Цели и задачи:
- Изучение рынка труда г. Астрахани;
- Содействие профессиональному самоопределению учащихся;
- Изучение истории судостроения;
- О знакомиться с учебными заведениями, где можно получить профессию «судостроитель»;
- Предприятиями, куда можно устроиться на работу по данной специальности.
Гипотеза:
Профессии судостроения будут востребованы на рынке труда ближайшее десятилетие.
Объект исследования:
- Рынок труда АО;
- Выпускники 9-11 классов школы;
- Родители;
- Профессиональные учебные заведения
Методы:
анкетирование интервьюирование наблюдение исследование
У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем мне заниматься?
Обратив внимание на интервью специалистов ОГОУ «Центра занятости населения АО», и задав себе вопросы: кем быть? и куда пойти учиться? – мы решили провести анкетирование среди девятиклассников и одиннадцатиклассников, чтобы посмотреть правильно ли профессионально сориентированы будущие выпускники нашей школы.
Профессии, которые мы выбираем
На момент нашего исследования
на рынке труда были востребованы
следующие профессии:
В ходе нашего исследования мы проводили социологический опрос не только учащихся, но и родителей, т.к. их мнение является важным при принятии решения: кем быть.
Это ещё и важно и с той точки зрения, что наша школа стремится к профилизации на старшей ступени обучения. Например, в прошлом учебном году, учитывая мнение родителей и выпускников 9-х классов, в 2009-2010 учебном году был введён технологический профиль с ориентацией на профессии: -юноши (АИСИ, маляр-штукатур); -девушки (АТЛП, швея).
В данном учебном году большее количество респондентов отдали своё предпочтение отрасли «судостроение».
Среди выпускников школы 60% учащихся 9 классов высказывают своё стремление начать свою трудовую деятельность, чтобы раньше материально помочь своим родителям и заработать деньги на продолжение обучения.
В основном, это слабомотивированные к обучению дети из малообеспеченных, неполных семей, которые сориентированы на приобретение рабочих специальностей.
Востребованные профессии по отраслям экономики на рынке труда г. Астрахани
Наименование профессии
Количество вакансий
КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
Рабочие
Газорезчик, газосварщик
29
Электросварщик
24
Электросварщик ручной сварки
78
Гальваник
Судовой маляр
14
10
Машинист портального крана
20
Сборщик корпусов металлических судов
23
Слесарь-монтажник судовой
25
Слесарь по сборке металлоконструкций
10
Слесарь-судоремонтник
28
Стропальщик
Токарь
47
75
Трубопроводчик судовой
15
Электрогазосварщик
208
Фрезеровщик
30
Электрик судовой
6
Специалисты и служащие
Инженер-судокорпусник
6
Инженер-проектировщик
20
Инженер по судоподъёмным работам
2
Инженер-конструктор-кораблестроитель
6
Инженер-технолог-кораблестроитель
2
Инженер-энергетик
11
Механик по судовым системам
73
Ориентируясь на данные ЦЗ, делаем вывод о том, что работа в данной сфере предполагает не одну, а несколько специальностей…
Судостроение в Астрахани вчера…
Еще при Петре I Астрахань
была форпостом на юге России.
В Астраханской губернии
было развито судостроение
и судоремонт.
В 1722 г. Петр I приехал в Астрахань,
чтобы руководить строительством флота
и военными действиями
против Персии за западное
побережье Каспийского моря.
Астрахань становится одним из
главных морских портов и центром
судостроения на юге России.
сегодня…
- Местоположение города в дельте Волге и на берегу Каспийского моря предопределило развития таких сфер деятельности, как судоремонтные, судостроительные верфи, рыболовные и рыбоконсервные предприятия. Крупнейшими предприятиями в области судостроения являются: - завод по производству морских и речных судов "Красные Баррикады" - судоремонтный и судостроительный завод Ленина, - предприятие Галактика , предоставляющее полный перечень услуг в области судоремонта и судостроения в Астрахани, - Астраханская судостроительная верфь - одна из крупнейших верфей на Каспия. Основная деятельность - строительство и ремонт рыбопромыслового и транспортного рефрижераторного типа водных судов, а также облуживание и технический сервис для спортивных яхт и прогулочных катеров. - Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПЛ) - предприятие, обладающим всем необходимым оборудованием и технологиями для строительства объектов освоения оффшорных нефтегазовых месторождений - буровых установок различного типа, металлоконструкций для нефте-и газодобывающих комплексов. Астрахань - это крупный город Южного округа, расположенный на 11 островах Прикаспийской низменности, неподалеку от Каспийского моря. Город простирается вдоль берега реки Волга. Не так давно городу исполнилась круглая дата - 450 лет с момента основания Астрахани. По данным городской статистики на 2008 год в Астрахани проживало чуть более полумиллиона человек. Астрахань является административным центром Астраханской области, которая в свою очередь поделена на 11 административных районов. Астраханская область -это шесть городов, 12 поселков городского типа и более четырехсот сел и деревень. Та как Астрахань располагается в дельте крупнейшей реки Европы и России, а также на берегу Каспия, здесь располагается международный морской порт, представляющий огромное экономическое и промышленное значения для России и других государств. Экономику Астрахани представляют такие отрасли, как добыча нефтегазового сырья, судостроение и судоремонт, а также рыболовная индустрий и сельское хозяйство. Расположение города на морской границе с иностранными государствами, а также странами СНГ позволило создать здесь мощную торговую базу, а также перевалочные комплексы в морском порту.
завтра
В Астрахани обсудили перспективы развития судостроения
- В Астрахани обсудили перспективы развития судостроения
В августе 2009 года в резиденции Губернатора Астраханской области состоялось совещание по вопросу: «О перспективах развития судостроения в Астраханской области». В рамках реализации «Стратегии развития судостроения России» на совещание был приглашен Президент Российского Союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохин. В мероприятии также приняли участие руководители ведущих судостроительно-судоремонтных предприятий области и члены Правления регионального отделения «Союз промышленников и предпринимателей Астраханской области». С докладом «О перспективах развития судостроения в Астраханской области» выступил заместитель председателя Правительства – министр промышленности, транспорта и связи Астраханской области С. К. Терсков. На совещании была озвучена информация о деятельности судостроительных организаций региона: «Презентация ООО «Астраханское судостроительное производственное объединение», «О роли судоремонтных предприятий Астраханской области в создаваемом Волго-Каспийском центре гражданского и оффшорного судостроения», «О роли Ассоциации судостроителей Астраханской области на современном этапе развития отрасли».
«От мечты – к профессиональной карьере»
Первые шаги в осуществлении своей профессиональной мечты ребята исполняют в кружках и клубах ДОУ, школы:
- Дом детского технического творчества
- Школьный кружок «Судомоделирование»
- Хобби
Для многих это увлечение стан овится хобби, которое
занимает всё свободное время. Кому-то это
увлечение передалось от родителей , и стало семейной
традицией.
Профессию судостроителя вы можете получить в ВУЗах, колледжах, ССУЗах Астрахани
Проходные баллы в Астраханский Государственный Колледж Профессиональных Технологий
Специальность
План приема
Судостроитель
30
Конкурс, чел. на место
Проходной балл
1,3
69
Адрес: 414011, г. Астрахань, ул. Туапсинская 34
Телефон/факс: 39-86-19, 49-12-07
E-mail: [email protected]
Волго-Каспийский Морской Рыбопромышленный Колледж
Специальность
Судостроение
План приёма
30
Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики
Конкурс, чел. на место
Проходной балл
1
30
Эксплуатация транспортных энергетических установок
101
30
1
122
2,2
138
Адрес:414000 г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая 47
Телефон/факс:22-44-34, 44-70-89
E-mail: [email protected]
Проходные баллы в Морскую Государственную Академию Имени Адмирала Ф. Ф. Ушакова
Специальность
План
приема
Морское судовождение
50
Конкурс
чел. на место
Эксплуатация транспортных энергетических установок
Проходной балл
1,6
29
Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики
26
60
Судостроение
2
1,4
69
29
53
-
39
Адрес: 414024 г. Астрахань, ул.Б.Хмельницкого 3
Телефон/факс:33-16-70, 33-53-39
E-mail: [email protected]
Астраханский государственный технический университет
АГТУ: Институт морских технологий, энергетики и транспорта. Специальности: строительство и ремонт судов, технической эксплуатации флота, проектирование судовых энергетических установок, эксплуатация теплоэнергетического оборудования, судовождение, и т. д. Ежегодно студенты проходят практику на парусных кораблях «Крузенштерн», «Седов», а в дальнейшем и на парусном фрегате «Паллада» с заходом в зарубежные порты. Выпускники института работают в судоходных кампаниях: «Новошип», «Палмали», «Совкомфлот», « Baltic Group International ».
Численность курсантов 1790 чел.
Выпуски:2004-813 чел.
2005-855 чел.
2006-786 чел.
2007-830 чел.
2008-853 чел.
2009-812 чел.
Для поступления абитуриентам необходимо сдать в формате ЭГЕ физику, русский язык, математика. Срок обучения - 5 лет.
Чтобы выбрать профессии судопроизводства нужны важные профессиональные характеристики
Профессиограмма профессии
СЛЕСАРЬ-СУДОРЕМОНТНИК:
Общая характеристика профессии.
Осуществляет слесарную обработку деталей, ремонтирует и собирает узлы паровых машин, двигателя внутреннего сгорания, турбин, другие агрегаты и механизмы, регулирует гидравлические рулевые машины, рулевое устройство с автоматическим управлением, монтирует холодильное оборудование, конденсаторы, испарители, снимает и устанавливает гребные винты, производит гидравлическое испытание паровых котлов, регулирует подачу топлива и работу газораспределительных устройств. Профессионально важные качества: физическая сила и выносливость, хороший слух, зрение, точный глазомер, пространственное воображение, память, технический склад ума, сообразительность, находчивость, умелые руки. Возможные места работы: предприятия речного пароходства. Близкие и родственные виды деятельности: слесарь-авторемонтник, станочник,
слесарь-наладчик, рулевой, моторист.
Профессиограмма профессии Радиомонтажник судовой Содержание деятельности: Работает на предприятиях судостроения и судоремонта. Производит разметку мест установки аппаратуры радиотехники с выполнением необходимых слесарных работ. Монтирует антенны. Выполняет монтаж передающих и приемных центров средней сложности. При судоремонте производит демонтаж аппаратуры, перемотку катушек сопротивления, замену узлов и деталей, вышедших из строя. Выявляет и устраняет повреждения в основных цепях питания ремонтируемых приборов. Кроме того, в зависимости от специализации выполняет ремонт радиотехнических средств и навигационных приборов. Условия деятельности: Рабочее место: в помещении и на открытом воздухе. Режим труда: ненормированный. Профессиональные вредности: климатические воздействия, связанные с работой на открытом воздухе. Квалификационные требования: Должен знать: основы радиотехники, электроники и телемеханики; принцип действия, устройство, правила эксплуатации радиолокационной и гидроакустической аппаратуры; принципы распространения и приемы электромагнитных волн и превращения электрической энергии в звуковую; правила регулировки, настройки и сдачи аппаратуры; выявление неисправностей и повреждений в аппаратуре вязи и способы их устранения; виды источников питания; проводники и полупроводники; теорию распространения электромагнитных волн. Должен уметь: производить разметку мест установки аппаратуры, монтировать антенны, выполнять монтаж передающих и приемных центров, производить демонтаж аппаратуры, перемотку катушек сопротивления, замену узлов и деталей, вышедших из строя, выявлять и устранять повреждения в основных цепях питания, выполнять ремонт радиотехнических средств и навигационных приборов. Средства деятельности: ручные, с использованием контрольно-измерительных приборов. Требования к профессионально важным качествам: физическая выносливость, хорошая координация движений, хорошее физическое здоровье. Профессиональное образование: профессию можно приобрести в профучилищах. Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата. Родственные профессии : монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, радиотехник, радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры.
Профессиограмма профессии
Общая характеристика профессии. Производит разметку различных деталей по чертежам, гнет детали на вальцах и гибочных станках, вырезает их на пресс-ножницах, осуществляет сверление, развертывание и зенкование отверстий, газовую резку по разметке с соблюдением заданных размеров и допусков, правит листовую сталь на вальцах, узлы и секции после сварки, собирает и устанавливает различные узлы и механизмы, правит вмятины в корпусах судов, в переборках и надстройках, выполняет чеканку соединений корпусных конструкций, проводит испытания корпуса судна, отсеков, цистерн. Профессионально важные качества: физическая сила и выносливость, подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, точный глазомер, развитое пространственное воображение, развитая оперативная память, техническая сообразительность. Возможные места работы: ремонтные мастерские, предприятия речного пароходства. Близкие и родственные виды деятельности: судоремонтник, судоводитель, рулевой, моторист.
Организация профориентационно-информационной работы в школе
- В течение нескольких лет в рамках предпрофильной подготовки, среди выпускников 9-х классов проводится работа по информированию учащихся о путях получения дальнейшего образования, об учебных заведениях на территории района, города, о востребованных профессиях и профессиях, которые не пользуются спросом у работодателей. Этой работой занимаются заместители директора по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, руководитель информационно-профориентационной работы, психолог, классные руководители и представители внешкольной среды.
Ежегодно в школе проводятся
- Встречи с представителями ОГУ «ЦЗН г. Астрахани»;
- Диагностика интересов, склонностей,
способностей образовательного запроса подростков;
- Экскурсии, деловые игры, беседы, тренинги;
- Профориентационные игры – конкурсы;
- Встречи с представителями учебных заведений: профессиональных лицеев, училищ, колледжей, техникумов институтов;
- Посещение учебных заведений в День открытых дверей;
- Экскурсии на предприятия;
- Участие в выставке «Образование: инвестиции в успех»;
- Общешкольные родительские собрания «КАК ПОМОЧЬ ВЫПУСКНИКУ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ВЫБРАТЬ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ПРОФЕССИЮ».
Определиться с выбором профессии помогает День открытых дверей в различных учебных заведениях
Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 7»
Астраханский государственный технический университет:
Институт морских технологий, энергетики и транспорта.
На вопрос: «Кем быть?» помо гут ответить экскурсии на предприятия
Судоверфь им. С.М. Кирова
По результатам СМИ
судостроение – одна из возрождающихся и
перспективных отраслей промышленности
Астраханской области
и региона в целом.
Необходимо развивать судостроение в Астрахани
- Мощности астраханского судостроения не соответствуют планам российских компаний по освоению северного Каспия. С критикой нынешнего состояния дел в этой отрасли выступил первый вице-премьер Сергей Иванов. Чиновник посетил площадку ледостойкой буровой платформы, и заявил, что лучшего места, чем Астрахань, с географической точки зрения для такого строительства не найти, но возможности пока слабые. Сергей Иванов, первый заместитель председателя правительства РФ: «Судостроение — это такая отрасль, где невозможно добиться быстрого коренного перелома, на это нужны годы. Но перспектива освоения углеводородов, в частности, российского месторождения „Корчагин“, которое в 2009 году начал разрабатывать ЛУКОЙЛ, заставляет увеличивать мощности. Непременно нужно развивать эту область. А для этого требуются финансы, технологии и квалифицированные кадры, с которыми у нас тоже не все в порядке». По словам Иванова, освоение шельфа российского сектора Каспия требует инвестиций в 100 миллиардов долларов. Разработку месторождений сейчас ведут «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и казахстанская «КазМунайГаз» («КазНефтьГаз»). Планируется, что к 2020 году в этом регионе будут ежегодно добывать 30 миллионов тонн нефти и 18 миллиардов кубометров газа, передает НТВ.
Работа в сфере судостроения предполагает не одну, а несколько специальностей. В принципе, эти профессии и специальности универсальны, т.к. человек, владеющий ими, может работать и в других отраслях промышленности, т.е. такие специалисты будут востребованы всегда
СУДОСТРОИТЕЛИ
от 20000 руб.
трубопроводчик судовой 16.11.2009, Астрахань Производство: Судостроение Пол: мужской, образование: Начальное
от 35000 руб.
Начальник производственного участка 22.07.2009, Астрахань Производство: Судостроение Пол: мужской, образование: Высшее
от 30000 руб.
Судосборщик 22.07.2009, Астрахань Производство: Судостроение Пол: мужской, образование: Начальное
от 29000 руб.
мастер сборочно-сварочных работ 25.06.2009, Астрахань Производство: Судостроение Пол: мужской, образование: Высшее
от 40000 руб.
специалисты по ремонту судов (вахта) 19.06.2009, Архангельск, Астрахань, Волгоград, Волжск, Казань,
Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Уфа, Ярославль Производство: Судостроение Пол: не важен, образование: Среднее
По данным агентства по трудоустройству
от 55000 руб.
Судовой электромонтажник 31.03.2010, Архангельск, Астрахань, Великий Новгород,
Волгоград, Волгодонск,
Волжский, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону,
Санкт-Петербург, Саратов Производство: Машиностроение, Наладчик, Судостроение,
Электроэнергетика, Энергетик производства Пол: мужской, образование: Среднее специальное
от 25000 руб.
токарь-расточник 31.03.2010, Астрахань, Волгоград, Волжский, Екатеринбург,
Ростов-на-Дону, Саратов, Энгельс Производство: Машиностроение, Наладчик, Судостроение Пол: мужской, образование: Среднее специальное
от 30000 руб.
электромонтажник судовой 19.01.2010, Астрахань Производство: Судостроение Пол: мужской, образование: Среднее
- Профессия судостроителя востребована на рынке труда;
- В городе есть достаточное количество учебных заведений, позволяющих освоить данные профессии на разных уровнях профессионального образования;
- По данным направлениям имеется возможность карьерного роста, что немаловажно;
- Много вакансий по данным специальностям, как в России так и за рубежом;
- Профессия судостроителя - высокооплачиваемая профессия.
Над проектом работали:
- Руководитель проекта - Расковская Т.В., зам. директора по УВР;
- Координатор проекта – Жак А.М., кл. руководитель 9а кл.;
- Консультант - Ланшакова Г.А., руководитель информационно-профориентационной работы;
- Компьютерное обеспечение – Завьялов Р., учащийся 9а кл.;
- Творческая группа учащихся и родителей 9а класса МОУ «СОШ №36».