«Моя семья - мое богатство" семейное родительское собрание
Составитель Тисленко Н.А.
Предварительная подготовка: дети готовят красочные пригласительные билеты для родителей, бабушек и дедушек; пишут мини-сочинения на тему “Что такое семья?”; учитель готовит слайды с выдержками из сочинений детей.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Я рада видеть вас на семейном родительском собрании “Моя семья – мое богатство”. Сегодня мы будем говорить с вами о семье. Ведь тема любви и согласия в семье никогда не теряет актуальности.
Ученик: Все готово к мероприятию,
Так чего ж мы ждем?
Мы хорошей песней
Семейный вечер и начнем.
(Звучит аудиозапись песни "Мир, который нужен мне" (муз. А. Ермолова, сл. С. Золотухина) –
Учитель: Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Что такое семья? Посмотрим, как ответили на этот вопрос наши ребята. (На слайдах демонстрируются выдержки из мини-сочинений детей на тему "Что такое семья?".)
1-й ученик :
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш всегда для всех любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Учитель:
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
2-й ученик:
Мама на папу глядит, улыбается,
Папа на маму глядит, улыбается,
А день самый будний, не воскресенье,
И за окошком – не солнце, а вьюга.
Просто такое у них настроение,
Просто они очень любят друг друга.
От этой любви и легко, и светло.
Мне с папой и мамой так повезло!
Учитель: Семья – это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радости и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции. А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.
В одной семье, несмотря ни на какие беды, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. "Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?" – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – "понимание", – пока не написал его сто раз. "Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!" – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
Учитель: Многие задают такой вопрос, а что же такое счастье?
Мы предлагаем вашему вниманию сценку.
Фрагмент сказки «Птица счастья».
Автор
Жила-была ворона. Она жила так давно, что уже и не помнит сколько ей лет, сколько зим. Может 100, а может и все 200.
Ворона.
Ах, какое было время! Березы были выше. Да, гораздо выше! И жизнь в лесу не была такой скучной. Ах, как было весело! Не то, что сейчас - никакого тебе веселья, никакой тебе радости.
(ВЛЕТАЕТ БАБОЧКА)
Бабочка.
Ах, какой чудесный луг,
И цветы цветут вокруг.
И цветы цветут вокруг.
Ах, какой чудесный луг!
Ах, кружится голова.
Радость жизни мне дана.
Радость жизни мне дана
Счастьем я полна.
Ворона. Она счастьем полна. Да знаешь ли ты, порхающее создание, что такое счастье?
Бабочка. Ой, простите, я вас и не заметила. Я думала, что я одна. Вы спросили о счастье? Да, да я знаю, что такое счастье. У меня сегодня день рождения, ко мне прилетят все мои друзья. Ах, какое же это счастье! А еще, милая ворона, счастье – это, когда я могу вот так свободно летать. Это такое счастье!
Ворона. Так и у меня есть крылья. Ну какое же это счастье? Это просто крылья. Без них, как без рук – ни туда, ни сюда.
Бабочка. Да нет же, нет. Это счастье летать с цветка на цветок, видеть всю эту красоту.
А я вижу солнце, небо, я вижу цветы.
Ворона. Ну и что? Я тоже вижу каждый день уже 100 лет. привыкла.
Бабочка. Ну что ты ворона! Разве можно привыкнуть? Вся эта красота наполняет меня радостью и счастьем. Мне хочется от счастья все время петь и танцевать!
Ворона. Ну не знаю, не знаю. Как можно быть такой легкомысленной? Только петь и танцевать. Не знаю.
(ПРИЛЕТАЕТ ПЧЕЛКА)
Пчела. Ах, какой сегодня замечательный день! Сколько света, тепла, цветов. Как я счастлива!
Ворона Счастлива? Она счастлива. Пчелка, скажи нам, что такое счастье?
Пчела. Смотри, сестрица, все кругом красиво свежо! А какой аромат от цветов! А еще я соберу много вкусного, полезного меда для людей. Разве это не счастье приносить пользу и радость людям? Это, ворона, самое настоящее счастье. А вот и ежик. Спроси у него, счастлив ли он?
(ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЖ)
Еж. Здравствуйте! О чем это вы тут спорите?
Ворона. О счастье! Знаешь ли ты еж, что такое счастье?
Еж. Да я как-то не задумывался. Живу и живу. У меня всегда много работы. То домик починить надо, то ежата куда - то заберутся, выручать надо, то поссорятся, а я помирить их должен. А вот счастье ли это или нет – надо подумать. Что же это такое? Я думаю, что это и есть счастье. Давайте еще у кого – нибудь спросим. Эй, Мишка, иди сюда.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ МЕДВЕДЬ).
Медведь. Здравствуйте, чего вам?
Ворона. Знаешь ли ты, что такое счастье?
Медведь. Ну, так сразу. Вот посижу, подумаю, сейчас, постойте, погодите. Зиму перезимовал, хорошо. Малинки поел – хорошо. А счастье ли это? Не знаю.
(ЗАБЕГАЕТ ЗАЯЦ)
Заяц. Я тут слушал вас, и думал, когда вы меня от лисы прятали, поделились своей силой. Я был так счастлив, что вы у меня есть, мои друзья.
Медведь. Вот и заяц о счастье сказал.
Ворона. Да какое там счастье? Разве кто его видел?
Бабочка. Да счастье надо послушать. Это как луч солнца, как дуновение ветерка, как утренняя роса, как аромат цветка.
Медведь. Что–то я начинаю понимать. Счастье – это когда как будто солнышко внутри тебя.
Заяц. Значит счастье – это когда мне светло и радостно внутри от того, что рядом вы, мои друзья.
Бабочка. Да вы правильно думаете.
Заяц. А еще мне хорошо в лесу с вами друзья мои. Значит, когда мы вместе – это тоже счастье.
Медведь. Когда рядом друг – это большое счастье. Даже если это очень маленький друг, как бабочка или как пчелка.
Заяц. Оказывается счастье внутри нас. Как интересно!
Ворона. И когда можно рассказать о чем–нибудь интересном всем, всем, всем – это тоже счастье?
Еж А вы как думаете?
Автор : Счастье – это солнышко внутри нас.
Счастье – это когда рядом хорошие и надежные друзья.
Счастье – это когда ты можешь сделать что–то хорошее для людей тебя окружающих.
Счастье - это когда цветут цветы, светит ярко солнышко, когда вокруг светло и радостно от того, что вокруг тебя родные и близкие люди: мама, папа, брат, сестра и ты.
3-й ученик:
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую. Есть лучше в продаже.
«Простите» - казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово.
Учитель: Наши дети чувствуют себя счастливыми, когда родители интересуются их делами и большую часть своего свободного времени проводят вместе с ними. На это дети отвечают заботой и вниманием.
4-й ученик:
Воскресенье – вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Конкурс для родителей "Кто лучше знает своего ребенка?"
Учитель: Предлагаю родителям ответить на ряд вопросов, а детям сказать, подтверждают они или опровергают ответ родителей.
(Из конверта дети достают ответы на вопросы и проверяют родителей)
Вопросы :
Как зовут друзей вашего ребенка?
Какой учебный предмет ваш ребенок любит больше других?
Какую книгу читает ваш ребенок в данное время?
Какие конфеты предпочитает ваш ребенок?
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок?
Какая у ребенка отметка по физкультуре в семестре?
Какой у ребенка любимый мультфильм?
Какой любимый цвет?
Какая любимая игрушка?
Какой любимый праздник?
Какое любимое блюдо?
Какой любимый день недели?
Как зовут учителя изобразительного искусства вашего ребенка?
Конкурс для детей "Кто лучше знает своих родителей (близких)?"
Вопросы:
Какой цвет глаз у мамы?
Когда день рождение у бабушки?
Когда день свадьбы у родителей?
Какой любимый день недели у папы?
Какой самый любимый праздник у мамы?
Учитель: Дорогие дети и родители, посмотрите друг другу в глаза с любовью и нежностью.
(Звучит аудиозапись песни "Взрослые и дети" (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)
Учитель: Много пословиц сложил наш народ о семье, доме, родителях, матери. Сейчас мы узнаем, кто лучше знает пословицы: дети или родители? Продолжите пословицы:
В гостях хорошо… (а дома лучше).
Когда семья вместе… (так и душа на месте).
Мой дом… (моя крепость).
Не нужен клад, когда… (в семье лад).
Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
Как родители жили, так и нас... (благословили).
Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).
Матушкин гнев, что весенний снег – (много его выпадает, да скоро растает).
При солнышке тепло, а при матери... (добро).
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
5-й ученик: От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща.
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим ее и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою –
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.
6-йученик:
Ты маму знаешь только дома. Не мчишься с ней на паровозе,
Родные руки берегут Ее не видишь у станка,
Домашний ласковый уют, И славных дел ее в колхозе
Такой привычный и знакомый. Не разделяешь ты пока.
И не всегда ты видишь маму Но если мама иногда
В ее заботах трудовых. Придет усталая с работы,
Не шлешь ты с нею телеграммы, Согрей ее своей заботой,
Не лечишь вместе с ней больных. Во всем ей помоги тогда!
Учитель:
– А теперь уступим место шутке
Без нее никак нам не прожить
С нею лучше в трудную минуту,
Отчего же нам не пошутить?
7-йученик :
И в работе нет красивей
Мам отважных, боевых!
Все, что папы не осилят,
Мамы сделают за них!
Хоть и манят нас просторы,
Мы от мамы ни на шаг!
С папой можем сдвинуть горы,
Если мама скажет, как!
8-йученик :
Мне даже слов не подыскать,
Ну как ты можешь, мама,
В кошёлках тяжести таскать
По десять килограммов?
Смотрю, опять пришла чуть свет
Ты из универсама…
– Так что же делать? Дай совет.
– Сходи два раза, мама!
9-йученик:
Красивые мамы, на свете вас много.
В глаза вы глядите открыто и прямо,
В какую бы даль не звала нас дорога,
Нас провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто её огорчает.
А добрая мама прощает всё это,
Красивая мама всё это прощает.
Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо
Она выполняет свой долг терпеливо…
Красива по-своему каждая мама,
Любовью своей материнской красива.
Нас в детстве она забавляет игрушкой,
Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо.
Когда-нибудь, мама. Ты станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой!
Учитель: Теперь я предлагаю сыграть в игру «Лучики».
К доске выходят 2 человека: мама и сын. Перед вами солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот. У кого будет больше лучиков.
(Подведение итогов.)
Учитель: Я думаю, победила любовь близких людей.
Учитель: И сколько бы не было нам лет – пять или пятьдесят, – нам всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд, прикосновение добрых маминых рук. И чем больше наша любовь к матери, тем радостней и светлее жизнь. Только мама верит в нас всю жизнь, и эта вера не иссякает, несмотря ни на что. Для всех сидящих здесь прозвучит эта песня.
(Звучит аудиозапись песни "Мама и дочка" (муз. Г. Шайдуловой, сл. Е. Плотниковой).)
10-й ученик: В доме добрыми делами занята, В доме столько доброты?
Ходит по квартире доброта, Что от этой доброты
Утро доброе у нас, Приживаются цветы,
Добрый день и добрый час, Рыбки, ежики, птенцы?
Добрый вечер, ночь добра, – Я тебе отвечу прямо,
– И откуда, – спросишь ты, – Это бабушка и мама.
11-й ученик: Наши бабушки-старушки И гулять нас водят в сад.
Очень любят нас, внучат. Вот хорошие какие
Покупают нам игрушки Наши бабушки родные!
12-й ученик: Ходит в школу на собранья, Если бабушка сказала:
Варит бабушка бульон. То не трогай, то не смей,
Ей за это каждый месяц Надо слушать, потому что
Носит деньги почтальон. Дом наш держится на ней!
13-й ученик: У бабушки нашей счастливые годы –
Бабуля ушла на заслуженный отдых.
Не надо теперь на работу ходить,
Пора отдыхать, за здоровьем следить!
Вот только в квартире она убирает.
Погладит, сготовит, потом постирает.
Когда же все в доме сверкает, блестит,
Тогда за здоровьем бабуля следит!
Как много внимания требуют внуки!
До ночи бабуля не ведает скуки,
Когда всех уложит, угомонит
Тогда за здоровьем бабуля следит!
Родители внуков приходят с работы,
И бабушка их окружает заботой.
Какой-то усталый у бабушки вид,
А вроде на пенсии, дома сидит.
(Разыгрывается сценка)
Внучка. Бабушка! Почему у меня две руки, две ноги, два уха, два глаза, но только один рот и один нос?
Бабушка.А это потому, внученька, чтобы ты больше ходила, больше делала, больше видела, слышала и меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала.
14-й ученик: Люблю я дома бабушке Давно решили с бабушкой
Работать помогать. Мы за «Спартак» болеть.
Люблю я рядом с бабушкой Есть много разных песенок
По улице шагать. На свете обо всем,
Люблю я вместе с бабушкой А мы сейчас вам песенку
Хоккейный матч смотреть. Про бабушку споем.
(Звучит аудиозапись песни «Горница» (муз. Л. Деревягиной, сл. В. Степанова).)
Учитель: Отец в семье – добытчик, кормилец. Он сильный и надежный. Он может решить любые вопросы.
15-й ученик: Мой папа – волшебник. Его обниму я
Он самый хороший. И тихо шепну:
Он вмиг превращается – Мой папочка, я тебя
В то, что попросишь. Крепко люблю!
Он может стать клоуном, Ты самый заботливый,
Тигром, жирафом. Самый родной,
Но лучше всего Ты добрый, ты лучший
Он умеет быть папой. И ты только мой!
16-й ученик: Хочу похожим быть на папу. Быть сильным, умным,
Во всем хочу как папа стать. Не лениться
Как он носить костюм и шляпу, И делать все, как он – на пять!
Ходить, смотреть И не забыть еще жениться!
И даже… спать. И... нашу маму в жены взять.
17-й ученик: У папы работа! А мы его ждем!
У папы забота! Но если наш папа
И некогда с нами Берет выходной,
Ему поиграть. Как здорово с ним,
А мы его любим! Он такой заводной!
18-й ученик: Как заходит про семью Ни к чему его жалеть
Где-нибудь беседа, И лечить в больницах,
Непременно я пою Чтобы деду поболеть –
Песенку про деда. Стадион сгодится.
У кого-то дед-атлет Все умеет делать дед,
Или летчик смелый, Должен я признаться.
Но такого деда нет Непоседе много лет,
Во Вселенной целой. А дают пятнадцать.
Заболел однажды дед Я хочу таким же стать,
Думаете – стонет? Я учусь у деда!
Врач пришел, а деда нет, Чтоб меня могли назвать:
Он на стадионе. «Мальчик-непоседа»!
19-й ученик: На работе его уважают, Помогает мне делать уроки
Он начальник, сказать не боюсь. Да играет с детьми во дворе,
Но с работы домой приезжает, И нечаянно так, ненароком
И начальником я становлюсь. Он в любой побеждает игре.
Я к нему забираюсь на плечи, Но когда я его огорчаю,
Я его примеряю очки. Если стыдно ему за меня,
И еще об него каждый вечер Я со страхом в душе замечаю,
Тренирую свои кулачки. Как сутулится деда спина,
Ходит дедушка легкой походкой, Сплетаются в сети морщинки,
Всех быстрее съедает обед, В волосах седины белый мел.
На лице ни усов, ни бородки... И готов я отдать все на свете,
Ну, какой же мой дедушка дед?! Чтобы дедушка мой не болел!
Учитель: Порой наши дети задают такие вопросы, что мы становимся в тупик.
(Разыгрывается сценка.)
Разговор
- Пап,
А твои папа и мама
Тебя любили?
- Любили.
- А ремнём тебя в детстве лупили?
- Лупили.
- И ты этого не забыл?
- Не забыл.
- Потому-то тебя не луплю,
Что люблю.
- Значит тебя не любили,
Если лупили?
- Любили.
Просто время и люди
Другими были.
Учитель: Для всех пап и дедушек звучит следующая песня.
(Звучит аудиозапись песни «Любимый папа» (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина).)
Учитель: Каждый член семьи имеет свою работу, обязанности по дому, а совсем маленькие представители семьи просто играют.
- Послушайте разговор двух девочек.
Кто играет?
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени).
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе).
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пелёнки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет.
Конкурс для детей и их родителей "Устами младенца"
(Родители и дети должны отгадать загаданное слово по детскому объяснению:)
От нее нам становится теплее и радостнее, но от трудностей ее остается у людей совсем мало. Больше всего ее у бабушек. Дети так нуждаются в ней. (Ответ: доброта.)
Каждый человек о нем мечтает и непременно хочет, чтобы оно было в его жизни. Никто не знает, где его искать. (Ответ: счастье.)
Ее всегда нам не хватает, и поэтому мы часто желаем ее человеку. Когда она бывает, говорят: “Повезло!”. (Ответ: удача.)
Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь. Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек – дедушка. Кто это? (Ответ: бабушка.)
Это дядя. Он сильный, он умеет готовить, может водить машину, мотоцикл. Он никого не боится, никогда не плачет. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал маму всю жизнь на руках носить. (Ответ: муж.)
Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдот или что-нибудь смешное. Что это? (Ответ: улыбка.)
Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Когда приходят гости, это появляется. Это бывает, когда не пускают гулять. Оно бывает разное, может меняться. Что это? (Ответ: настроение.)
Он очень внимателен к женщинам. Если у нее неприятности, она ему все рассказывает, а он ей сочувствует, причем сильно. Он не должен быть жадным. Потанцевал, например, со своей дамой, дай другому с ней потанцевать! (Ответ: кавалер.)
Учитель: Предлагаю родителям посмотреть результаты анкетирования своих детей о взаимоотношении в семье.
(Анкеты в конвертах)
Учитель:
- А сейчас, я хочу провести тест с нашими родителями.
- Перед вами лежат 4 вида мимики лица. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, поднимая «лицо» с соответствующим выражением.
1. С каким лицом вы чаще всегда общаетесь со своим ребёнком?
2.С каким лицом чаще всего ваш ребёнок общается с вами?
3.С каким лицом вы воспринимаете известие о плохой отметке?
4. С каким лицом ваш ребёнок воспринимает известие о вашей встрече с учителем?
Учитель:
Семья – поистине высокое творенье.
Она – заслон надежный и причал,
Она дает признанье и рожденье,
Она для нас – основа всех начал.
20-й ученик: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Учитель:
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.
И в завершении нашей встречи давайте все вместе споем песню "Родительский дом"
(Учитель раздает родителям текст песни "Родительский дом" (сл. М. Рябинина). Звучит аудиозапись музыки к песне (муз. В. Шаинского).)
Родительский дом
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань – родительский дом.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется
Чтобы мы оставались детьми.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы пред ними в долгу неоплаченном,
Помни свято об этом всю жизнь.
Припев:
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.