Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности учащихся»
Мотивация ученика – основное условие успешного обучения
Выступление учителя Гарифьяновой Т.А.
09.01.2017
- Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
- Мотивация - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
- Мотивация гораздо больше, чем способности.
Пять уровней учебной мотивации:
1. – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2. – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4. – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5. – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения
Мотивация или стремление учащегося к учёбе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание Поэтому мы должны хорошо знать методы и приёмы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике
Что снижает мотивацию ребенка?
- Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
- Влияние плохого психологического климата в школе
- Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
- Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
- Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
- Кто считает себя глупым, таким и будет
- Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
- Переизбыток медийной информации вредит ребенку
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Продуктивность учебной деятельности
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Наша профессиональная задача
Определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников –
- приятные
- неприятные
- нейтральные
какие из них побуждают их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной.
Окружающий мир, полный любви
- Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг.
- Авторитетное воспитание – это правильная комбинация любви и контроля, т.е. нельзя лишать любви, наказывая за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
Установка: Ошибки – нормальное явление.
- Личный пример и реакция соучастия.
Обращайте внимание на то, что
волнует ребенка.
Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
- Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
Установка:
«Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно».
- Свободное пространство в разумных пределах.
Выносливость
- Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.
Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.
- Перестаньте безотказно исполнять желания своего ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее сиюминутного каприза, желания.
Справедливое вознаграждение
- Хвалить за конкретные дела и успехи.
- Хвалить за старание.
- Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия.
- Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
- Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
- Награда должна соответствовать достижению.
Установки и действия учителя:
- Учёт возрастных особенностей
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
- Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели
- Использование групповых и коллективных форм работы
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
- Использование игровых технологий
- Нестандартная форма проведения уроков
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества
- Создание ситуации успеха
- Вера учителя в возможности ученика
- Применение поощрения и порицания
- Формирование адекватной самооценки у учащихся
- Эмоциональная речь учителя
Спасибо за внимание!