Мотивация учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности вопрос достаточно серьезный и не одно поколение педагогов - психологов решают задачи повышения мотивации. В данной статье использованы труды Вербицкого А.А. «Активное обучение в высшей школе», Выготского Л.С. «Педагогическая психология», Маслоу А. Г. «Новые рубежи человеческой природы».
Главным мотивом учебной деятельности студентов колледжа является получение диплома о среднем профессиональном образовании. Придя сюда каждый из них уже сделал свой выбор. Однако, как показывает практика, этого мотива явно недостаточно.
Наверняка, каждый преподаватель хоть однажды задавался вопросом: «Почему студенты не учатся или не хотят учиться?». Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду»... Так и студента можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Дейл Карнеги утверждает: «…на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно.
Не все конечно зависит от нас: в большинстве своем к нам приходят дети, которые в школе не очень любили учиться, СМИ уничтожают уважительное отношение к учителю (современный студент не признает никаких авторитетов).
Что же в наших силах? Можно лишь создать для обучающегося необходимые условия, при которых ему самому будет интересно учиться. Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.
Студент приходит в колледж не за знаниями, он приходит за тем, что бы стать хорошим работником, а это совершенно разные вещи. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности. Особенно сложно это преподавателям общеобразовательных дисциплин. В этом случае очень важен самый первый урок: «Для чего мы изучаем историю?». Этот вопрос, адресованный студентам, вызывает живую дискуссию, они задумываются и, пытаясь сами ответить на этот вопрос, приходят к необходимым выводам. Педагог не навязывает свою позицию, это выводы к которым студенты пришли сами, следовательно, они включены в их систему ценностей. Они сами говорят и о патриотизме, и о необходимости уважать историю предыдущих поколений, говорят и о том, что на прошлом опыте можно учится. Что же касается дисциплины «Обществознание», то само название говорит о том что это предмет не столько для них, сколько о них.
Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, а не ментором, чтобы к нему можно было обратиться за помощью (имеется ввиду конечно учебные вопросы) пусть даже по самому глупому вопросу. Но и уходить в панибратство тоже не стоит. Видеть в нем индивидуальность, уникальность, признавать самобытность личности — залог успеха преподавателя.
Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию обучающихся, чем заинтересовать их своим предметом. Современные студенты перенасыщены информацией. Газеты, радио, телевидение, Интернет увеличивают поток информации и ее разнообразие. Но эти источники предоставляют материал для пассивного восприятия. Поэтому главной задачей педагога становится формирование умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Очень часто для изучения большого по объему материала группа делится на подгруппы и готовит выступление по одной из подтем урока. В данном случае решается сразу несколько задач: мы получаем наглядность, доступность, имеет возможность выступить любой студент. Объем задания не должен превышать А4. (не более 2 минут на одно выступление). Для получения хорошей оценки – ответ должен быть без опоры на конспект. Например, при изучении тем: «Культура Древнерусского государства» («Зодчество», «Письменность и литература», «Фольклор»), «Политическая раздробленность Руси» («Владимиро – Волынское княжество», «Галицко -Волынское княжество», «Новгородская земля»), «Духовная культура» (Дисциплина «Обществознание» - «элитарная культура», «субкультура и контркультура», «народная культура». После выступлений студентов организуется дискуссионный клуб, в котором каждый может высказать свое мнение.
Вот уже много лет в рамках технологии развивающего обучения, я использую метод создания проблемных ситуаций. Несколько примеров создания проблемных ситуаций:
Подвожу студентов к противоречию и предлагаю им самим найти способ разрешения (Например: Какое из вторжений в 13 веке представляло большую угрозу для Руси? Каковы были альтернативы развития России в Феврале 1917 года, Кто является победителем Бородинского сражения? Россия: Запад или Восток?»
Знакомство студентов с различными точками зрения на один и тот же вопрос и предлагается высказать свою точку зрения (например: Россия в правление Ивана Грозного, Петр1 «чудо» или «чудовище», Октябрь 1917 года: переворот или революция, Нужно ли ходить на выборы?) Конечно, сложно предугадать вывод к которому придут студенты, все зависит от уровня подготовки группы, материала, который они найдут. Но очень часто уроки заканчиваются рефлексией, выраженной, например, в таких фразах «А мне его жалко…», или «Ну как же так…».
Побуждение студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты (Например: Можно ли считать Русь Московскую преемницей Киевской Руси? Почему в гражданской войне победили большевики?)
Одно направление моей работы связано с внеурочной деятельностью студентов. За последние несколько лет студентами под моим руководством было написано несколько исследовательских работ, которые становились победителями и призерами различных конкурсов.
И напоследок. Как бы не был кабинет оборудован техническими средствами, это еще не залог успеха. Только живое слово учителя может пробудить в студентах искру познавательной активности. Если вам на уроке скучно, не ждите, что студенты с воодушевлением будут изучать ваш предмет.