СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Моя лучшая педагогическая идея»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей идеей моей педагогической деятельности является идея создания ситуации успеха. Это условие достижения учащимися личностных результатов  в обучении.

Просмотр содержимого документа
««Моя лучшая педагогическая идея»»

2



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Новоселовская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области

Висторобская Н.А.учитель русского языка и литературы

МКОУ «Новоселов ская средняя школа» Убинского района Новосибирской области

Методическая разработка на конкурс «Сельский учитель Новосибирской области и Беловодского района ЛНР».

Номинация «Моя лучшая педагогическая идея»


Ведущей идеей моей педагогической деятельности является идея создания ситуации успеха, как условия достижения учащимися личных результатов в обучении.

 Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса  обучения.

Как мы знаем, что педагогическая идея выступает, во-первых, в форме обыденной педагогической практики, формируемой мировоззрением участников педагогического процесса как некая общепринятая однообразная, механически выполняемая работа.

Во-вторых, в форме педагогической теории как первичной рефлексии педагогической идеи в рамках, обозначенных временем и культурой, а не только и не столько педагогической практикой. Наконец, через педагогическую практику рождается педагогический поиск, в рамках которого, в единстве теории и практики и под влиянием социокультурных факторов, рождается новая педагогическая парадигма, по сути — это общепризнанный образец или пример того, как на данном этапе развития стоит подходить к решению проблем в данной области.

Итак, моя парадигма:

Создание ситуации успеха – это создании образовательной среды, которая стимулирует развитие творческого мышления и самостоятельности учащихся. Я верю, что каждый ребенок обладает неограниченным потенциалом, и моя задача — помочь ему раскрыть свои таланты и способности

Создание ситуации успеха – это создание успешного ученика, идея, направленная на достижении успеха ребенком, на переживании радости познания, на подлинном интересе к предмету.

Я считаю, смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы каждый ребенок стал успешным. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Моя задача в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности, стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка), развивает инициативность, креативность и активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Итак, ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Итак, прежде всего создании образовательной среды, которая стимулирует развитие творческого мышления и самостоятельности учащихся.

Сочетание условий, которые обеспечивают успех, - это урок. Структура успешной учебной деятельности определяется следующей схемой построения урока

    • Мотивационный этап урока: Мотивы

    • Организационный этап урока: Учебные задачи и действия

    • Итоговый этап урока: Контроль и оценка

Представляю психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

      1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.

Я ставлю перед собой задачу: сформировать у учащихся стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирую мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, я вправе предложить различные варианты мотивов:

  1. стремление решить интересные задачи,

  2. попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,

  3. рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей,

  4. установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.

В итоге, на мотивационном этапе, организованы определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.

      1. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Моя задача

  • обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На

данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.

Методами решения задачи будут следующими:

  1. Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);

  2. Содержательный контроль (консультации по содержанию);

  3. Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.

      1. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Передо мной стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности положительное отношение к деятельности, приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных педагогом, эмоции радости интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач, удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым, осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления, формирование устойчивой потребности в самообразовании.


Также я использую технологические операции создания ситуации успеха, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. Итак, это


1.Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.2.Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.


3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.


4.Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”


5.Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”.

“Только тебе я и могу доверить…”.

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”


6.Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”


7.Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.


Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность, а самое главное позволяет себя чувствовать уверенным и значимым.


Также использую дифференцированное обучение и метод проектов

Что такое успех и зачем он нужен на уроке?

Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.

С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

  • повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;

  • стимулировать работоспособность;

  • корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;

  • развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;

  • поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха, как условия достижения учащимися личных результатов в обучении.