МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Свеженцева Н.В.
Данная статья раскрывает систему работы учителя английского языка по выстраиванию мониторинга сформированности универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку на уровне начального общего образования. Автор утверждают, что предложенная система отслеживания универсальных учебных действий позволит учителю создать условия для воспитания детей, которые активно и осознанно участвуют в процессе собственного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой цель - «воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». Достижение этой цели возможно, если при завершении уровня начального общего образования учащиеся смогут достигнуть планируемых результатов основной образовательной программы и смогут продемонстрировать сформированность универсальных учебных действий. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся. Основной результат образования - это развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, которые включают в себя личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) а так же предметные результаты, т. е. речевая компетенция в говорении, аудировании, чтении и письменной речи.
Понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле - это умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) - это совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
К реализации стандартов второго поколения наше учреждение приступило с 1 сентября 2010 года. За время реализации ФГОС НОО в школе сделано много для достижения поставленных целей, и в методике обучения английскому языку в частности. Учителя английского языка используют современные образовательные технологии, разнообразные организационные формы; учитывают индивидуальные особенности каждого ученика; используют современное компьютерное оборудование; организуют внеурочную деятельность учащихся.
Однако до сегодняшнего дня отсутствует система отслеживания уровня сформированности универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Считаю, что система отслеживания уровня сформированности универсальных учебных действий позволит выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого учащихся.
На мой взгляд, организация системы отслеживания результатов возможна на основе рефлексии, самооценки и самоконтроля, которые протекают в рамках обширного когнетивного процесса. Самосознание дает возможность учащимся глубже разобраться в своих способностях и умениях. Для того, чтобы школьники могли размышлять над процессом и самостоятельно оценить его эффективность, они должны иметь четкое представление о своей учебной работе. Для этого на уроке необходимо совместно планировать, осуществлять, обсуждать и оценивать результаты работы учащихся над выполнением учебного задания. Поэтому важными этапами работы с учащимися мы считаем: этап присвоения целей учащимися, этап самостоятельной работы, этап рефлексии, этап подведения итогов учебной работы. Используя педагогическое наблюдение на уроке, учитель сможет постепенно оценить степень овладения учащимися постановки цели урока, умения самостоятельно работать на уроке, подводить итоги учебной работы и анализировать свою деятельность на уроке.
Выстраивая мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальной школе, определила предполагаемые результаты, критерии, показатели и инструментарий для отслеживания универсальных учебных действий:
I. Личностные УУД: самоопределение: внутренняя позиция школьника, самооценка, смыслообразование.
Критерии:
1. Положительное отношение к изучению английского языка.
2. Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик.
3. Осознание необходимости самоусовершенствования.
4. Сформировнность познавательных мотивов.
Показатели:
1. Привлекательность английского языка как предмета
2. Успеваемость по английскому языку.
3. Активность на уроке.
4. Инициатива и самостоятельность.
5. Посвящение свободного времени английскому языку.
Инструментарий отслеживания:
1. Анкетирование.
2. Итоговые отметки за четверти и год.
3. Отслеживание активности на уроке (карточки активности).
4. Отметки в рабочих тетрадях.
5. Отметки за творческие работы.
6. Вовлечённость учащихся во внеурочную деятельность по учебному предмету.
II. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Критерии:
1. Осознание и принятие учащимися учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного и умения ответить на вопрос «зачем?». Умение быстро включиться в работу.
2. Определение, в какой последовательности следует выполнять учебное задание и какие источники информации использовать.
3. Осознание конечного результата и область применения полученных знаний.
4. Умение проконтролировать результаты учебного задания с помощью образца или инструкций.
5. Осознание способа коррекции ошибок.
6. Умение правильно оценить свою работу и работу товарища.
7. Умение сосредоточиться на решении учебной задачи.
8. Умение использовать образцы, инструкции и справочный материал для выполнения задания или самооценки и самокоррекции.
Показатели:
1. Активность на уроке (карточки активности).
2. Отметки за контрольные работы, самостоятельные работы, итоговые устные ответы, творческие работы.
Инструментарий:
1. Письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный материал. Творческие работы к каждой теме.
2. Задания в рабочей тетради на закрепление изученного материала.
3. Задания в учебнике, направленные на самооценку и самоконтроль.
4. Тесты в рабочей тетради.
5. Карточка самооценки достижений по теме.
III. Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические учебные действия, а также постановка и решение проблемы.
Критерии:
1. Работа с информацией.
2. Работа с учебным материалом.
3. Использование знаково-символических средств, общих схем решения.
4. Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведение под понятие.
5. Формулирование проблемы.
6. Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Показатели:
1. Умение осуществить поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
2. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
3. Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
4. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
5. Умение осуществлять логические операции.
6. Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
Инструментарий:
1. Контрольные задания по чтению.
2. Устные монологические и диалогические высказывания.
3. Творческие письменные работы.
4. Карточки активности на уроке.
IV. Коммуникативные УУД:
1. Общий уровень развития общения - эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.
2. Коммуникация как общение (интеракция) - учет разных мнений и умение обосновать собственное.
3. Коммуникация как кооперация - умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать,
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
4. Коммуникация как условие интериоризации - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, способность строить понятные для партнера высказывания, умение с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Показатели:
1. Умение вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение.
2. Умение кратко описывать и характеризовать предмет, картинку персонаж. 3. Умение рассказывать о себе и своем окружении.
4. Умение воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора.
5. Умение кратко передавать содержание прочитанного, услышанного.
6. Умение выражать отношение к прочитанному, услышанному.
7. Умение понимать речь учителя, одноклассников, небольшие тесты и сообщения в аудиозаписи.
8. Умение читать вслух и про себя, понимать содержание прочитанного.
9. Умение пользоваться справочным материалом.
10. Умение выполнять в письменной форме различные упражнения и творческие задания.
11. Владение графикой, каллиграфией, орфографией, транскрипцией, фонетическими, лексическими и грамматическими навыками.
Инструментарий:
1. Устные ответы в монологической и диалогической речи.
2. Письменные творческие задания.
3. Тесты по чтению и аудированию.
В своей работе использую также методики выявления уровня достижения учащимися метапредметных результатов, включённые в пособие Е.М. Муравьева и А. Е. Богоявленской «Методические указания работнику образования по исследованию учебной деятельности и познавательных процессов».
Предлагаемая система мониторинга сформированности универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку позволит учителю создать условия для воспитания детей, которые активно и осознанно участвуют в процессе собственного обучения.
Литература
1. Вербицкая М.В. Английский язык: программа 2-4 классы. - М. : Вентана - Граф, 2013.
2. Копылова В.В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования //ИЯШ. -2010.- №5.
3. Муравьев Е.М., Богоявленская А. Е. «Методические указания работнику образования по исследованию учебной деятельности и познавательных процессов»: справочник администрации школы по организации учебного процесса, часть 3. - М.: Педагогический поиск, 2001.