Урок музыки № 10 в 1 классе. Тема полугодия: “Музыка вокруг нас”. Тема урока: «Мои настроения в музыке»
Цели и задачи темы: научиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора.
Задачи урока:
1.Знакомство с понятиями «лад», «мажор» и «минор». На примере пьес Л. Бетховена и Р. Шумана, объяснить разницу между мажором и минором.
2.Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Выучить новую песню, исполнить выученные песни в характере.
3.Воспитать любовь к классической музыке, вызвать интерес к предмету. Развить внимание, музыкальный слух, образное мышление.
УУД Предметные:
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Умение выявлять характерные особенности звучания различных русских народных инструментов.
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Оборудование: компьютер, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, таблица «Словарь эстетических эмоций», карточки-символы мажор и минор.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня снова будем говорить об удивительном мире Музыки. Но сначала у меня к вам будет один вопрос. И я очень хочу поскорей услышать ваши ответы.
- Какое настроение у вас сегодня? (ответы учащихся). Да, вижу, в основном вы все сегодня проснулись в прекрасном настроении и готовы получать знания! Но есть среди вас и те, у кого настроение немного грустное. И это неудивительно, ведь мы все разные люди и у каждого из нас настроение может быть самым разным: кому-то весело и хорошо, а кто-то из вас, возможно, устал или просто грустный. У меня же настроение сегодня замечательное, и я хочу продолжать урок!
Повторение и закрепление материала, изученного на прошлых занятиях.
- Назовите русские народные инструменты.
- Какие группы народных инструментов вы знаете?
- А вы знаете, что у музыки тоже бывает настроение? Представляете! И, как у каждого из нас, оно может быть как радостным, так и грустным и печальным. Итак, настроение в музыке называется ЛАДОМ. Веселый и радостный лад – называется МАЖОР. Лад грустный, печальный называется МИНОР.
Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.
Я – Мажор, бегу, кричу.
Я – Минор, иду, грущу.
Я – Мажор, смеюсь, шумлю.
Я – Минор, шепчу и сплю.
Я – Мажор, веселый гном,
счастлив даже под дождем,
Я – Минор, печальный гном,
грустный прихожу я в дом.
Интересный разговор,
стали мы друзьями,
про минор и про мажор
рассказали сами.
- Двести лет назад в стране Германии жил очень талантливый композитор Роберт Шуман, который сочинял разные красивые музыкальные произведения. Кстати, кто такой композитор? (ответ). Молодцы. Так вот он сочинял и детскую музыку. Я предлагаю вам сегодня прослушать его произведение, которое носит название «Смелый наездник». Кого называют наездником? Человека, который ездит верхом на лошадях.
Слушание «Смелый наездник» Р. Шумана.
Какой характер музыки? Давайте посмотрим на экран и попробуем ответить. Смелая, веселая, отважная, решительная, радостная. Значит, лад тут будет МАЖОРНЫЙ.
Физминутка
Ребята, вы наверняка, любите лошадок и хотели бы прокатиться на пони или лошади. Давайте под музыку попробуем изобразить езду на лошадках. Для этого вставайте в круг, ручки вытяните, согнув в кулачки, как будто держите вожжи, и поехали по кругу. Попрошу также вас изобразить стук копыт. Для этого поцокайте язычками вот так (уч. показывает) Дети выполняют «езду на лошадках» под музыку Е. Железновой.
Продолжение беседы
Мы немного размялись, и теперь поговорим о нашем следующем гномике – минорном ладе. Посмотрите на этого беднягу, он грустный, и вечно плачет. Это минор. Когда мы слушаем такую музыку, нам становится немного печально, и хочется пожалеть этого беднягу. Давайте вместе послушаем произведение уже знакомого нам немецкого композитора – Шумана. Оно называется «Первая утрата». Тут присутствует наш второй гномик минор, который немного опечален и загрустил.
Слушание «Первой утраты» Р. Шумана.
- Какая по характеру была музыка? (Грустная, печальная, жалобная, жалостливая, задумчивая). Все правильно. А правильнее будет- музыка МИНОРНАЯ! Лад – минорный.
Ребята, но обычно в жизни мы грустим не всегда, наша грусть быстро сменяется радостью и весельем. Поэтому другой композитор Л. В. Бетховен сочинил муз. Произведение под названием «Грустно - Весело». Тут есть и минор, и мажор, они сменяют друг друга, как и в нашей жизни. У вас на партах лежат карточки с изображением веселого и грустного смайлика. Когда музыка будет мажорной и веселой, вы поднимаете смайлик веселый, когда минорной – грустный смайлик.
Слушание «Грустно – Весело» Л. Бетховена.
Вокально-хоровая работа
А теперь приглашаю вас вспомнить песню, которую мы начали изучать на прошлом уроке. Но для начала распоемся.
Подведение итогов занятия. Домашнее задание: нарисовать свое настроение. Что ж, наш урок подошел к концу. Вы все сегодня были молодчинами! Я надеюсь, что настроение теперь у всех у вас только мажорное! До свидания!