Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никитская СШ» им. М.Г. Малышева – подразделение -детский сад
Муниципального образования городской округ Ялта, Республика Крым
Конспект занятия
Ознакомление с окружающим миром и ФЭМП
для подготовительной группы
Тема: «Морские обитатели Чёрного моря»
Конспект НОД «Ознакомление с окружающим миром и ФЭМП»
для детей подготовительной группы
Тема: «Морские обитатели Чёрного моря»
Автор: Соляник Александра Александровна, воспитатель высшей категории МБОУ «Никитская СШ» им. М.Г. Малышева, г. Ялта, Республика Крым.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Назначение: данный конспект может быть использован педагогами дошкольных учреждений, педагогами начального обучения, как дополнение к основному материалу по окружающему миру, а также эта информация будет интересна родителям дошкольников.
Цель: формировать представления у дошкольников о морских животных Южного берега Крыма.
Задачи:
Образовательные: расширять и обогащать знания детей о представителях морской фауны Чёрного моря, об их образе жизни, среде обитания. Раскрыть обобщающее понятие – «обитатели моря» . Обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие: развивать кругозор, познавательный и природоохранный интерес к окружающему миру, развивать конструктивное и логическое мышление, мелкую моторику рук для подготовки детей к обучению в школе, умение рассуждать и выполнять математические действия с цифрами. Учить умело и правильно пользоваться раздаточным и дидактическим материалом.
Воспитывающие: воспитывать экологическую культуру, поддерживать стремление, желание детей узнать больше о жизни морских животных Чёрного моря. Воспитывать бережное отношение, сохранять и беречь их.
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиозапись звук моря, голоса дельфина, картинки с изображением морских обитателей, раздаточный материал на тему: «Морские обитатели», пазлы, простые карандаши, математические наборы с цифрами, счётные палочки, геометрический конструктор «Танграм».
Предварительная работа: чтение художественных произведений крымских поэтов и писателей; рассматривание иллюстраций на тему: «Морской мир Чёрного моря»; рассматривание краеведческого пособия «Азбука юного крымчанина» (Лидия Огурцова); дидактическая игра «Узнай и назови морское животное»; подвижная игра « Море волнуется»; заучивание стихотворений «Я рисую море» (Владимир Орлов), «Дельфины» (Лидия Огурцова), «Медуза» (Анатолий Милявский); изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация – на тему «Морские обитатели»).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, нам природа подарила удивительную родину – Крым. Его богатства и живописные места, морские просторы. (Слайд – море).
«Тот, кто рождён был у моря,
Тот полюбил навсегда
Белые мачты на рейде,
В дымке морской города,
Свет маяка над волною,
Южных ночей забытьё,
Самое синее в мире
Чёрное море моё! (Михаил Матусовский).
Чёрное море! Загадочный и удивительный водный мир его. Сколько людей приезжает в Крым, чтобы отдохнуть, укрепить здоровье, загореть и подружиться с ласковым летом и тёплой морской водой. Чёрное море – одно из самых древнейших морей земли.
Кто же живёт в Чёрном море? (слайд – дно моря). Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие на дно крымского моря. Узнаем много интересного о жизни обитателей моря, а помогут нам в этом морские животные, которые расскажут нам о себе. Первыми нас встречают дружелюбные животные. А какие, узнаете из загадки:
«Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины,
Кто вперёд, плывут...
Ответы детей: Дельфины! (слайд – дельфины).
Воспитатель: Ребята, задание 1. Выкладывание натурального ряда от 1 до 10, используя математические пазлы (картинка дельфин).
Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие животные. Одни из самых загадочных и чрезвычайно умных существ. Живут стаями, дышат лёгкими, вместо чешуи – кожа, у них есть зубы, умеют разговаривать, общаясь между собой при помощи звуков. Обладают хорошим зрением, слухом, но обоняние отсутствует. Иногда подплывают к берегу и позволяют даже поиграть с собой. Дельфины великолепные артисты. Выступают в дельфинариях. Весело выпрыгивают из воды, показывая свои блестящие спины, играют с мячом (слайд – выступление в дельфинарии). Им аплодируют и дети, и взрослые. Дельфины спасают тонущих людей в море. Могут помочь человеку побороть некоторые болезни. Есть такой метод лечения – дельфинотерапия. Общение больных детей с дружелюбными дельфинами помогает им справиться с многими недугами. Питаются дельфины моллюсками и конечно же рыбой.
Воспитатель: Задание 2. Дидактическая игра «Поможем дельфину поймать рыбку». Для этого необходимо выполнить вычислительные операции в пределах 10. Решить пример и выяснить кому из дельфинов предназначается та или иная рыбка.
Воспитатель: Когда вода в Чёрном море очень тёплая, у берега появляется много медуз (слайд – медузы).
«Носит медуза красивое платье.
Только не вздумай к нему прикасаться». (Т. Крылова)
Медуза – это тоже морское животное, одно из самых древних существ на планете. Её тело на 95% состоит из воды. В Чёрном море обитают: аурелия – внешне похожа на плавающий прозрачный зонтик, питается моллюсками, водорослями (слайд); корнерот – это хищник (слайд). Питается мелкой рыбой, имеет большие щупальца, прикосновение к этой медузе вызывает ожоги; мнемиопсис – размер этой медузы 10 см. Питается личинками и икринками рыб. (слайд). Медузы обладают большой чувствительностью к погодным условиям и перед штормом прячутся на глубину. Медуз не надо брать в руки и тем более выносить на сушу. Их польза в том, что они являются чистильщиками воды. Ночью море светится, а иногда вспыхивает огоньками, как будто в воде отражаются звёзды. Это свечение в Чёрном море вызывают ноктилюки (слайд).
Воспитатель: Задание 3. Обвести простым карандашом по точкам медузу.
Воспитатель: Часто после шторма на песчаных пляжах можно найти розово-жёлтые раковины морских гребешков (слайд морских гребешков). Это моллюск и живёт он на морском дне. Когда всё тихо и спокойно гребешок выпускает из-под раковины много щупалец. Но как только завидев опасность, моллюск убирает щупальцы и от врагов спасается бегством. А вот это устрицы (слайд устрицы). Это вид моллюсков, живущих в двустворчатых раковинах. Мидии – неустанные труженики на благо Чёрного моря (слайд мидии). Являются фильтраторами, пропуская через себя загрязнённую воду они возвращают её морю чистой, осветлённой. И тем самым оздоравливают море. Мидии живут тесно прикрепившись к камням, скалам.
Кроме морских гребешков, устриц, мидий в Чёрном море обитают хищницы рапаны (слайд рапаны). Случайно попали в Чёрное море, обжились на новом месте. Рапаны очень подвижны. Охотятся на мидий, устриц.
Воспитатель: (слайд) Волной на берег выбросило много ярких, красивых ракушек. Они переливаются на солнце перламутром и просят вас, ребята поиграть с ними. Задание 4. Посчитайте, сколько ракушек разного вида на берегу. Запишите цифры в квадратах. Из ракушек делают поделки, украшения. Чтобы ракушки не потерялись разложите их по коробочкам. На каждой коробочке есть цифра и картинка, с изображением ракушки. Проводится дидактическая игра «Соотнеси количество предметов с цифрой, (по внешнему виду).
Воспитатель: Но, а по ночам на берег выхолят крабы (слайд). Их ещё называют санитарами пляжей. Ловить крабов запрещено, потому что с каждым годом их становится всё меньше, а без крабов пляжи будут грязными. Крабов большое количество можно увидеть теперь только на безлюдных побережьях Тарханкута.
Физкультурная пауза:
В Чёрном море под водой (Дети широко разводят руки в сторону)
Нас встречает мир живой! (Приседают, коснувшись руками пола)
Разыгрались рыбьи стаи: (Дети делают плавательные движения руками)
Сельди, кильки и кефали.
Им на встречу деловито (Выполняют движения «Рыбка»)
Косяком плывёт ставрида.
В шторм и в тихую погоду (Повороты туловища вправо-влево)
Мидии там чистят воду
Ну а дальше в море синем, (Кистью правой руки делаем плавные движения)
Грея выгнутые спины,
Белобочки, Афалины (Кистью левой руки делаем плавные движения)
Проплывают стайкой чинной.
(Лидия Огурцова)
Воспитатель: Но Чёрное море дом не только для крабов и дельфинов. В нём обитают и другие морские животные. Давайте с ними знакомиться. Вот рыба – красавица камбала (слайд). Это рыбы – лежебоки, меняют окраску и рисунок своей кожи, под цвет морского грунта. Маскируются за несколько секунд. Это – кефаль (слайд), не боится загрязнённой воды, часто зимует в портах под пристанью. Рыба барабулька (слайд) не больше ставридки, но немного другой формы, тупоголовая, с двумя отходящими от нижней губы «усиками». С помощью их она роется в песке. Ещё есть и другое название – «султанка», так как она была любимой рыбкой турецких султанов. В море обитают и опасные рыбы Вот и одна из них – самая опасная рыба Чёрного моря – морской дракончик (слайд), полузарывается в песке, его тело покрыто ядовитыми колючками. Морской кот (слайд) также как и с морским дракончиком, встреча с ними неприятна. Предпочитают лежать на дне. Завидя человека – отплывает на несколько метров и опять ложится на дно. Трогать его не следует. На конце хвоста расположен ядовитый шип. Ядовит и морской ёрш (скорпена) (слайд. Следующий представитель – черноморская акула (слайд),безобидна для человека. На глубине 90 метров плавают черноморские акулы катраны. Питаются мелкой рыбой, моллюсками, рачками. Вырастают катраны до двухметровой длины. На крупных морских животных и людей катран никогда не нападает.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Рыбки пляшут в Чёрном море
Хорошо им на просторе.
(Имитировать руками движения рыбок влево – вправо в соответствии с текстом).
Воспитатель: Задание 5. Ребята, внимательно рассмотрите картинки с заданиями, которые лежат у каждого из вас на столе. Сосчитайте и обозначьте цифрой. 1). Сколько всего рыб плавает в море? 2). Какие рыбы плывут направо (какие налево)? 3). Сколько рыбок спряталось? 4). Найдите и соедините стрелочкой одинаковых рыбок.
Воспитатель: Задание 6. Ребята, выложите геометрическими фигурами (набор Танграм) на картинке, с изображением морского дна его обитателей: краба, рыбок (предложить детям на столе выложить счётными палочками морских животных).
Итог: Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное занятие.
- Кто нам встречался на пути во время нашего путешествия?
- Кто вам больше всего запомнился из морских обитателей?
Во время путешествия вы показали себя активными, внимательными, слушали с большим интересом и правильно выполняли задания. Ребята, вы все справились на отлично. Молодцы! Сюрпризный момент.