ГБПОУ "НАМТ"
ГБПОУ «НАМТ»
Мотивация обучения через решение контекстных задач
Преподаватель химии: Т.В. Скрылева
ГБПОУ "НАМТ"
ГБПОУ «НАМТ»
Проблема
Практика показывает, что студенты СПО часто не испытывают интереса к общеобразовательным предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни.
Задачи
- показать прикладное значение научных знаний; шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и важны для их профессиональной деятельности; развивают его личностные качества.
- показать прикладное значение научных знаний;
- шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и важны для их профессиональной деятельности;
- развивают его личностные качества.
2
Понятие о контекстном обучении
Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения.
Знаково - контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
ГБПОУ «НАМТ»
Сущность контекстного обучения
организация такой деятельности, которая с необходимостью требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение.
ГБПОУ «НАМТ»
Особенности методики контекстного обучения
- Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта.
- Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения.
ГБПОУ «НАМТ»
Средство контекстного обучения
Одним из средств контекстного обучения, которые наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи.
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости .
ГБПОУ "НАМТ"
ГБПОУ «НАМТ»
Сравнительный анализ традиционных и контекстных задач.
Тема: Растворы. Способы выражения концентрации раствора
Контекстная задача
Традиционная задача
Порошок «Регидрон» используют при обезвоживании организма. Одна доза порошка содержит 3,5г хлорида натрия, 2,5 г хлорида калия, 2,9 г цитрата натрия и 10г глюкозы. Перед употреблением дозу растворяют в 1л воды. Определите массовые доли всех компонентов порошка «Регидрон» в полученном растворе.
Вычислите массовую долю нитрата калия в растворе, если в 1 л воды было растворено 2 моль нитрата калия, 0,5 моль хлорида натрия и 0,5 моль нитрата натрия.
7
ГБПОУ "НАМТ"
ГБПОУ «НАМТ»
Сравнительный анализ традиционных и контекстных задач.
Сходства:
Содержание традиционных и контекстных заданий направлено на контроль усвоения одних и тех же элементов знаний
Преимущества:
Содержание контекстного задания ориентировано на то, чтобы
1)вызвать интерес у обучающегося;
2)актуализировать имеющий у учащегося личностный опыт.
В контекстных заданиях заданиях содержатся вопросы и проблемы, с которыми студент сталкивается в
1)своей обыденно-практической жизни,
2)литературных источниках,
3)либо они соответствуют его профессиональным интересам и найдут применение в дальнейшем обучении.
Вывод:
Контекстные задания способны мотивировать ученика на поиск ответа на поставленную задачу, вызывать интерес с практической точки зрения и создать условия для применения знаний в ситуациях, способных возникать в реальной жизни.
7
ГБПОУ «НАМТ»
Значение применения контекстных задач на уроках химии
Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой.
С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики.
ГБПОУ «НАМТ»
Примеры интегрированных контекстных задач
- Молекулярные массы веществ
- Задача 1 . Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C 34 H 32 O 4 N 4 Fe присоединяется кислород. Задание . Вычислите относительную молекулярную массу гема.
- ( Ответ: 616 )
- Количество вещества. Молярный объем газа
- Задача 1 . Фосфид цинка Zn 3 P 2 весьма ядовит и используется для борьбы с грызунами. Летальная доза для средней серой крысы составляет 20, 56 мг, а для мыши - 4, 1 мг. Вопрос: Какое количество мышей и крыс может погибнуть от 0, 16 ммоль фосфида цинка?
- ( Ответ: 10 мышей, 2 крысы . )
ГБПОУ «НАМТ»
Контекстные задачи для внеклассной работы
Тема: Химические реакции. Окислительно-восстановительные процессы
Колосс Родосский и затонувшая яхта миллионера
- В III в. до н. э. на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса. Колосс Родосский считался одним из семи чудес света, однако он просуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения. В 20-е гг. XX в. произошла менее известная катастрофа. Рассказывают, что по заказу одного американского миллионера была построена роскошная яхта «Зов моря». Еще до выхода в открытое море яхта полностью вышла из строя. Ученые считают, что в обоих случаях причиной произошедших событий были окислительно-восстановительные процессы. Какие именно?
- Предполагаемый ответ:
Два различных металла, которые контактируют друг с другом, образуют так называемую гальваническую пару и обмениваются электронами. В результате в агрессивной среде более активный металл быстро окисляется.
ГБПОУ «НАМТ»
Задания прикладной химии
- Удивительная соль – «Персоль»
- Известный каждой хозяйке порошок для отбеливания «Персоль» – пероксокарбонат натрия состава 2Na 2 CO 3 • 3Н 2 О 2 – в кипящей воде выделяет кислород и обесцвечивает загрязнения. Можно ли считать, что действие «Персоли» основано на реакциях гидролиза?
- Предполагаемый ответ:
- Нет, нельзя. При нагревании пероксокарбонат натрия разлагается, выделяя кислород. Это окислительно-восстановительная реакция:
- 2(2Na 2 CO 3 • ЗН 2 О 2 ) = 4Na 2 CO 3 + 6Н 2 О + 3О 2 ↑
ГБПОУ «НАМТ»
Профессионально значимые задания
- Тема: Сплавы (Золотисто-желтый сплав)
- За три тысячи лет до нашей эры в Египте один из жрецов бога Сераписа нашел в хранилище два разбитых сосуда с иберийским касситеритом и малахитом, привезенными из Эллады. Содержимое сосудов перемешалось, и не было никакой возможности разделить минералы. В поисках «камня жизни» жрец добавил к смеси уголь и попытался ее прокалить. Внезапно из печи показался ручеек золотисто-желтого расплавленного металла, который жрец принял за чистое золото. Когда расплав затвердел, наступило разочарование: это была бронза, и она не выдерживала испытаний азотной кислотой. Бронза, однако, оказалась тверже меди. Из нее стали отливать статуи, изготавливать оружие и доспехи. Это был бронзовый век... Что представляет собой бронза и какие бронзы существуют в наши дни?
- Предполагаемый ответ:
- Бронза – сплав меди и олова, содержащий до 19% олова. Касситерит, или «оловянный камень», – минерал состава SnO 2 , а малахит имеет состав Сu 2 СО 3 (ОН) 2 . В настоящее время, кроме «оловянистой», выплавляют «свинцовистую» бронзу (она идет на вкладыши подшипников), алюминиевую и даже бериллиевую бронзу (которые используются в авиастроении).
Контекстные задач для оценивания химических компетенций учащихся
ГБПОУ «НАМТ»
- Тема: Сплавы.
- Задача 1. В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра – 26%, остальное палладий).
- Вопросы:
- 1. Какие металлы образуют сплав «белое золото»?
- 2. Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а какого меньше всего? Ответ подтвердите расчетами.
- 3. Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий.
ГБПОУ "НАМТ"
ГБПОУ «НАМТ»
Личностно-значимые задачи
- Тема: Жиры
- Задача 3 . Автомеханик во время приема пищи капнул на одежду растительным маслом. Образовалось масляное пятно. Он подумал: «Какая неудача… Сегодня нет времени…Но в конце недели обязательно избавлюсь от пятна на жилете с помощью растворителя, как в прошлый раз вывел пятно от сливочного масла». Он повесил жилетку на спинку стула и забыл о ней. Через некоторое время автомеханик решил постирать свою рабочую одежду: она была в машинном масле. Сосед-кондитер посоветовал ему купить моющее средство «Мыло с желчью», которым он стирает свою рабочую одежду, пропитанную растительными и животными жирами. Автомеханик так и поступил. Но машинное масло не отстиралось.
- Вопрос : Почему?
9