Захарова Н.Г., учитель начальных классов.
МОБУ СОШ № 10 имени Д.Г.Новопашина.
Мотивация младших школьников через проектную деятельность в учебном процессе.
В последнее время для мотивации детей к учебе используется много различных методов и приемов, для того, чтобы ребёнок был успешным в учебе. Ребенок быстро теряет интерес, какой либо информации, дети больше времени проводят за различными гаджетами. Интерес к получению знаний падает. Одной из проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в младшем школьном возрасте. Некоторые могут сами добывать знания, так как усердные и успешны во всем. Но, есть среди них те, которые имеют низкую мотивацию. Мотивация к обучению и познавательной деятельности выступает перед нами как средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без формирования мотивации не только трудна, но практически и невозможна. И таким очень важна мотивация, как средство обучения. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков- добывания новых знаний, уроков – работы над информацией, уроков- маленьких проектов на любимую тему, уроков- монтажа видеопроектов, снятых самими детьми, уроков-исследований, уроков- онлайн встреч с интересными людьми, сюжетных фильмов с придуманными самим ребенком, сценарием, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Смена этапов уроков с применение на разных этапах урока различных форм и приёмов формирования мотивации детей, без принуждения, с интересом дети сами добывают знания и учатся новым приемам и средством обучения. Для решения проблемы мотивации учебной деятельности и повышения качества знаний был использован «Метод проектов». В процессе обучения систематически надо поднимать интерес, развивать и укреплять мотивацию как средство развития личности и как средство обучения, повышения его качества. Возможность самостоятельно в процессе учебы проявлять интерес к учебным предметам. Чем разнообразнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности.
В процессе проектной деятельности у детей развиваются следующие умения: решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;
- исследовательские умения: выдвигать идеи; выбирать лучшее решение;
- информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;
- технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности;
- общаться в малых группах, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;
Умения: выступать перед классом; использовать средства передачи информации;
- рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; выбирать свою роль в коллективном деле.
В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят путь вместе по достижению цели проекта, являются партнерами.
Учитель в процессе работы направляет, учит находить нужную информацию, мотивирует, советует как лучше оформить работу, дает консультацию, выступает как помощник. При этом не навязывает свое мнение, всегда учитывается мнение ученика.
Ученик при выполнении проекта является субъектом познавательной деятельности; сам выбирает, принимает решения, несет ответственность за свой выбор; учится общаться с одноклассниками; оценивает «опыт» работы других одноклассников.
На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации.
Организация работы над проектами в 3 классе (из опыта работы).
Проекты детей:
«Выращивание авокадо в домашних условиях», Эксперимент « Вулкан», «Проращивание семян зелёной гречки в домашних условиях для употребления в пищу», « Созвездия». «Царство вечной мерзлоты», «Хлеб всему голова», «Ленские столбы», «Достопримечательности города Якутска», «Бестужев – Марлинский Александр Александрович», « Объект культурного наследия» (по предмету окружающий мир)
«Работа электрических цепей в сигнальных устройствах», «Паровая машина-локомобиль» ( знакомство с предметом физика).
« Декоративно-прикладное искусство Кыргыстана», « Рисование открытки на графическом планшете» (по предмету изобразительное искусство)
« Математика в цифрах», « Цифры вокруг» (по предмету математика)
« Слово-предмет », «Мы с мамой лучшие друзья», «Профессии мам», « Эти строки посвящаем Вам…» (по предмету русский язык)
Критерии успеха работы над проектом:
- Достижение конечного результата.
Освоение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
Сплоченность участников проекта.
Получение радости от проделанной работы, уверенность в том, что проект созданный ими востребован и интересен другим участникам проекта.
В проектной деятельности важен не только процесс работы над ним, но и итог работы.
Список использованной литературы.
1. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf
2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. – Новгород, 1994. – С. 172-183
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000г.
4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005г. № 9.
5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.