Мониторинг УУД в начальных классах.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникла необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.
Ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:
Развитие УУД в начальной школе следует рассматривать как процесс, проходящий в три основных этапа.
1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Например, выполнение задания, требует того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет. Ребенок не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию. Кратко данный этап обозначается нами как «Представление».
2 этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа.
3 этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. Краткое название – «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации.
Три этапа развития УУД являются одновременно 3-мя уровнями развития универсальных учебных действий для начальной школы.
В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД» (для значительной части показателей).
Таким образом, федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.
Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы:
во-первых, он должен быть межпредметным;
во-вторых, позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или не владения, так сказать, «способом обращения» с этим знанием (УУД);
в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки и мониторинга сформированности УУД, являются: ФГОС, Примерная ООП НОО раздел «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Функции психолого-педагогического мониторинга:
Диагностическая
Оценочная
Контрольная
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Разделы программы:
- Циклограмма мероприятий
- Возрастные особенности развития личностных УУД
- Технологическая карта формирования личностных УУД
- Методики для мониторинга
- Возрастные особенности развития регулятивных УУД
- Технологическая карта формирования регулятивных УУД
- Методики для мониторинга
- Возрастные особенности развития познавательных УУД
- Технологическая карта формирования познавательных УУД
- Методики для мониторинга
- Возрастные особенности развития коммуникативных УУД
- Технологическая карта формирования коммуникативных УУД
- Методики для мониторинга
Содержание программы мониторинга:
Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения
Технологические карты формирования УУД у младших школьников
Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД
КИМ стартового контроля на предметном материале. Методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик
КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы
Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс)
Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей формированию УУД младшего школьника
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября необходимо провести стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Можно провести диагностику одаренности учащихся. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период.
Далее мониторинг проводится 1 раз в год, в конце апреля каждого учебного года.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.