4 ч | | | | | |
40 | | | | Требования к качеству и условиям хранения органических удобрений | | | | | |
41 | | | | Получение и хранение птичьего помета | | | | | |
42 | | | | Компосты из птичьего помета | | | | | |
43 | | | | Устройство навозохранилища | | | | | |
| | | | Обмолот и расфасовка цветочных семян- 4ч | | | | | |
44 | | | | Обмолот семян мелкосеменных цветочных растений | 45 | | | | Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян |
46 | | | | Правила безопасной работы с приспособлениями | 47 | | | | Разбор, очистка, сортировка и фасовка в бумажные пакеты семян |
| | | | Уход за комнатными цветковыми растениями – 6ч. | | | | | |
48 49 | | | | Приемы ухода за комнатными растениями | 50 | | | | Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и побегов с растений |
51 52 | | | | Признаки необходимости перевалки или деления растения. | 53 | | | | Рыхление почвы вокруг растений. Полив |
| | | | Практическое повторение - 3 ч. | | | | | |
56 | | | | Резерв на повторение | 54 55 | | | | Определение и выполнение приёмов ухода за комнатным растением, указанным учителем |
| | | | III четверть — 70 часов | | | | | |
| | | | Овцы и козы - 7 часов | | | | | |
1 | | | | Домашние животные: козы и овцы | | | | | |
2 3 | | | | Овцы и козы в крестьянском хозяйстве | | | | | |
4 | | | | Местные породы овец и коз | | | | | |
5 6 | | | | Козы, разводимые для получения молока и получения пуха. Различия между ними | 7 | | | | Просмотр видео «Поведением коз и овец. Породы» |
| | | | Содержание овец и коз зимой – 10 часов | | | | | |
8 | | | | Скотный двор в крестьянских хозяйствах | | | | | |
9 | | | | Содержание овец и коз на соломенных подстилках | 10 | | | | Просмотр видео «Уход за овцами и козами» |
11 | | | | Перевод овец и коз на летнее содержание | 13 14 | | | | Создание макета выгульного двора для содержания коз и овец. |
12 | | | | Устройство выгульного двора, кормушки | | | | | |
15 | | | | Уход за козами и овцами зимой | | | | | |
16 | | | | Повторение темы «Содержание овец и коз» | | | | | |
17 | | | | Проверка знаний по теме «Содержание коз и овец» | | | | | |
| | | | Корм для овец и коз – 9 часов | | | | | |
18 | | | | Кормление коз и овец. Виды кормов | | | | | |
19 | | | | Нормы кормления взрослых коз и козлят | | | | | |
20 | | | | Виды кормов для овец и коз | | | | | |
21 | | | | Сено из степных трав и разнотравье для коз и овец | | | | | |
22 | | | | Зерновые корма для овец и коз | | | | | |
23 | | | | Сочные корма для овец и коз | | | | | |
24 | | | | Нормы кормления взрослых овец и ягнят | | | | | |
25 | | | | Повторение темы «Корм для овец и коз» | | | | | |
26 | | | | Проверка знаний по теме «Овцы и козы» | | | | | |
| | | | Овощные культуры — 9 часов | | | | | |
27 | | | | Общее представление об овощах и овощных культурах | | | | | |
28 | | | | Столовые корнеплоды | | | | | |
29 | | | | Капустные и луковичные овощные культуры | | | | | |
30 | | | | Плодовые овощные культуры | | | | | |
31 | | | | Зеленные овощные культуры | 35 | | | | Распознавание овощей |
32 | | | | Необходимость потребления разнообразных овощей | | | | | |
33 | | | | Обобщение темы «Овощные культуры» | | | | | |
34 | | | | Проверка знаний по теме «Овощные культуры» | | | | | |
| | | | Столовые корнеплоды – 6 часов | | | | | |
36 | | | | Морковь и свекла - столовые корнеплоды | | | | | |
37 | | | | Морковь и свекла – двулетнее растение | | | | | |
38 | | | | Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни | | | | | |
39 | | | | Строение корнеплодов моркови и свеклы | | | | | |
40 | | | | Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы | 41 | | | | Определение стандартных столовых корнеплодов |
| | | | Основные полевые культуры – 10 часов | | | | | |
42 | | | | Продукция из полевых культур и ее значения | | | | | |
43 | | | | Культуры, относящиеся к полевым культурам | | | | | |
44 | | | | Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях | | | | | |
45 | | | | Строение растений, особенности продуктивных частей, использование | 48 | | | | Распознавание вида полевой культуры |
46 | | | | Технические культуры | 49 | | | | Определение полевых культур по продуктивным частям и внешнему виду |
47 | | | | Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в местных условиях | | | | | |
50 | | | | Обобщение темы «Основные полевые культуры» | | | | | |
51 | | | | Проверка знаний по теме «Основные полевые культуры» | | | | | |
| | | | Строение цветкового растения - 9 часов | | | | | |
52 | | | | Общее представление об органах цветкового растения | | | | | |
53 | | | | Разнообразие и форма стеблей и листьев. | 54 | | | | Распознавание и название органов цветкового растения |
55 | | | | Форма и окраска цветков. | | | | | |
56 | | | | Особенности корней растений. | | | | | |
57 | | | | Назначение корневища, луковиц, клубня и корнеклубня у цветкового растения. | 58 | | | | Определение растений с разными видами стебля, листьев, цветков и соцветий |
59 | | | | Обобщение темы «Строение цветкового растения» | | | | | |
60 | | | | Проверка знаний по теме «Строение цветкового растения» | | | | | |
| | | | Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением - 5 часов | | | | | |
61 | | | | Зимующее многолетнее, требующее ранневесеннего ухода цветковое растение: виды ухода. | 64 | | | | Удаление мульчирующего слоя |
62 | | | | Уход за многолетними зимующими цветковыми растениями. | 65 | | | | Рыхление почвы в цветнике с многолетниками |
63 | | | | Итоговое тестирование за III четверть | | | | | |
| | | | Практическое повторение – 5 часов | | | | | |
| | | | | 66 | | | | Уход за плодовыми деревьями |
| | | | | 67 | | | | Уход за комнатными растениями |
| | | | | 68 | | | | Распознавание органов цветковых растений с называнием |
70 | | | | Резерв на повторение | 69 | | | | Разбор смеси семян полевых и овощных культур |
| | | | IV четверть - 56 часов | | | | | |
| | | | Подготовка цветника к весенне-летнему сезону - 8 часов | | | | | |
1 | | | | Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая посадка. | 5 | | | | Распознавание элементов цветочного оформления |
2 | | | | Использование однолетних цветковых растений, выращиваемых посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. | 6 | | | | Планирование размещения клумбы. |
3 | | | | Определение мест рабатки, групповой посадки, размещение бордюра. | 7 | | | | Составление плана размещения рабатки из однолетних цветковых растений. |
4 | | | | Оформление краев рабатки. | 8 | | | | Вскапывание почвы на рабатке. |
| | | | Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике - 8 часов | | | | | |
10 | | | | Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности. | 9 | | | | Разметка посевных грядок. Выравнивание разрыхленной почвы. |
11 | | | | Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве. | 13 | | | | Разметка рядков. Углубление посевных рядков по разметке |
12 | | | | Расстояния между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков. | 14 | | | | Раскладка семян в посевные борозды и заделка их |
15 | | | | Обобщение темы "Подготовка цветника и посев семян однолетников в цветнике" | | | | | |
16 | | | | Проверка знаний по теме "Подготовка цветника и посев семян однолетников в цветнике" | | | | | |
| | | | Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных - 5 часов | | | | | |
17 | | | | Лилия тигровая: внешнее строение, декоративные качества. | 19 | | | | Рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений |
18 | | | | Требования к условиям выращивания. | 20 | | | | Выкапывание молодых растений для прореживания посадок |
| | | | | 21 | | | | Полив, подвязывание стеблей к колышкам |
| | | | Выращивание семян лука и столовых корнеплодов – 11 часов | | | | | |
22 | | | | Выбор луковиц и корнеплодов для высадки на семенном участке | 23 | | | | Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки |
24 | | | | Выбор места для семенного участка | | | | | |
25 | | | | Подращивание корнеплодов моркови и свеклы в теплице или в комнатных условиях | 27 | | | | Подготовка горшков больших размеров, насыпка в них почвы с перегноем |
26 | | | | Подготовка почвы | 28 | | | | Посадка в горшки корнеплодов и установка их на светлое и теплое место |
29 | | | | Уход за высадками корнеплодов и лука | 30 | | | | Полив растений и рыхление почвы |
31 | | | | Повторение и теме «Выращивание семян лука и столовых корнеплодов» | | | | | |
32 | | | | Проверка знаний по теме «Выращивание семян лука и столовых корнеплодов» | | | | | |
| | | | Выращивание столовых корнеплодов - 11 часов | | | | | |
33 | | | | Подготовка почвы под столовые корнеплоды | 34 35 | | | | Подготовка почвы с помощью ручных орудий труда |
36 | | | | Сроки и способы посева корнеплодов | 37 38 | | | | Раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки |
39 | | | | Уход за растениями | 40 | | | | Уход за посевами, полив. |
42 | | | | Повторение по теме «Выращивание столовых корнеплодов» | 41 | | | | Уход за посевами, рыхление междурядий |
43 | | | | Проверка знаний по теме «Выращивание столовых корнеплодов» | | | | | |
| | | | Выращивание репчатого лука и лука-севка - 10 часов | | | | | |
44 | | | | Особенности роста и развития лука. Виды лука | | | | | |
45 | | | | Условия хранения лука-севка для получения качественного урожая | | | | | |
46 | | | | Итоговая контрольная работа за учебный год | | | | | |
47 | | | | Получение репчатого лука с помощью рассады | | | | | |
48 | | | | Подготовка лука-севка к посадке | 49 | | | | Замачивание лука -севка |
50 | | | | Сроки и способы посева лука- чернушки. Способы посадки лука | 51 | | | | Подготовка почвы и разметка гряд для посадки и посева лука |
| | | | | 52 | | | | Посадка лука севка в гряды по разметке |
| | | | | 53 | | | | Посев лука- чернушки |
| | | | Практическое повторение - 3 часа | | | | | |
| | | | | 54 | | | | Посадка картофеля |
| | | | | 55 | | | | Посев гороха |
| | | | | 56 | | | | Обработка аллей и кустарников. |
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
Основная
1. В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - Сборник №2
2. Е.А. Ковалева. Технология. Сельскохозяйственный труд, 6 класс: учеб.для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Е.А.Ковалева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
3. Е.А.Ковалева. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Дополнительная
1. Журнал «Приусадебное хозяйство»
2. Журнал «Настоящий хозяин»
3. Справочник «Приусадебное животноводство»
4. Ваш огород: маленькая энциклопедия/ под ред. В.Ф.Белика. – 2-е изд. – М. Большая российская энциклопедия,1999.
5. Технология сельскохозяйственных работ В 2 частях. Программа устанавливается на компьютер. (диски)
Для обучающегося:
Основная
1. Е.А. Ковалева. Технология. Сельскохозяйственный труд, 6 класс: учеб.для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Е.А.Ковалева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
2. Е.А.Ковалева. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Дополнительная
1. Ваш огород: маленькая энциклопедия/ под ред. В.Ф.Белика. – 2-е изд. – М. Большая российская энциклопедия,1999.
2. Технология сельскохозяйственных работ В 2 частях. Программа устанавливается на компьютер