Управление образования и науки липецкой области
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Усманский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ |
по МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности |
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) |
по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
по программе углубленной подготовки |
Усмань 2017
Методические указания по организации и проведению практических работ по МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки
Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________
(дата)
Председатель цикловой комиссии _________ ____________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе ____________ ______________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Введение
Практические занятия, как вид учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Содержание практических занятий по МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:
формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными ФГОС и рабочей программой МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, по конкретным разделам и темам дисциплины;
обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих и профессиональных компетенций.
Соответственно в процессе освоения МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, обучающиеся должны овладеть:
умения:
- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;
- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;
- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;
- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;
- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;
- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;
- вести учебную документацию.
знания:
- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;
- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;
- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;
- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;
- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;
- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;
- виды документации, требования к ее оформлению.
Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК. 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК. 1.5. Анализировать занятия.
ПК. 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК. 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК. 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК. 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК. 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Данные методические указания по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с содержанием рабочей программы МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования по программе углубленной подготовки.
МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности изучается в течение пяти семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение практической работы по МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 101 час.
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, а также в закреплении теоретических знаний и умений.
Распределение часов на выполнение практической работы студентов по разделам и темам МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности
Наименование раздела, темы | Количество часов на ПР |
Раздел 1. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности. | 101 |
Тема 1.2. Методы музыкального воспитания. | 7 |
Тема 1.3. Субъекты процесса музыкального воспитания школьников в системе ДОД: педагог, учащиеся, родители. | 6 |
Тема 1.4. Методика конструирования и проведения внеурочных занятий в творческих коллективах и объединениях. | 16
|
Тема 1.7. Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в процессе музыкальных занятий в системе ДОД. | 8 |
Тема 1.8. Вокальный ансамбль, основы формирования коллектива. Методика работы в детском вокальном коллективе. | 3 |
Тема 1.9. Формы работы вокального коллектива. Драматургия репетиции. Репертуар. | 3 |
Тема 1.10. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста. | 2 |
Тема 1.11. Планирование учебно-образовательного процесса в системе ДОД. | 2 |
Тема 1.12. Контроль и оценка на музыкальных занятиях в ДОД. | 9 |
Тема 1.13. Педагогические и теоретические основы развития детского творчества. | 14 |
Тема 1.14. Специфика работы с детьми с ЗПР, девиантным поведением. | 9 |
Тема 1.15. Специфика работы с музыкально-одаренными детьми. | 6 |
Тема 1.16. Принципы отбора и структурирования содержания образования в системе ДОД. | 3 |
Тема 1.17. Методика организации и проведения занятий различных видов музыкальной деятельности детей в ДО. | 13 |
Перечень рекомендуемой литературы
Основные источники:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2014.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., Академия, 2014.
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., Академия, 2012.
4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. - М., Просвещение, 2014.
5. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. - М., 2015.
6. Матвеева Л.В. Теория и практика музыкального воспитания в семье. - Екатеренбург, 2013.
7. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. - М.: Издательский центр «Академия», 2012г.
8. Попов В.М. Бизнес- планирование. Учебник. М: Финансы и статистика, 2011г.
9. Струве, Г.А. Школьный хор. - М.: Музыка, 2011г.
10. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в дет. хоре. - М.: Владос, 2012. - 176 с.
11. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебной пособие. / Г. П. Стулова. — М: Планета музыки, 2014. — 176 с.
12. ФГОС СПО по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования
13. Шевчук Д.А. Бизнес -планирование: уч. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс 2010г.
Дополнительные источники:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 336 с.
3. Давыдова М.А. Уроки музыки:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 250 с.
4. Ермакова О.К. Краткий музыкальный словарь Изд.2-е - Ростов-н/Д: Феникс 2015.
Электронные ресурсы:
1. Corel Draw - векторный графический редактор, позволяющий создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах
2. Photoshop - растровый графический редактор, позволяющий рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах. В отличии от векторного редактора, растровый используют для представления изображений матрицу точек.
3. Power Point - программа для создания и проведения презентации
4. Paper Folding 3D - программа-учебник предназначенная для виртуального создания классических моделей оригами.
5. http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/- Электронный каталог Российской государственной библиотеки
6. http://www.edu.ru/ - портал «Российское образование».
7. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.
8. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 – сайт, на котором размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования.
9. http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа
10. http://nsc.1september.ru/– электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».
Раздел 1. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности.
Тема 1.2 Методы музыкального воспитания. (7 часов)
Практическая работа №1
Задачи обучающегося:
1. Использовать общедидактические и музыкальные методы обучения в процессе восприятия музыки.
2. Применить наглядно-слуховой метод и метод размышления о музыке как средство активизации певческой работы на занятии.
Опорные понятия: метод, общедидактических методы.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
общую характеристику музыкальных методов.
Уметь:
применять различные музыкальные методы на занятиях.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
В чем заключается взаимосвязь методов музыкального образования с его задачами?
В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?
Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.
Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.
Используя методы музыкального образования, смоделируйте фрагмент музыкального занятия по видам деятельности: слушание музыки, вокально-хоровая работа, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.3. Субъекты процесса музыкального воспитания школьников в системе ДОД: педагог, учащиеся, родители. (6 часов)
Практическая работа №2
Задачи обучающегося:
1. Определить уровень музыкальных способностей школьников.
2. Научиться проводить ролевую игру «Родительское собрание» по теме «Мы едем в театр».
Опорные понятия: педагог, учащиеся, родители.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Профессиональные компетенции педагога ДО в музыкальной деятельности.
Музыкальные способности детей.
Уметь:
Определять уровень музыкальных способностей школьников;
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Разработайте и проведите с сокурсниками ролевую игру «Родительское собрание» по теме «Музыкальное воспитание ребенка в семье».
Методические рекомендации
Предварительно для участия в игре в роли педагога подберите убедительные примеры из художественно или музыкальной литературы о роли семьи в развитии музыкальных способностей известных композиторов и исполнителей. Для участия в игре в роли родителей продумайте вопросы к педагогу по проблеме организации музыкального воспитания в семье.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.4. Методика конструирования и проведения внеурочных занятий в творческих коллективах и объединениях. (16 часов)
Практическая работа №3
Задачи обучающегося:
Организация и проведение первого занятия творческого объединения «Клуб любителей музыки».
Организация и проведение первого занятия вокального кружка «Звонкие голоса».
Организация и проведение второго занятия творческого объединения «Клуб любителей музыки» и вокального кружка «Звонкие голоса».
Опорные понятия: творческий коллектив, объединение.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Формы внеурочных занятий;
Требования к учебному занятию творческого объединения.
Уметь:
Организовывать и проводить занятия в творческих объединениях.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Моделирование занятия с младшими школьниками слушания музыки.
2. Моделирование занятия со старшими школьниками слушания музыки.
3. Моделирование занятия с вокальным коллективом для младших школьников.
4. Моделирование занятия с вокальным коллективом для старших школьников.
5. Разработать занятие ансамбля детских музыкальных инструментов.
6. Составьте технологическую карту занятия вокального ансамбля (тема по выбору студента). Проведите фрагмент занятия, демонстрируя профессиональные и общие компетенции. («Из чего наш мир состоит» Музыка Б. Савельева, слова М. Танича).
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.7. Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в процессе музыкальных занятий в системе ДОД. (8 часов)
Практическая работа №4
Задачи обучающегося:
1. Подготовить серию слайдов с текстами, рисунками и звуковым сопровождением.
2. Разработать компьютерную презентацию для сопровождения фрагмента занятия выбрав самостоятельно тему.
Опорные понятия: ИКТ средства.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Особенности ИКТ в музыкальном дополнительном образовании учащихся.
Уметь:
Преобразовать средствами Microsoft Word текстов песен для вокальной работы, проецируя их на мультимедийный экран и разучить с сокурсниками.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Разработать компьютерную презентацию с помощью программ Microsoft Point и Sibelius для сопровождения фрагмента занятия выбрав самостоятельно тему. Подготовить серию слайдов с текстами, рисунками и звуковым сопровождением, анимацией, видео и аудио материалом.
Результаты работы должны быть представлены в форме презентаций творчества композиторов: П. Чайковский, С. Прокофьев, В. Моцарт, В. Шаинский, Г. Гладков, Б. Савельев, В. Ударцов.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.8. Вокальный ансамбль, основы формирования коллектива. Методика работы в детском вокальном коллективе. (3 часа)
Практическая работа №5
Задачи обучающегося:
1. Разработать и представить презентацию: цели и задачи руководителя творческого коллектива (младший школьный возраст).
Опорные понятия: вокальный ансамбль.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Цель, задачи вокально-хоровой работы в ансамбле;
Принципы организации творческого коллектива.
Уметь:
Применять знания для формирования вокального коллектива.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Определить цель и задачи вокально-хоровой работы в коллективе.
2. Проанализируйте содержание работы с вокально-хоровым коллективом.
3. Назовите основные принципы вокально-хоровой работы
4. Прокомментируйте основные методы вокально-хоровой работы.
5. В чем вы видите задачи руководителя творческого коллектива
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.9. Формы работы вокального коллектива. Драматургия репетиции. Репертуар. (3 часа)
Практическая работа №6
Задачи обучающегося:
1. Играть вокальные упражнения для снятия напряжённости голоса;
2. Подбирать репертуар согласно критериям.
Опорные понятия: репетиция, репертуар.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Основные формы работы вокального коллектива;
Уметь:
Определять основные стадии развития голоса;
Проводить репетицию согласно драматургии.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. В чем особенность дисциплины в детском творческом коллективе.
2. Какими вы видите взаимоотношения педагога с детьми в детском творческом коллективе.
3. Назовите принципы подбора музыкального репертуара для детей.
4. Назовите основные формы работы ДОД в области музыкальной деятельности
5. В чем особенность планирование работы в вокальном коллективе.
6. Составьте календарно-тематического планирование на месяц и прокомментируйте задачи на данном этапе работы.
7. Разработайте конспект проведения прослушивания детей для занятий в вокальном ансамбле.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.10. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста. (2 часа)
Практическая работа № 7
Задачи обучающегося:
1. Смоделировать фрагмент занятия вокального ансамбля использую проблемно-поисковые ситуации в процессе разучивания песни;
2. Создать партитуры детских песен с помощью программы Sibelius.
Опорные понятия: учебно-познавательная деятельность.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Нестандартные формы организации музыкальных занятий;
Активные формы и методы в музыкальном воспитании.
Уметь:
Применять активные формы и методы в музыкальном воспитании.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Разработать и представить презентацию по теме
«Детские музыкальные инструменты.
Подобрать для импровизации детей несложные стихотворные тексты с ярким образно-эмоциональным содержанием.
Познакомиться в периодической печати или в Интернете методическими материалами по теме: «Педагогические условия развития творческой личности учеников».
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.11. Планирование учебно-образовательного процесса в системе ДОД. (2 часа)
Практическая работа №8
Задачи обучающегося:
1. Проанализировать рабочие образовательные программы в области музыкальной деятельности;
2. Проанализировать календарно-тематические планы в системе ДОД.
Опорные понятия: учебно-образовательный процесс.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Виды планирования процесса музыкального воспитания. Функции и содержание планирования. Общие требования к планированию учебно-образовательного процесса в системе ДОД.
Уметь:
анализировать документацию учебного процесса в ДОД.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Составить календарно-тематическое планирование вокально-хоровой работы с творческим коллективом на полугодие
2. Составить календарно-тематическое планирование слушания музыки с творческим коллективом на полугодие
3. Составить календарно-тематическое планирование с оркестром детских музыкальных инструментов на полугодие.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.12. Контроль и оценка на музыкальных занятиях в ДОД. (9 часов)
Практическая работа №9
Задачи обучающегося:
1. Смоделировать занятии с дошкольниками, младшими школьниками, старшими школьниками и провести занятия с сокурсниками.
Опорные понятия: контроль и оценка.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Методику определения музыкального развития обучающихся.
Структурные модели музыкальных занятий.
Уметь:
Моделировать занятия с учащимися.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Назовите основные виды контроля.
2. Перечислите основные принципы проведения и организации всех видов контроля успеваемости.
3. Назовите формы оценивания достижений воспитанников в системе ДОД.
4. Современной формой оценивания учащихся является «Портфолио». Оценка, как отдельных составляющих, так и в целом ведется на критериальной основе.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.13. Педагогические и теоретические основы развития детского творчества. (14 часов)
Практическая работа №10
Задачи обучающегося:
Проанализировать цель и составляющие компоненты предлагаемых дидактических игр (игровой замысел, игровые действия, роли, правила).
Смоделируйте дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха, ладового чувства, чувства ритма.
Смоделируйте и проведите фрагмент вокального занятия, используя метод импровизации.
Опорные понятия: детское творчество.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Характеристику детского творчества;
Значение художественно - творческой деятельности для музыкального развития обучающихся.
Уметь:
Проводить дидактические игры на выявления музыкальных способностей.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Подобрать для импровизации детей несложные стихотворные тексты с
образно-эмоциональным содержанием и разработать творческие задания.
Познакомиться с научно – методическими работами по теме:
«Педагогические условия развития творческой личности школьников».
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.14. Специфика работы с детьми с ЗПР, девиантным поведением. (9 часов)
Практическая работа №11
Задачи обучающегося:
Разработать и провести фрагменты музыкально-фольклорных праздников с использованием различных видов деятельности: вокально-хоровой, музыкально-ритмической, инструментальной.
Опорные понятия: ЗПР, девиантное поведение.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Методику организации слушания классической музыки с детьми, требующих коррекции;
Влияние музыкального фольклора на психоэмоциональное состояние детей на музыкальных занятиях.
Уметь:
Организовывать музыкально-исполнительскую деятельность детей с ЗПР в шумовом оркестре.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Сформулируйте особенности работы с детьми ЗПР в музыкальном воспитании.
2. Корни возникновения музыкотерапии как метода.
3. Составить список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
4. Назовите достоинства музыкотерапии
5. Разработать рекомендации по организации слушания классической музыки для детей, требующих коррекции и провести с сокурсниками занятие.
6. Познакомиться с системой музыкальных занятий К. Орфа, написать реферат.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.15. Специфика работы с музыкально-одаренными детьми. (6 часов)
Практическая работа №12
Задачи обучающегося:
1. Нарисовать портрет одаренного ребенка.
2. Разработать рекомендации по организации слушания классической музыки для детей, требующих коррекции и провести с сокурсниками занятие.
Опорные понятия: музыкально-одарённый ребёнок.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Способы выявления одаренности детей.
Уметь:
Моделировать индивидуальное занятие с музыкально-одаренными детьми.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Критерии для написания рекомендаций:
Абсолютная безвредность;
Легкость и простота применения;
Возможность контроля;
Уменьшение необходимости применения других лечебных методик,
С помощью специально организованных звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.16. Принципы отбора и структурирования содержания образования в системе ДОД. (3 часа)
Практическая работа №13
Задачи обучающегося:
1. Рассмотреть Закон «Об образовании».
Опорные понятия: Закон «Об образовании».
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Основные положения Закона «Об образовании».
Уметь:
Ориентироваться и находить нужное в Законе «Об образовании»
Необходимое оборудование: Закон «Об образовании».
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Понятие «содержание образования» ст.14 в законе «Об образовании»
Главный фактор при конструировании содержания образования
Проблемы в проектировании содержания образования Закон «Об образовании»
Характеристика содержания дополнительного образования в законе «Об образовании».
Тема 1.17. Методика организации и проведения занятий различных видов музыкальной деятельности детей в ДО. (13 часов)
Практическая работа № 14
Задачи обучающегося:
1. Подобрать необходимые интонации, тон, темп и динамику речи, соответствующие художественному образу стихотворения о Шопене Хаустова А., подобрать поэтические тексты для проведения этого вида работы.
2. Разучить песни с сокурсниками с использованием музыкально - ритмических движений.
3. Проведение творческих заданий-этюдов (рассказать содержание музыки «без слов», в движении).
Опорные понятия: методы современного музыкального обучения.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Характеристика основных методов современного музыкального обучения;
Современные методы и методики музыкального воспитания в практической деятельности педагога ДОД.
Уметь:
Разучивать песни.
Составлять, находить, применять творческие задания.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Моделирование и проведение занятия по программам дополнительного образования с использованием различных видов музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
26