СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль по изучению Ростовской области

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение родного края в курсе географии

Просмотр содержимого документа
«Модуль по изучению Ростовской области»

-6-














Модульный курс:

География

Дона

8 класс

(Для электива, кружка, доп. Образования, и т.д.)































Содержание:

1. Пояснительная записка._________________________________________________3

2. Содержание программы_________________________________________________4

3. География Дона (планирование изучения курса)____________________________4

4. Учебная литература.____________________________________________________6

5. Поурочное планирование._______________________________________________7











































































Пояснительная записка

Введение курса « География Дона » предполагает наличие у учащихся определенных знаний, умений, навыков, которые приобретаются в ходе изучения предшествующих курсов и , одновременно с этим он позволяет :

1) во- первых, сблизить два направления школьной географии: физическую и экономическую географию 2) во- вторых, создать базу в 8 классе для органичного перехода к изучению вопросов населения и экономики в 9 классе с учетом природных особенностей.

Целями изучения данного модульного курса в школе являются как основные цели изучения географии в школе:

* интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектико – материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;

* овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;

* формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;

* устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;

* повышение культурного уровня школьников, воспитание любви и бережного отношения к Родине.

так и цели частного характера:

* знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;

* развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать природу и хозяйственную обстановку;

* развитие навыков проектной деятельности;

* формирование эстетического восприятия окружающей среды;

* формирование чувства гордости за свою Родину, своих земляков.

* патриотическое воспитание.

Разработка ориентирована на применение в 8 классе.

Идея курса может быть успешно реализована, только при условии:

* использования умений и навыков более ранних ступеней изучения географии;

* построение учебного процесса на основе внутрипредметной преемственности;

* построение учебного процесса на основе междисциплинарного характера.

Чтение курса рассчитано на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю.

Первое занятие является вводным. На нем перед учащимися раскрываются основные задачи и направления курса ; делается обзор планируемого содержания. Намечаются основные направления в изучении, формы проведения занятий, решаются организационные вопросы.

Затем следует основной цикл занятий, который поделен на 4 раздела:

1. Ростовская область на поверхности планеты

2. Донская природа

3. Новые поиски – новые находки

4. Дневник загадочного прошлого

В последние 2 часа предполагается проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленных в самостоятельной работе учебного материала.

Организационной формой проведения такого занятия могут быть:

* тестирование;

* Дискуссия на тему: Донской край: его прошлое, настоящее, будущее;

* конференция (представление реферата, подготовка докладов по выбранной теме);

Большинство тем предполагает самостоятельную работу учащихся, но в связи с ограниченным освещением материала в литературе, в работе необходимо уделять большое внимание конструктивной работе учащихся и преподавателей различных дисциплин.







Содержание программы

Введение.(1 час)

Ростовская область на поверхности планеты. (4часа)

Примерное содержание: границы Ростовской области, пограничные территории, сравнение территории Ростовской области с другими субъектами России, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий на 45 параллели и 40 меридиане с условиями этих же широт в других частях Земли.

Донская природа. (11 часов)

Примерное содержание : особенности поверхности края ; условия развития современного рельефа ; геологическое прошлое территории ; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми ; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим ; особенности органического мира ; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям ; взаимосвязи компонентов.

Новые поиски – новые находки. (8 часов)

Примерное содержание : топонимика , происхождение названий , возникновение , настоящее городов : Ростов-на-Дону, Азов , Таганрог , Аксай , Батайск , Зерноград , Белая Калитва , Каменск , Миллерово , Морозовск.

Дневник загадочного прошлого. (9 часов)

Примерное содержание : народы населявшие территорию до 16 века ; первозданный облик Дикого поля ; возникновение казачества, история и роль церкви ; занятия на Дону и история их развития : земледелие и скотоводство , коневодство, виноградорство, садоводство , промышленное производство , торговля .



География Дона (планирование изучения курса)

Раздел

Тема урока

Количество часов

Введение



1.Ростовская область на поверхности планеты

География Дона



1. Границы Ростовской области

2. Географический адрес Ростовской области.

3. 45 параллель – кругосветный перелет

4. Вокруг света по меридиану.






1



1

1

1

1


2. Донская

Природа

















3. Новые поиски – новые находки.













4.Дневник загадочного прошлого

4.1. «Седая старина Донского края»







4.2. «Кормит нас Батюшка Тихий Дон»




1. Поверхность края . Рельеф.

2. Полезные ископаемые.

3. « Экватор и полюс на одной крыше »

4. Краски Донской земли .

5. Водный мир области .

6. Условия почвообразования.

7. Растительный мир области.

8. Животный мир степи .

9. Органический мир и его охрана.

10. Донская природа.

1. Книга истории человеческой .

2. Крепость Дмитрия Ростовского – Ростов-на-Дону.

3. Город-крепость Азов.

4. Таганрог.

5. От станиц и хуторов до городов.

6. Морозовск.

7. Путешествие по городам и селам.





1. Тайны Донской земли ( заселение территории до 16 в.) Природа Донского края .

2. Возникновение донского казачества.

3. История церкви на Дону

1. Донское земледелие.

2. Скотоводство на Дону.

3. Становление промышленности Дона .

4. Донская торговля.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2







1

1

1

1

1

1

1



Заключение



География Дона



2




















Учебная литература:



  1. География Ростовской области. М.И.Мартынова, В.Н. Алексеенко – Ростов-на-Дону: ООО «Терра Принт»



2. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005. 684с.



3. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие/Т.А.Смагина, М.И.Кизицкий, В.С.Кутилин, В.М.Лиходед, Ю.Н.Меринов, А.А.Гайдаш.- Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.



4. Географический школьный атлас Ростовской области.

Раздел; тема

Количество часов

Введение


1

Раздел1. Общая характеристика Донской природы

15


Тема1 Ростовская область на поверхности планеты

4

Тема 2 Донская природа

11

Раздел 2 : Донской край – современность и прошлое

17


Тема 1 Новые поиски – новые находки

8

Тема 2- Дневник загадочного прошлого

9

Резервное время




2





N




ТЕМА. ЦЕЛИ.

ЧАСЫ

ДАТА

ТИП.ФОРМА

ПРОВЕДЕ

НИЯ УРОКА.

ЦЕЛИ

ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

НОМЕНКЛА

ТУРА.

1

  1. География Дона

1


Вводное занятие

Знакомство с целями, задачами структурой курса



Раздел 1 Ростовская область на поверхности планеты (4часа)

2

1. Границы Ростовской области

1


комбинированный

Рассмотреть все типы границ – экономические , физико-географические

Работа с картографическими материалами

Пограничные субъекты

3

2. Географический адрес Ростовской области.

1


комбинированный

Определение географического адреса Ростовской области;

Повторение понятий меридиан, параллель, географические координаты

Адрес своего населенного пункта


4

3. 45 параллель – кругосветный перелет

1


практикум

Сравнить природные условия Ростовской области с условиями этих широт в различных частях земли;

Определение причин различий условий

Объекты, пересекаемые 45 параллелью

5

4. Вокруг света по меридиану.


1


практикум

Сравнить природные условия Ростовской области с условиями этих широт в различных частях земли;

Определение причин различий условий

Объекты, пересекаемые 45 параллелью

Раздел 2 Донская природа(11 часов)

6-7

1. Поверхность края . Рельеф.

2


комбинированный

Выявление исторических условий формирования рельефа;

Определение современных рельефообразующих процессов

Определение рельефообразующих процессов своей местности

Крупные формы рельефа ростовской области

8

2. Полезные ископаемые.

1


комбинированный

Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области, рассмотреть происхождение.

определение полезных ископаемых своей местности


9

3. « Экватор и полюс на одной крыше »

1


практикум

Познакомить с местными факторами климатообразования

Творческие задания


10

4. Краски Донской земли .

1


лекция

Познакомить с особенностями сезонов года

Цитаты из литературных произведений донских авторов о различных сезонах года


11

5. Водный мир области .

1


комбинированный

Познакомить с особенностями внутренних вод

Определение основных характеристик реки Быстрая

Реки Ростовской области, водохранилища озеро Маныч-Гудило

12

6. Почвенный покров

1


лекция

Рассмотреть условия почвообразования, приводящие к формированию самых плодородных почв



13

7. Растительный мир области.

1


комбинированный

Определить основные типы растительности и раскрыть их особенности

Сообщения о растениях степи


14

8. Животный мир степи .

1


комбинированный

Познакомить с особенностями животного мира

Сообщения о животных степи


15

9. Органический мир и его охрана.

1


комбинированный

Рассмотреть проблемы охраны органического мира



16

10. Донская природа.

1


итоговый

Выявление региональных природных особенностей ростовской области



Раздел 3 Новые поиски – новые находки (8 часов)

17

1. Книга истории человеческой .

1


Лекция

Введение понятия топонимика, показать связь природных условий, человеческих судеб с географическими названиями



18

2. Крепость Дмитрия Ростовского – Ростов-на-Дону.

1


комбинированный

Познакомить с историей возникновения, развития и современностью

сообщения

Города Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Морозовск, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск, Каменск, Миллерово

19

3. Город-крепость Азов.

1


20

4. Таганрог.

1


21

5. От станиц и хуторов до городов.

1


22

6. Морозовск.

1


23-24

7. Путешествие по городам и селам.

2


конференция

Раздел 4 Дневник загадочного прошлого(9часов)

25

«Седая старина Донского края»


1. Тайны Донской земли ( заселение территории до 16 в.) Природа Донского края .

1


лекция

Познакомить с историей освоения и заселения территории;

Сравнить природу прошлого и настоящего Донского края



26

2. Возникновение донского казачества.

1


комбинированный

Рассмотреть различные гипотезы происхождения казачества

Сообщения «казачество в истории России»


27

3. История церкви на Дону

1


лекция

Показать роль церкви в истории развития и становления края



28

«Кормит нас Батюшка Тихий Дон»

1. Донское земледелие.

1


Лекция

Познакомить с историей развития земледелия на Дону

Определение основных земледельческих культур


29

2. Скотоводство на Дону.

1


Лекция


Познакомить с историей развития земледелия на Дону



30

3. Становление промышленности Дона .

1


лекция

Познакомить с историей развития и становления промышленности



31

4. Донская торговля.

1


лекция

Рассмотреть основные этапы и причины развития торговли на Дону



32-33

География Дона

2






Резерв -2 часа