Цыдемпилова Д.П.МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ»
Мониторинг сформированности личностных и метапредметных умений при обучении английскому языку учащихся 5 класса.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения
учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур
таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование,
итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Особенностями системы оценки являются:
· комплексный подход к оценке результатов образования;
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей
динамику индивидуальных образовательных достижений;
· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами
таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации
образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Характеристика метапредметных результатов образовательного процесса, которыми должен обладать обучающийся 5-го класса согласно ФГОС:
Регулятивные универсальные учебные действия. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
Познавательные универсальные учебные действия.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной
учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари
, энциклопедии, справочники, электронные диски).
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Оценка личностных результатов — это сформированные у обучающихся универсальные
учебные действия,которые можно включить в три блока:
1) самоопределение
На учебных занятиях английского языка обучающимся всегда дано право на личное
высказывание, например на уроке обучающимся предлагается посмотреть на фотографии
различных людей, путешествующих по миру, выбрать для себя свой путь, тем самым они
высказывают свою личную позицию в форме монологической речи. С помощью речевого
высказывания обучающиеся воспринимают учебную ситуацию, созданную педагогом,
прогнозируют тематику занятия в целом.
2) смыслоообразование
Личностный смысл — важнейший компонент каждого занятия, но для того чтобы ученик
увидел «свой личностный смысл, его нужно «показать» и «подвести»к нему. Например: обучающиеся видят фотографии знаменитых мест, сопоставляют фотографии с информационными карточками (краткимописанием каждого из вышеперечисленных). Возникают две границы: граница «знания» и граница «незнания».Для чего нужно знать эти места? Ответы обучающихся бывают разными: одни увлекаются историей, другие наукой- а третьих интересует язык как инструмент общения.
Получается, что сам приходит к цели, зачем ему нужно это знать, а на пути приобретению знания он ставит задачи.
3)морально- этическая ориентация- знание основных моральных норм и ориентация на
выполнение норм на основе понимания их социальнолй необходимости, способность к
моральной децентрации – учету мотивов,позиций и интересов участников моральной
дилеммы при ее разрешении.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных
действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Регулятивные универсальные учебные действия.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проектаВыдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
Познавательные универсальные учебные действия.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной
учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски).
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением
их в пространственно-графической или знаково-символической форме.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая ихих фактами.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий можно
использовать:
1) текст;
2) иллюстративный ряд (например, схемы и графики в математике);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебника не содержится
ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности) ученик может сформулировать свою
версию ответа;
4)комплексные работы, которые дают возможность проверить три группы результатов
(предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтение текста,
что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД.
5) интегрированные работы, которые дают возможность выявить метапредметные
(регулятивные и познавательные УУД)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ( 5 класс)
Вопросы и задания теста разделены на три уровня сложности: А – базовый, В –
повышенный, С – высокий.
Номера заданий и проверяемые умения Ученики | 1 | 2 | 3 | 4 | Итог |
Вычитывать информацию , данную в неявном виде Уровень В | Объяснять смысл слова (словосочета ния) Уровень А | Понимать смысл текста в целом (главную мысль) Уровень А | Истолковывать текст (через творческий пересказ)уровень С | Сумма баллов |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Макс, балл за задание (М) | | | | | |
Число учеников, писавших тест (Ч) | | | | | |
Макс, возможный балл всех учеников (В=МхЧ) | 100 | | | | |
| | | | | |
Сумма баллов всех учеников, писа вших тест (С) | 42 | 11 | 15 | 10 | |
Процент успешных решений всего класса (=С/(В/100)) | 42 | 55 | 60 | 13 | 3 |
Диагностический инструментарий мониторинга
No 1
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том
числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой. Текст содержит 10 ошибок».
Текст:
There is five seasons in the year: winter, spring, summer and autumn. Winter months are
December, January and May. It’s very hot in winter. Children likes to swim in winter. When it’s
rainy, they like to play snowballs and make a snowmen. They also can to ski, roller – skate and
toboggan.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. (1 пропущенная ошибка – 2 балла)
Уровни сформированности внимания:
0—2 — высокий уровень внимания,
3—4 — средний уровень внимания,
более 5 — низкий уровень внимания.
No 2
Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков
1.pictures a). tower
2.Nelson*s column b). museum
3.Big Ben c). palace
4. Queen Elizabeth d). square
Критерии оценивания:
Правильный ответ – 1 балл
No3
Выберите правильный вариант ответа.
1.The capital of Great Britain is ...
A -Paris B-London C-New York
2.The official language of the USA is ...
A – German B – Russian C – English
3.English people celebrate Halloween on the 31st of ...
A – October B – December C – April
4. Santa Claus puts Christmas presents ...
A – on a chair B – into the stockings C – under the tree
5.The symbol of Easter is ...
A – a turkey B – a rabbit C – a pumpkin
Критерии оценивания:
Правильный ответ – 1 балл
No4
Переведите пословицы на русский язык и напишите русский эквивалент этих
пословиц.
1. East or West, home is best.
2. A friend in need is a friend indeed.
3. An apple a day keeps the doctor away.
4. Every man has his hobby-horse.
5. Tastes differ.
Критерии оценивания:
Правильный ответ – 3 балла
5 класс. Тест No 1
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в
том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой. Текст содержит 10
ошибок».
There is five seasons in the year: winter, spring, summer and autumn. Winter months are
December, January and May. It’s very hot in winter. Children likes to swim in winter. When it’s
rainy, they like to play snowballs and make a snowmen. They also can to ski, roller – skate and
toboggan.
No 2
Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков
1.pictures a). tower
2.Nelson*s column b). museum
3.Big Ben c). palace
4. Queen Elizabeth d). square
No3Выберите правильный вариант ответа.
1.The capital of Great Britain is ...
A -Paris B-London C-New York
2.The official language of the USA is ...
A – German B – Russian C – English
3.English people celebrate Halloween on the 31st of ...
A – October B – December C – April
4. Santa Claus puts Christmas presents ...
A – on a chair B – into the stockings C – under the tree
5.The symbol of Easter is ...
A – a turkey B – a rabbit C – a pumpkin
No4
Переведите пословицы на русский язык и напишите русский эквивалент этих
пословиц.
1. East or West, home is best.
2. A friend in need is a friend indeed.
3. An apple a day keeps the doctor away.
4. Every man has his hobby-horse.
5. Tastes differ.
Keys No 1
Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и
смысловые), исправь их карандашом или ручкой. Текст содержит 10 ошибок.
There is five seasons in the year: winter, spring, summer and autumn. Winter months are
December, January and May. It’s very hot in winter. Children likes to swim in winter. When it’s
rainy, they like to play snowballs and make a snowmen. They also can to ski, roller – skate and
toboggan.
No 2Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков
1.-b, 2 –d, 3 –a, 4 –c.
No3Выберите правильный вариант ответа.
1.The capital of Great Britain is ...
A -Paris B-London C-New York
2.The official language of the USA is ...
A – German B – Russian C – English
3.English people celebrate Halloween on the 31st of ...
A – October B – December C – April
4. Santa Claus puts Christmas presents ...
A – on a chair B – into the stockings C – under the tree
5.The symbol of Easter is ...
A – a turkey B – a rabbit C – a pumpkin
No4 Переведите пословицы на русский язык и напишите русский эквивалент этих
пословиц.
1. East or West, home is best. – В гостях хорошо, а дома лучше (Дома и стены
помогают).
2. A friend in need is a friend indeed. – Друзья познаются в беде (Друг в беде - истинный
друг).
3. An apple a day keeps the doctor away. – Кушай по яблоку в день, и доктор не
понадобится (Лук – от семи недуг).
4. Every man has his hobby-horse. – У каждого человека есть свой конек.
5. Tastes differ. – О вкусах не спорят.