СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация обучения через решение контекстных задач

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучения через решение контекстных задач»

ГБПОУ

ГБПОУ "НАМТ"

ГБПОУ «НАМТ»

Мотивация обучения через решение контекстных задач

Преподаватель химии: Т.В. Скрылева

ГБПОУ

ГБПОУ "НАМТ"

ГБПОУ «НАМТ»

Проблема

Практика показывает, что студенты СПО часто не испытывают интереса к общеобразовательным предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни.

Задачи

  • показать прикладное значение научных знаний; шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и важны для их профессиональной деятельности; развивают его личностные качества.
  • показать прикладное значение научных знаний;
  • шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и важны для их профессиональной деятельности;
  • развивают его личностные качества.

2

Понятие о контекстном обучении Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения. Знаково  -  контекстное  (или просто контекстное)  обучение  — форма активного обучения, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Понятие о контекстном обучении

Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения.

Знаково  -  контекстное  (или просто контекстное)  обучение  — форма активного обучения, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

ГБПОУ «НАМТ» Сущность  контекстного обучения организация такой деятельности, которая с необходимостью требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение.

ГБПОУ «НАМТ»

Сущность  контекстного обучения

организация такой деятельности, которая с необходимостью требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение.

ГБПОУ «НАМТ» Особенности методики контекстного обучения   Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 году.  Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения.

ГБПОУ «НАМТ»

Особенности методики контекстного обучения

  • Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 году.  Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта.
  • Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения.
ГБПОУ «НАМТ» Средство контекстного обучения Одним из средств контекстного обучения, которые наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются  контекстные задачи. Контекстная задача  – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости .

ГБПОУ «НАМТ»

Средство контекстного обучения

Одним из средств контекстного обучения, которые наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются  контекстные задачи.

Контекстная задача  – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости .

ГБПОУ

ГБПОУ "НАМТ"

ГБПОУ «НАМТ»

Сравнительный анализ традиционных и контекстных задач.

Тема: Растворы. Способы выражения концентрации раствора

Контекстная задача

Традиционная задача

Порошок «Регидрон» используют при обезвоживании организма. Одна доза порошка содержит 3,5г хлорида натрия, 2,5 г хлорида калия, 2,9 г цитрата натрия и 10г глюкозы. Перед употреблением дозу растворяют в 1л воды. Определите массовые доли всех компонентов порошка «Регидрон» в полученном растворе.

Вычислите массовую долю нитрата калия в растворе, если в 1 л воды было растворено 2 моль нитрата калия, 0,5 моль хлорида натрия и 0,5 моль нитрата натрия.

7

ГБПОУ

ГБПОУ "НАМТ"

ГБПОУ «НАМТ»

Сравнительный анализ традиционных и контекстных задач.

Сходства:

Содержание традиционных и контекстных заданий направлено на контроль усвоения одних и тех же элементов знаний

Преимущества:

Содержание контекстного задания ориентировано на то, чтобы

1)вызвать интерес у обучающегося;

2)актуализировать имеющий у учащегося личностный опыт.

В контекстных заданиях заданиях содержатся вопросы и проблемы, с которыми студент сталкивается в

1)своей обыденно-практической жизни,

2)литературных источниках,

3)либо они соответствуют его профессиональным интересам и найдут применение в дальнейшем обучении.

Вывод:

Контекстные задания способны мотивировать ученика на поиск ответа на поставленную задачу, вызывать интерес с практической точки зрения и создать условия для применения знаний в ситуациях, способных возникать в реальной жизни.

7

ГБПОУ «НАМТ» Значение применения контекстных задач на уроках химии Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики.

ГБПОУ «НАМТ»

Значение применения контекстных задач на уроках химии

Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой.

С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики.

ГБПОУ «НАМТ» Примеры интегрированных контекстных задач   Молекулярные массы веществ Задача 1 . Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C 34 H 32 O 4 N 4 Fe присоединяется кислород. Задание . Вычислите относительную молекулярную массу гема. ( Ответ: 616 ) Количество вещества. Молярный объем газа Задача 1 . Фосфид цинка Zn 3 P 2 весьма ядовит и используется для борьбы с грызунами. Летальная доза для средней серой крысы составляет 20, 56 мг, а для мыши - 4, 1 мг. Вопрос:  Какое количество мышей и крыс может погибнуть от 0, 16 ммоль фосфида цинка? ( Ответ: 10 мышей, 2 крысы . )

ГБПОУ «НАМТ»

Примеры интегрированных контекстных задач

  • Молекулярные массы веществ
  • Задача 1 . Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C 34 H 32 O 4 N 4 Fe присоединяется кислород. Задание . Вычислите относительную молекулярную массу гема.
  • ( Ответ: 616 )
  • Количество вещества. Молярный объем газа
  • Задача 1 . Фосфид цинка Zn 3 P 2 весьма ядовит и используется для борьбы с грызунами. Летальная доза для средней серой крысы составляет 20, 56 мг, а для мыши - 4, 1 мг. Вопрос:  Какое количество мышей и крыс может погибнуть от 0, 16 ммоль фосфида цинка?
  • ( Ответ: 10 мышей, 2 крысы . )
ГБПОУ «НАМТ» Контекстные задачи для внеклассной работы      Тема:  Химические реакции. Окислительно-восстановительные процессы   Колосс Родосский и затонувшая яхта миллионера В III в. до н. э. на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса. Колосс Родосский считался одним из семи чудес света, однако он просуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения. В 20-е гг. XX в. произошла менее известная катастрофа. Рассказывают, что по заказу одного американского миллионера была построена роскошная яхта «Зов моря». Еще до выхода в открытое море яхта полностью вышла из строя. Ученые считают, что в обоих случаях причиной произошедших событий были окислительно-восстановительные процессы. Какие именно? Предполагаемый ответ: Два различных металла, которые контактируют друг с другом, образуют так называемую гальваническую пару и обмениваются электронами. В результате в агрессивной среде более активный металл быстро окисляется.

ГБПОУ «НАМТ»

Контекстные задачи для внеклассной работы  

Тема:  Химические реакции. Окислительно-восстановительные процессы

  Колосс Родосский и затонувшая яхта миллионера

  • В III в. до н. э. на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса. Колосс Родосский считался одним из семи чудес света, однако он просуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения. В 20-е гг. XX в. произошла менее известная катастрофа. Рассказывают, что по заказу одного американского миллионера была построена роскошная яхта «Зов моря». Еще до выхода в открытое море яхта полностью вышла из строя. Ученые считают, что в обоих случаях причиной произошедших событий были окислительно-восстановительные процессы. Какие именно?
  • Предполагаемый ответ:

Два различных металла, которые контактируют друг с другом, образуют так называемую гальваническую пару и обмениваются электронами. В результате в агрессивной среде более активный металл быстро окисляется.

ГБПОУ «НАМТ» Задания прикладной химии Удивительная соль – «Персоль» Известный каждой хозяйке порошок для отбеливания «Персоль» – пероксокарбонат натрия состава 2Na 2 CO 3  • 3Н 2 О 2  – в кипящей воде выделяет кислород и обесцвечивает загрязнения. Можно ли считать, что действие «Персоли» основано на реакциях гидролиза? Предполагаемый ответ: Нет, нельзя. При нагревании пероксокарбонат натрия разлагается, выделяя кислород. Это окислительно-восстановительная реакция: 2(2Na 2 CO 3  • ЗН 2 О 2 ) = 4Na 2 CO 3  + 6Н 2 О + 3О 2 ↑

ГБПОУ «НАМТ»

Задания прикладной химии

  • Удивительная соль – «Персоль»
  • Известный каждой хозяйке порошок для отбеливания «Персоль» – пероксокарбонат натрия состава 2Na 2 CO 3  • 3Н 2 О 2  – в кипящей воде выделяет кислород и обесцвечивает загрязнения. Можно ли считать, что действие «Персоли» основано на реакциях гидролиза?
  • Предполагаемый ответ:
  • Нет, нельзя. При нагревании пероксокарбонат натрия разлагается, выделяя кислород. Это окислительно-восстановительная реакция:
  • 2(2Na 2 CO 3  • ЗН 2 О 2 ) = 4Na 2 CO 3  + 6Н 2 О + 3О 2 ↑

ГБПОУ «НАМТ»

Профессионально значимые задания

  • Тема: Сплавы (Золотисто-желтый сплав)
  • За три тысячи лет до нашей эры в Египте один из жрецов бога Сераписа нашел в хранилище два разбитых сосуда с иберийским касситеритом и малахитом, привезенными из Эллады. Содержимое сосудов перемешалось, и не было никакой возможности разделить минералы. В поисках «камня жизни» жрец добавил к смеси уголь и попытался ее прокалить. Внезапно из печи показался ручеек золотисто-желтого расплавленного металла, который жрец принял за чистое золото. Когда расплав затвердел, наступило разочарование: это была бронза, и она не выдерживала испытаний азотной кислотой. Бронза, однако, оказалась тверже меди. Из нее стали отливать статуи, изготавливать оружие и доспехи. Это был бронзовый век... Что представляет собой бронза и какие бронзы существуют в наши дни?
  • Предполагаемый ответ:
  • Бронза – сплав меди и олова, содержащий до 19% олова. Касситерит, или «оловянный камень», – минерал состава SnO 2 , а малахит имеет состав Сu 2 СО 3 (ОН) 2 . В настоящее время, кроме «оловянистой», выплавляют «свинцовистую» бронзу (она идет на вкладыши подшипников), алюминиевую и даже бериллиевую бронзу (которые используются в авиастроении).
 Контекстные задач для оценивания  химических компетенций учащихся      ГБПОУ «НАМТ» Тема: Сплавы. Задача 1.   В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра – 26%, остальное палладий). Вопросы: 1. Какие металлы образуют сплав «белое золото»? 2. Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а какого меньше всего? Ответ подтвердите расчетами. 3. Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий.

Контекстные задач для оценивания химических компетенций учащихся  

ГБПОУ «НАМТ»

  • Тема: Сплавы.
  • Задача 1.   В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра – 26%, остальное палладий).
  • Вопросы:
  • 1. Какие металлы образуют сплав «белое золото»?
  • 2. Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а какого меньше всего? Ответ подтвердите расчетами.
  • 3. Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий.
ГБПОУ

ГБПОУ "НАМТ"

ГБПОУ «НАМТ»

Личностно-значимые задачи

  • Тема: Жиры
  • Задача 3 . Автомеханик во время приема пищи капнул на одежду растительным маслом. Образовалось масляное пятно. Он подумал: «Какая неудача… Сегодня нет времени…Но в конце недели обязательно избавлюсь от пятна на жилете с помощью растворителя, как в прошлый раз вывел пятно от сливочного масла». Он повесил жилетку на спинку стула и забыл о ней. Через некоторое время автомеханик решил постирать свою рабочую одежду: она была в машинном масле. Сосед-кондитер посоветовал ему купить моющее средство «Мыло с желчью», которым он стирает свою рабочую одежду, пропитанную растительными и животными жирами. Автомеханик так и поступил. Но машинное масло не отстиралось.
  • Вопрос : Почему?

9