Методическая система педагогического работника
Подготовила учитель начальных классов
Силаева Галина Михайловна
Я поделюсь опытом своей профессиональной деятельности, расскажу о том, как мне удаётся осуществлять на уроках системно-деятельностный подход, создавать и поддерживать процесс педагогического взаимодействия: это общение и совместная деятельность. В данном случае содержанием совместной деятельности является учебный предмет – математика, но может быть любой предмет или внеклассное дело. Девиз моей педагогической работы: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Китайский мудрец Конфуций).
Выстраивая свою методическую систему, я поставила для себя цель:
формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции;
создать условия для развития индивидуальных познавательных и творческих способностей младших школьников;
сближение содержания методической системы работы с требованиями жизни, а обязательным условием решения данной задачи является организация самостоятельно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС.
ориентация на развитие личности младшего школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Задачи методической системы:
- интеллектуальное развитие младших школьников и повышение качества усвоения знаний обучающихся через создание особой системы повторения;
- изучить материалы научно-методической литературы;
- подготовить учащихся к овладению универсальными учебными действиями (УУД) на основе взаимосвязанных педагогических способов;
- воспитывать у детей в процессе образовательной деятельности личностные качества, соответствующие национальным и общечеловеческим нравственным образцам;
С первого года трудовой деятельности постоянно занимаюсь самообразованием. Давно пришла к выводу, что учёба - труд, и труд нелёгкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и что трудиться непросто. При этом я стараюсь выстроить работу так, чтобы нелёгкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, чтобы у него возникало желание познавать новое. Развитие интеллектуальных способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.
Считаю, что интеллектуальное развитие младших школьников и повышение качества усвоения знаний учащихся - одна из важнейших задач не только моя, но и школы в целом. Её осуществления я добиваюсь не за счёт дополнительной нагрузки на учеников, а совершенствую свои уроки, повышаю их эффективность.
С первых дней стараюсь проводить уроки интересно. На разных этапах урока включаю занимательные упражнения, различные математические игры по изучению темы, по повторению, закреплению изученного материала. Например: «Я восьмёрка не простая», «Отправим в путь кораблик», «Мудрый знак», «Задай вопрос товарищу», «Назови фигуру» и другие. Все дети, даже самые неподготовленные к обучению, с удовольствием помогают любимым героям решить задачу, разгадать ребус. Они всегда ждут встречи со сказочными героями. На таких уроках можно наблюдать на лицах детей удивление, интерес и радость. А для меня важно не только вызвать этот первоначальный интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы. Для этого необходимо тщательно продумывать организацию работы на уроке. И я всегда анализирую проведенный урок, чтобы эффективнее провести следующий. В работе следую принципу: принять ребёнка таким, какой он есть.
Изучая индивидуальные особенности своих учеников, я выявляю тех детей, которые с первых уроков испытывают наибольшие затруднения, недостаточно готовы к усвоению знаний. Психологи называют таких детей «интеллектуально пассивными». Совершенно очевидно, что такие дети особо нуждаются в индивидуальной, дифференцированной работе, потому что плохая успеваемость приводит к появлению отрицательных эмоциональных переживаний у детей. Для снятия отрицательных эмоций использую такие игры, которые увлекали бы их. Например: «Весёлый почтальон», «Займи своё место»», «Помоги Незнайке», «Поспорь со Знайкой». В эти игры я включаю именно тот материал, которым должны овладеть дети. Постепенно отрицательные переживания, связанные с учёбой, исчезают и возникают положительные эмоции. Я не довольствуюсь успехами сильных учеников, которые легко справляются с учебным материалом. Я стараюсь подбирать для них нестандартные задания повышенной трудности, дополнительный информационный материал. В своей работе реализую одну из основных задач современной школы: помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал, повысить эффективность уроков.
39 лет своей трудовой деятельности я посвятила детям. Практически все годы проработала в сельской школе. Предпочтение в своей работе отдаю педагогике сотрудничества, вызывающей у ученика уверенность в себе, в своих возможностях. Для меня важно на уроке взаимодействие между учителем и учеником. Любой, прогрессивно мыслящий педагог, и я в том числе, считаю необходимым, чтобы ребёнок почувствовал, что учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Для меня результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие. Считаю эффективным, прошедшим с пользой для детей урок, на котором работают все в меру своих сил и способностей. Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.
Чтобы ученики на уроке работали с увлечением и видели конечный результат своего труда, чтобы каждый работал в меру своих сил и возможностей, чтобы повысить эффективность уроков, я, тщательно изучив программу, наметила, что должен знать ученик на новой ступени развития.
Большое значение в формировании знаний я придаю повторению, т.к. происходящие изменения в содержании образования, в частности, введение ЕГЭ, вызвали необходимость в создания такой системы повторения, которая отражала бы ключевые вопросы курса в начальной школе. Я стала разрабатывать свою систему повторения изученных вопросов на уроках по дням недели. Так возникло методическое пособие в помощь учителю для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов. Такая система способствует формированию у учащихся начальной школы целостной картины знаний по основным вопросам за курс начальной школы.
Что побудило меня к этому решению? Какой мотив данной работы?
Дело в том, что из собственных наблюдений я сделала такой вывод. Например, изучив тему, мы работали дальше, изучая другие темы. И некоторые вопросы программы, изученные ранее, порой не повторялись на протяжении длительного времени. Материал, естественно, забывается. Тогда я решила выстроить систему повторения основных вопросов в каждом классе начальной школы блоками по дням недели. В этом и заключается технология развивающего обучения в системе повторения ключевых вопросов за курс начальной школы. Совместно с детьми решили назвать её «Неделька».
Всем известна поговорка «Повторение - мать учения». Ведь осмысление изучаемого материала у младших школьников наступает при 100-200 кратном повторении изученного. По мнению психолога Н. Ф.Талызиной, чтобы ребёнок научился писать букву «А», он должен её написать 100-200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100 или 200 раз, то это ничего не даст. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев. Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах. Варианты проведения различны, в зависимости от творческих способностей учителя.
В основе построения системы лежит принцип избыточности материала. Это позволяет мне выбрать материал с учётом индивидуальных способностей учащихся и, осуществляя дифференцированный подход. Эффективность данной системы будет зависеть от разнообразно организованной деятельности. Формы организации повторения по определённому вопросу могут быть разные: фронтальная работа со всеми учащимися, индивидуальные задания, составления и сопоставления и другие. В процессе активной познавательной деятельности учащиеся усваивают основы предметных знаний в начальной школе, овладевают технологией действий.
С целью более глубокого усвоения материала программы я провожу с детьми большую работу с терминологией. Никогда не требую дословного заучивания правила, а просто помогаю разбираться в понятиях. Для большей помощи детям в классе они могут воспользоваться альбомом - помощником «Учусь учиться». В этот альбом я включила основные вопросы курса, которые необходимо знать детям по окончании начальной школы. И ещё один помощник для детей: книжка – раскладушка «Вопросник по математике» и «Вопросник по русскому языку. Эти пособия помогают осуществлять контроль учитель-ученик, взаимоконтроль ученик-ученик, самоконтроль по изученным темам.
Любимая игра на уроке и внеурочное время у детей «Задай вопрос товарищу». Много пришлось мне поработать над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно – воспитательного процесса.
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Повышение эффективности уроков – одна из основных задач в моей работе. Я исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и высокая эффективность уроков достигаются разными средствами. Одним из них является занимательность. Оспаривать заповедь «Учить, играя», не станет никто. Ведь идя в школу, ребёнок ещё помнит и любит своих кукол и мишек, играет с машинками, верит в то, что где–то живут Чебурашка, Крокодил Гена, Незнайка и Мальвина. И если его любимые игрушки и сказочные герои помогут учителю, придут в гости, принесут в загадочных конвертах интересные задания от Хитроумовой Лисички Считаевны, то урок станет интересным, похожим на сказку. Тогда ручка превратится в волшебную палочку, а сами ребята - в волшебников. И, несомненно, повысится эффективность урока.
Элементы занимательности, игра, всё необычное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. И на уроки каждый день недели к нам приходят герои знакомых детям сказок.
В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Организованная таким образом работа обеспечивает системно - деятельностный подход, напряжение мысли каждого ученика, а знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Создаю для детей условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры (личностные УУД). В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания (коммуникативные УУД). У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Организованная таким образом система работы, обеспечивает обучающимся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
На моих уроках приемлемый режим работы. Я владею технологией актёрского искусства. Стараюсь создать условия для проявления детьми творчества, побуждаю их самостоятельно думать. Многие игры и упражнения строю на материале различной трудности, что даёт возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с различным уровнем знаний.
И ещё одна маленькая взрослая хитрость: чем бы вы ни хотели занять ребёнка, назовите это занятие игрой, тогда повышается КПД деятельности на уроке. Все включаются в работу, всем интересно, что и повышает эффективность урока. Это помогает организовать внимание школьников, то есть направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие. Каждый учитель знает, что в бездеятельном состоянии нет, и не может быть сосредоточенности внимания. А работа, организованная таким образом, помогает поддерживать внимание детей без всяких усилий и напряжения. Установление связи с окружающей детей действительностью при повторении материала, я считаю одним из путей активизации деятельности учащихся. Работа над составлением и решением задач непосредственно отвечает этой цели. В результате разнообразно организованной деятельности, каждый ребёнок совершенствуется, а я оказываю содействие. В этом и состоит секрет развивающего обучения. Ведь современный урок - это такой урок, на котором всем интересно работать в меру своих возможностей и при этом видеть конечный результат своего труда.
Переходя от первой ступени обучения к следующей, задания изменяются, дополняются, усложняются в зависимости от программы, от количества уроков и творческих способностей учителя и учащихся.
У одного опытного духовного писателя я прочла мудрое высказывание:
«Чтобы научиться делать что-либо хорошо, надобно делать оное как можно чаще».
Постоянно занимаясь самообразованием, я чётко определила позицию, что искусство есть мастерское умение, и оно требует опыта, частого повторения.
Так и мы с ребятами, изучив основные позиции, начинаем их повторять.
Эти задания можно использовать для устного счёта, для самостоятельной работы коллективно и индивидуально при повторении и закреплении. Всё зависит от задач урока и творческого потенциала учителя.
Я не просто осуществляю хаотическое повторение изученного материала, а организую повторение ключевых вопросов по дням недели, то есть прослеживается целенаправленная учебная деятельность, системно-деятельностный подход с использованием игровых методик, в результате которых дети овладевают техникой действий. Обучение ведётся в максимальном контакте с учеником, постоянно присутствует общение, сотрудничество.
Курс повторения соответствует новым образовательным потребностям.
Дидактический материал для учащихся по каждому классу собран в папке. Раздаточный материал разной степени трудности (разноуровневые карточки, перфокарты) для учащихся разложены в конверты по дням недели.
В помощь учителю я разработала методические тетради в соответствии с дидактическим материалом для каждого класса. Никогда не стараюсь слепо следовать написанному кем-то. Нужно хорошо знать индивидуальные особенности и способности каждого ученика в своём классе, чтобы достичь желаемого результата. И при подготовке к уроку это учитывать. А то может получиться так, как я прочла в одном из методических журналов: анализируя план неудачного наступления, в дневнике одного офицера было написано: «Всё было гладко на бумагах, да забыли об оврагах». Эту фразу можно применить и в нашей профессии. Готовясь к уроку, получается всё удачно, а на практике не всегда удаётся претворить то, что задумал. И заслуга учителя мастерски выйти из сложившейся ситуации.
Мои уроки отличаются высокой плотностью, разнообразием форм и методов, чередуется труд и отдых. Такая организация работы позволяет делать обобщение, осознать правило, закрепить полученные знания в систему, что содействует более глубокому усвоению основных вопросов программы и повышению эффективности урока. В конце полугодия проводим с детьми смотры знаний, нетрадиционные уроки, дни открытых дверей, предметные недели на которых присутствуют гости и родители.
И как бы сегодня не называли технологии обучения, не придумывали новые термины в педагогической деятельности, необходимо каждому учителю помнить одно:
«Используй всё, что применимо из огромного опыта человечества в области педагогики, но не навреди».
Представляю свою систему повторения
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Повторительно – обобщающая
п р о г р а м м а
« Н Е Д Е Л Ь К А»
(повторение ключевых вопросов
математики
в начальной школе
по дням недели).
Учитель Силаева Г. М.
ПОНЕДЕЛЬНИК. «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
(Повторяем названия компонентов и результата действий).
Как называются числа при сложении? Вычитании? Умножении? Делении?
2. Как найти неизвестное слагаемое? Уменьшаемое? Вычитаемое?
Делитель? Делимое? Неизвестный множитель?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
* Решить уравнения, записанные на доске:
- устно цепочкой;
- письменно с объяснением;
- по карточке;
- по перфокарте;
- самостоятельная работа;
- взаимопроверка.
* Составить и решить уравнение:
- Неизвестное число увеличили в 7 раз и получили 560.
Найти неизвестное число»;
- Какое число надо вычесть из числа 520, чтобы получилось 310?» и т. п.
- Если задуманное число увеличить на 9, то получится 30. Какое число задумали?
Работа с таблицами:
уменьшаемое | 84 | 97 |
вычитаемое | 31 | |
разность | | 17 |
слагаемое | 12 | |
слагаемое | 25 | 38 |
сумма | | 56 |
множитель | 3 | |
множитель | 7 | 6 |
произведение | | 42 |
делимое | 24 | 72 |
делитель | 8 | |
частное | | 9 |
ВТОРНИК. «КОТ В САПОГАХ»
Помогите разобраться нашему герою - что значит выражение:
* увеличить в 4 раза;
* увеличить на 4;
* уменьшить на 6;
* уменьшить в 6 раз;
а) найти сумму, разность, произведение, частное;
б) на сколько одно число больше или меньше другого?
в) во сколько раз одно число больше или меньше другого?
г) увеличить на несколько единиц;
д) уменьшить на несколько единиц;
е) увеличить в несколько раз;
ж) уменьшить в несколько раз;
ИГРА « Задай вопрос товарищу».
Ученики цепочкой задают задание друг другу, пользуясь памяткой:
(такие памятки на столе у каждого ученика).
- 24 увеличить в 5раз;
- 91 уменьшить на 7;
- найти произведение чисел 6 и 10;
- найти частное чисел 90 и 10;
- найти частное и остаток при делении 42 на 9;
- во сколько раз 560 больше, чем 7?
- на сколько 2 меньше, чем 200? и т. п.
- реши примеры с объяснением: 33:1; 1.15; 14:14; 28:0; 0:36. Какое правило спряталось?
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Варианты проведения:
- диктует учитель;
- задание записано на доске;
- самостоятельная работа на индивидуальных карточках;
СРЕДА. «БУРАТИНО».
Буратино прислал вам бандероль, а мы сейчас узнаем, что в ней.
(В среду повторяем геометрический материал).
Варианты: - фигуры начерчены на доске:
- фигуры показывает учитель;
- фигуры показывают дети (раздаточный материал у каждого ученика).
Игра « Назовите фигуру».
-Как называются эти фигуры? (точка, отрезок, прямая линия, кривая линия, ломаная линия, квадрат, прямоугольник, треугольник и т п.)
Докажите!
* что это прямоугольник, квадрат, отрезок, треугольник и т. д.
* найти периметр, площадь, длину ломаной и т. д.
* в каких единицах выражается площадь, периметр?
* какой буквой обозначается площадь, периметр?
* начертить фигуру.
* как найти ширину прямоугольника, если известна площадь и длина?
* как найти сторону квадрата, если известен периметр?
Практическая работа
(Задания записаны на доске или на карточках).
1. Начертить два отрезка: первый 3 см, второй на 1 дм длиннее.
2. Начертить прямой угол, не прямой угол, ломаную линию из трёх звеньев.
Найти длину ломаной линии.
3. Начертить прямоугольник одна сторона которого 3 см, а другая в 2 раза длиннее. Найти сумму длин его сторон.
4. Периметр квадрата 16 см. Чему равна сторона квадрата? Начерти этот квадрат.
5. Начертить три отрезка: длина первого 1дм 2 см, второй на 4 см короче первого, а третий на 1см больше второго.
ЧЕТВЕРГ. «ДОКТОР АЙБОЛИТ».
Доктор Айболит заботится не только о здоровье детей, но желает знать, как его пациенты-школьники умеют рассуждать над решением задачи.
Формируем умение составлять и решать задачи разных видов. (Эта работа выполняется в любых вариантах, в зависимости от построения урока и выбора учителя)
Учащиеся составляют и решают задачи:
* устно по учебнику, по карточке;
* письменно по учебнику или индивидуальной карточке:
* составляют и решают задачи по рисунку;
* по краткой записи;
* на доске;
* по карточке;
* задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз простые и сложные;
* задачи с величинами: цена, количество, стоимость;
скорость, время, расстояние;
(Задачи могут быть записаны на доске, на таблице, на индивидуальной карточке. Их может читать ученик или учитель. Работа проводится как коллективно так и индивидуально, учитывая способности учеников класса).
Было - 30 * задачи на смекалку:
Уехало 12 и 7 * на логическое мышление:
Осталось? * задачи в стихах;
Нина -15 яблок * задачи – шутки и т. п.
Аня - на 3 я б.
Света - на 6 я м. -?
Никита получил -12 пятёрок
Денис - в 3 раза б.-?
Это какая задача? - Простая.
Поставьте вопрос так, чтобы задача стала сложной.
ПЯТНИЦА. «ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН»
Почтальон Печкин принёс телеграммы для школьников с заданиями перевода единиц.
(Повторяем единицы времени, длины, массы).
ИГРА «Кто быстрей и верней»
(грамм, килограмм, центнер, тонна)
1 кг =… г? 1 ц =…кг ? 1 т =…ц ?...кг ?
500 кг = …ц ? 4 т =…кг ? 45000 кг =…т ? и т. п.
(миллиметр, дециметр, сантиметр, метр, километр)
4 дм =…см ?, 8 дм 1 см =…см ? 50 км =…м ? и т. п.
(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).
1 мин =…сек ? 1 ч =…мин? 1 неделя =…дней ?
1 сутки =…ч ? 1 год =…мес. ? 1 век =…лет ?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
действия с именованными числами:
решить с объяснением:
3 м – 25 см; 5 т + 6 ц и т. п.
сравнить именованные числа;
340 ц * 30 т 2 ц, 4 д м 8 см * 4 дм 70 мм и т.п.
Игра «Математические телеграммы».
½ суток=…ч? ¼ века=…лет? 1/3 года=…мес.?
Моя методическая система построена по следующим принципам:
учитывать возрастные психологические особенности развития детей;
создавать условия для приобретения учащимися опыта повторительно-исследовательской деятельности;
не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовывать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной повторительно-исследовательской деятельности;
создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия, создавать ситуацию успеха;
формировать у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Мои педагогические принципы:
принцип индивидуальности (создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся);
педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);
сотрудничество: со-учение, со-воспитание, со-авторство;
межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
Организация повторительно-исследовательской деятельности способствует актуализации компетентностей ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
Введение в обиход моей системы специальных развивающих средств, решает проблему развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики. Прослеживается результат активной деятельности ребят на уроках, в общешкольных мероприятиях, предметных неделях, смотрах знаний, олимпиадах, конкурсах. При этом отмечается возрастание мотивации. Поэтому нельзя не отметить и огромное значение для развития интеллектуальных способностей уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения.
Поскольку меняются приоритеты современного образования, то и выпускник начальной школы должен быть уже другим. Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеурочную деятельность. Следовательно, моя задача как педагога заключается в развитии ребенка, чтобы он: мог и хотел добывать (а не получать!) знания, мог приобрести умения и навыки, раскрыл и развил свои природные задатки и способности, нашел поддержку и понимание у сверстников и взрослых, стремился к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.