СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по ПР ОП.10 Сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению практических работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«МР по ПР ОП.10 Сольфеджио»

Управление образования и науки липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»













Методические рекомендации по организации и проведению практических работ


по ОП.10 Сольфеджио

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


по программе углубленной подготовки















Усмань 2017



Методические указания по организации и проведению практических работ по учебной дисциплине ОП.10 Сольфеджио по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.





Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»





Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки









Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________

(дата)



Председатель цикловой комиссии _________ ____________________

(роспись) (инициалы, фамилия)







Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе ____________ ______________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

Введение

Практические занятия, как вид учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Содержание практических занятий по ОП.10 Сольфеджио, должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными ФГОС и рабочей программой ОП.10 Сольфеджио по конкретным разделам и темам дисциплины;

  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

  • совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  • выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих и профессиональных компетенций.

Соответственно в процессе освоения ОП.10 Сольфеджио обучающиеся должны овладеть:

умения:

- точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;

- анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;

- сольфеджировать с листа a capella и с аккомпанементом;

- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху.

знания:

- приёмы настройки по камертону;

- закономерности музыкального синтаксиса;

- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Необходимой д профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Данные методические указания по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОП.10. Сольфеджио, специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования по программе углубленной подготовки.

ОП.10. Сольфеджио изучается в течение двух семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение практической работы по ОП.10. Сольфеджио составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 72 часа.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОП.10. Сольфеджио закреплении теоретических знаний и умений.





































Распределение часов на выполнение практической работы студентов по разделам и темам ОП.10. Сольфеджио

Наименование раздела, темы

Количество часов на ПР

Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном.

3

Тема 1.1. Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.

1

Тема 1.2. Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.

1

Тема 1.3. Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.

1

Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей.

4

Тема 2.1. Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков.

2

Тема 2.2. Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические диктанты.

2

Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием.

4


Тема 3.1. Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции.

2

Тема 3.2. Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием.

2

Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ.

5

Тема 4.1. Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности.

2

Тема 4.2. Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу.

2

Тема 4.3. Слуховой анализ интервалов вне лада.

1

Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ.

9

Тема 5.1. Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ.

2

Тема 5.2. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ.

2

Тема 5.3. Вводные септаккорды (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ.

1

Тема 5.4. Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ.

2

Тема 5.5. Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ.

2

Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ.

5

Тема 6.1. Сольфеджиро- вание двухголосия a capella.

2

Тема 6.2. Запись двухголосного диктанта.

2

Тема 6.3. Секвенцирование двухголосных мотивов с метро - ритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп.

1

Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков.

3

Тема 7.1. Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением.

3

Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом.

5

Тема 8.1. Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом.

2

Тема 8.2. Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом.

2

Тема 8.3. Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано.

1

Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях.

7

Тема 9.1. Четырехголосное расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения.

1

Тема 9.2. Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ.

1

Тема 9.3. Доминантсептаккорд с обращениями в разных мелодических положениях: интонирование, слуховой анализ.

2

Тема 9.4. Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ.

1

Тема 9.5. Септаккорд II ступени с обращениями: интонирование, слуховой анализ.

2

Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса.

7

Тема 10.1. Одноголосие с отклонениями.

1

Тема 10.2. Одноголосие с модуляцией. Подбор аккомпанемента.

2

Тема 10.3. Одноголосие с сопоставлением. Подбор аккомпанемента.

1

Тема 10.4. Одноголосие с метроритмическими трудностями. Отработка дирижерских схем тактирования.

2

Тема 10.5. Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки.

1

Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали.

5

Тема 11.1. Двух- и трехголосие полифонического склада.

Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано.

2

Тема 11.2. Чтение с листа двух- и трехголосных примеров.

3

Раздел 12. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма.

8

Тема 12.1. Альтерированные ступени мажора и минора: интонирование, слуховой анализ.

1

Тема 12.2. Хроматические интервалы: интонирование, слуховой анализ.

2

Тема 12.3. Характерные интервалы от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ.

1

Тема 12.4. Тритоны от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ.

2

Тема 12.5. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями: интонирование, слуховой анализ.

1

Тема 12.6. Энгармонизм обращений

Уменьшенного септаккорда: интонирование, слуховой анализ.

1

Раздел 13. Сольфеджирование одно-, двух-, трех-, четырехголосия.

5

Тема 13.1. Чтение с листа одноголосия с ритмическими и интонационными сложностями.

2

Тема 13.2. Сольфеджирование двух- и трехголосия с ритмическими и интонационными сложностями.

1

Тема 13.3. Сольфеджирование четырехголосия гармонического склада. Пение вертикали партитуры соло и в 4-хголосном исполнении.

2

Раздел 14. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств: интонирование, слуховой анализ.

2

Тема 14.1. Модулирующие аккордовые построения: пение по вертикали и в четырехголосном изложении.

1

Тема 14.2. Модулирующие аккордовые построения: слуховой анализ.

1



Перечень рекомендуемой литературы

Основные источники:

1. Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования Драгомиров П. Учебник сольфеджио. - М., 2010 - 64 с..

2. Золина .Е.М. Сольфеджио. - М.:Музыка, 2011. - 304 с.

3. Качалина Н.С. Одноголосное сольфеджио. - М.:Музыка. 2012. - 112 с.

4. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 2010. - 30 с.

5. Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. Вып.2.- М., 2013. - 180 с.

6. Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М:Музыка, 2010. -12 с.

7. Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования

8. Качалина Н.С. Сольфеджио. Вып. 2. Двухголосие и трёхголосие. - М:Музыка.2013. - 128 с.

9. Способин И.В. Сольфеджио. 2-х и 3-хголосие. - М:Музыка. 2010. - 135 с.

Пособия по музыкальному диктанту:

  1. Абызова Е. Музыкальные диктанты. - М:Музыка, 2012. - 192 с.

  2. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. - М., 2014.

  3. Бать Н.Г. Музыкальные диктанты. - М:Музыка., 2011. - 80 с.

  4. Ладухин Н. Тысяча примеров музыкального диктанта на 1, 2, 3 голоса. - М.,2010.

  5. Мясоедов А.Н. Многоголосные музыкальные диктанты. - М:Музыка. 2012. – 64 с.

  6. Пьянков В. Музыкальные диктанты. - М:Владос. 2012 - 128 с.

  7. Резник М.Г. Музыкальные диктанты. - М., 2013.

  8. Третьякова Л. Музыкальные диктанты. - М:Музыка, 2014 -60 с.

Дополнительные источники:

Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования

  1. Базарнова В.В. Упражнения по сольфеджио. Вып. 2. - М.:Музыка, 2014. - 120 с.

  2. Карасева М.В. Современное сольфеджио. В 3 частях.- М.,2009. - 72 с.

  3. Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках солдьфеджио. М:Престо, 2012. - 64 с.

  4. Никитина И. Сольфеджио.(старшие классы ДМШ). - М.:Престо, 2012. - 47 с.

  5. Русяева И. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Вып. 2 М.:Композитор., 2013 - 117 с.

Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования

  1. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. - М., 2013. - Вып.3.

  2. Агажанов.А.П. Курс сольфеджио. Вып.3. М.:Музыка. 2012. - 160 с.

  3. Качалина Н. Сольфеджио: Четырехголосие. - М., 2010.

Пособия по слуховому анализу

  1. Шульгин Д.И. Пособие по слуховому гармоническому анализу. - М., 2011.

























Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном.

Тема 1.1. Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. (1 час)

Практическая работа №1

Задачи обучающегося:

1. Петь звукоряды мажорных гамм.

2. Сольфеджировать упражнения в мажорных тональностях.

Опорные понятия: Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Мажорные тональности до 7 знаков;

  2. Диатоника.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Петь в тональностях мажора устойчивые звуки в любом порядке. Петь неустойчивые звуки с разрешением. Интонировать опевания неустойчивых звуков. Любую ступень натурального мажора плавно и любым скачком.

Петь звукоряды любых мажорных гамм.

Сольфеджировать упражнения в мажорных тональностях до 7 знаков в ключе.

Записывать одноголосный мелодический диктант в диатонике.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения заданий.

Тема 1.2. Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. (1 час)

Практическая работа №2

Задачи обучающегося:

1. Петь звукоряды минорных (трёх видов) гамм.

2. Сольфеджировать упражнения в минорных тональностях.

Опорные понятия: Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Минорные тональности до 7 знаков;

  2. Диатоника.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Петь в тональностях минора устойчивые звуки в любом порядке. Петь неустойчивые звуки с разрешением. Интонировать опевания неустойчивых звуков. Любую ступень минора (три вида) плавно и любым скачком.

Петь звукоряды любых минорных (трёх видов) гамм.

Сольфеджировать упражнения в минорных тональностях до 7 знаков в ключе.

Записывать одноголосный мелодический диктант в диатонике.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.



Тема 1.3. Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. (1 час)

Практическая работа №3

Задачи обучающегося:

1. Изучить группировку длительностей в простых, сложных, смешанных размерах.

2. Проанализировать ритмические рисунки.

Опорные понятия: Тетрахорд.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Три вида мажора и минора.

  2. Тетрахорды мажора и минора (трёх видов).

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Петь в тональностях мажора и минора устойчивые звуки в любом порядке. Петь неустойчивые звуки с разрешением. Интонировать опевания неустойчивых звуков. Любую ступень натурального мажора или минора (три вида) плавно и любым скачком.

Петь звукоряды любых мажорных и минорных (трёх видов) гамм.

Сольфеджировать упражнения в мажорных и минорных тональностях до 7 знаков в ключе.

Записывать одноголосный мелодический диктант в диатонике.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей.

Тема 2.1. Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. (2 часа)

Практическая работа №4

Задачи обучающегося:

1. Определение метра на слух.

2. Отработка простых схем тактирования.

Опорные понятия: Размер. Такт, Группировка длительностей.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Размеры 2\4, 3\4.

  2. Группировка длительностей.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Определять на слух двух- и трёхдольный метр.

Сольфеджировать мелодии в двух и трёхдольных размерах.

Записывать одноголосный диктант в размерах 2\4, 3\4.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.



Тема 2.2. Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические диктанты. (2 часа)

Практическая работа №5

Задачи обучающегося:

1. Определение метра на слух.

2. Отработка простых схем тактирования.

Опорные понятия: Размер. Такт, Группировка длительностей.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Размеры 4\4.

  2. Группировка длительностей.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды;

  3. Записывать ритмические диктанты.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Определять на слух четырёхдольный метр.

Сольфеджировать мелодии в размере 4\4 с дирижированием. Определять на слух мелодии в четырёхдольном размере.

Записывать одноголосный диктант в размере 4\4.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием.

Тема 3.1. Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции. (2 часа)

Практическая работа №6

Задачи обучающегося:

1. Сольфеджировать одноголосие с тактированием.

2. Транспонировать мелодию.

Опорные понятия: звено, шаг, направление секвенции.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Характерные интервалы.

  2. Энгармонизм;

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Характерные интервалы. Энгармонизм. Энгармоническая модуляция через VII7. Энгармоническая модуляция через Д7.Транспонирование мелодии. Альтерация: II 7;DD7.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 3.2. Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием. (2 часа)

Практическая работа №7

Задачи обучающегося:

1. Пение одноголосных мелодий с листа;

2. Транспонирование выученных мелодий.

Опорные понятия: транспонирование, чтение с листа.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Различные способы транспозиции.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Индивидуальная подготовка 2-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.

Сольфеджировать одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано. Пение с листа произведений хоровой классики.

Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.

Легкие примеры с транспозицией на б.2 вверх и вниз.

Сольфеджирование: одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух).

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ.

Тема 4.1. Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности. (2 часа)

Практическая работа №8

Задачи обучающегося:

1. Пение диатонических интервалов вразбивку от различных звуков;

2. Дать характеристику понятию диатонический интервал.

Опорные понятия: Диатонические интервалы.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Диатонические интервалы.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Петь в тональностях мажора и минора устойчивые звуки в любом порядке. Петь неустойчивые звуки с разрешением. Интонировать опевания неустойчивых звуков. Любую ступень натурального мажора или минора (три вида) плавно и любым скачком.

Петь звукоряды любых мажорных и минорных (трёх видов) гамм.

Сольфеджировать упражнения в мажорных и минорных тональностях до 7 знаков в ключе.

Записывать одноголосный мелодический диктант в диатонике.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 4.2. Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу. (2 часа)

Практическая работа № 9

Задачи обучающегося:

1. Определение на слух диатонических интервалов в ладу;

2. Определение на слух несложных интервальных последовательностей.

Опорные понятия: интервальные цепочки.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Интервалы.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Петь изучаемые интервалы в тональности и от звука. Разрешать неустойчивые и диссонирующие интервалы в тональности.

Определять на слух диатонические интервалы.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 4.3. Слуховой анализ интервалов вне лада. (1 час)

Практическая работа №10

Задачи обучающегося:

1. Определение на слух интервалов вне лада;

2. Проанализировать нотный текст.

Опорные понятия: интервал вне лада.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Порядок интонирования интервалов вне лада.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Определение на слух аккордов диатонической системы мажора и минора, аккордов группы ДД и несложных последовательностей; простые примеры на отклонения и модуляции в тональности первой степени родства. Определение на слух гамм, мелодических последовательностей в народных ладах основных ладовых наклонений. Определение на слух ладов народных песен. Определение на слух лада, интервалов, аккордов, метра и ритма в мелодии, цезур. Определение на слух аккордовых последовательностей, каденций; предложений и фраз в периоде.

Диктант одноголосный.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ.

Тема 5.1. Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ. (2 часа)

Практическая работа №11

Задачи обучающегося:

1. Разрешение трезвучий в ладу. Пение главных и побочных трезвучий и их обращений;

2. Определение на слух гармонических последовательностей из трезвучий и их обращений. Запись несложных гармонических последовательностей.

Опорные понятия: Аккорды: интонирование, слуховой анализ.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Трезвучия и их обращения в тональности;

  2. Виды аккордов.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Петь главные трезвучия в мажорных и минорных тональностях. Петь обращения главных трезвучий. Соединять главные трезвучия в плавном голосоведении. Вспомогательные и проходящие обороты. Проходящий квартсекстаккорд. Плагальные и автентические обороты. Полный гармонический оборот.

Определять на слух вспомогательные и проходящие обороты в различных функциональных вариантах.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 5.2. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ. (2 часа)

Практическая работа №12

Задачи обучающегося:

  1. Пение доминантсептаккорда (D7) и его обращений.

  2. Определение на слух D7 и его обращений.

Опорные понятия: Доминантсептаккорд.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности;

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Строить и петь доминантсептаккорд в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения доминантсептаккорда и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам доминантсептаккорда.

Определять на слух доминантсептаккорды с обращениями и разрешением.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 5.3. Вводные септаккорды (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ. (1 час)

Практическая работа №13

Задачи обучающегося:

  1. Пение вводных септаккордов и их обращений с разрешением в тонику.

  2. Определение на слух вводных септаккордов и их обращений.

  3. Проанализировать нотный текст.

Опорные понятия: Вводные септаккорды.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Вводные септаккорды (2 вида).

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.

Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.

Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.

Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 5.4. Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ. (2 часа)

Практическая работа №14

Задачи обучающегося:

1. Пение септаккордов II ступени и их обращений;

2. Определение на слух септаккордов II ступени и их обращений.

Опорные понятия: Септаккорд II ступени.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Септаккорд II ступени (2 вида).

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.

Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.

Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.

Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 5.5. Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ. (2 часа)

Практическая работа №15

Задачи обучающегося:

1. Пение гармонических последовательностей в тональностях до 4 - 5 знаков;

2. Определение на слух последовательностей аккордов.

Опорные понятия: Аккордовые цепочки.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Аккордовые цепочки.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Определение на слух аккордов диатонической системы мажора и минора, аккордов группы ДД и несложных последовательностей; простые примеры на отклонения и модуляции в тональности первой степени родства. Определение на слух гамм, мелодических последовательностей в народных ладах основных ладовых наклонений. Определение на слух ладов народных песен. Определение на слух лада, интервалов, аккордов, метра и ритма в мелодии, цезур. Определение на слух аккордовых последовательностей, каденций; предложений и фраз в периоде.

Диктант одноголосный.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ.

Тема 6.1. Сольфеджиро- вание двухголосия a capella. (2 часа)

Практическая работа № 16

Задачи обучающегося:

1. Пение двухголосных примеров;

2. Чтение двухголосия с листа.

Опорные понятия: Двухголосие.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Порядок слухового анализа;

  2. Техника и значение перемещений.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Двухголосие гармонического склада с применением всех видов мелодической фигурации. Гармоническое сольфеджио: аккорды и аккордовые последовательности диатонической системы мажора и минора, аккорды группы ДД в каденциях и внутри построения; отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более 2-х, 3-х).

Альтерированные аккорды группы Д, S (секстаккорд и трезвучие II низкой и VI низкой ступени и ДД (аккорды с ув.6)); модуляция через энгармонизм ум.7 и Д7; пение в транспозиции двух- примеров.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 6.2. Запись двухголосного диктанта. (2 часа)

Практическая работа №17

Задачи обучающегося:

1. Предварительный анализ типа двухголосия в диктанте.

2. Определение на слух с 2-3 проигрывании интервальных последовательностей в ладу и в не лада.

Опорные понятия: двухголосие.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Основы нотного письма;

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Запись двухголосного диктанта;

  2. игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;

  3. игра секвенций;

  4. гармонический анализ музыкального произведения.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 6.3. Секвенцирование двухголосных мотивов с метро - ритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп. (1 час)

Практическая работа №18

Задачи обучающегося:

1. Пение двухголосных секвенций.

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: секвенция.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Секвенцирование двухголосных мотивов;

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Характерные интервалы. Энгармонизм. Энгармоническая модуляция через VII7. Энгармоническая модуляция через Д7.Транспонирование мелодии. Альтерация: II 7;DD7.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков.

Тема 7.1. Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением. (3 часа)

Практическая работа №19

Задачи обучающегося:

  1. Пение двух пар тритонов. Определение тритонов на слух.

  2. Пение характерных интервалов;

  3. Определение характерных интервалов на слух.

Опорные понятия: тритон.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Две пары тритонов.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Сольфеджировать и записывать мелодии, содержащие отклонения, модуляции и модулирующие секвенции.

Одноголосие (диатоника и простейшие виды плавного хроматизма, несложные случаи отклонений в тональности диатонического родства).

Петь мелодические модулирующие секвенции на заданные мотивы.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом.

Тема 8.1. Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом. (2 часа)

Практическая работа №20

Задачи обучающегося:

1. Пение по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент;

2. Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием.

Опорные понятия: аккомпанемент.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Несложные детские песни;

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Вокально-хоровая работа: пение одноголосных мелодий с листа.

Индивидуальная подготовка 2-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.

Сольфеджировать одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано. Пение с листа произведений хоровой классики.

Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.

Легкие примеры с транспозицией на б.2 вверх и вниз.

Сольфеджирование: одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух).

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 8.2. Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом. (2 часа)

Практическая работа №21

Задачи обучающегося:

  1. Пение романсов по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент;

  2. Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием.

Опорные понятия: аккомпанемент.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. несложные романсы с аккомпанементом.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Вокально-хоровая работа: пение одноголосных мелодий с листа.

Индивидуальная подготовка 2-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.

Сольфеджировать одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано. Пение с листа произведений хоровой классики.

Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.

Легкие примеры с транспозицией на б.2 вверх и вниз.

Сольфеджирование: одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух). Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 8.3. Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано. (1 час)

Практическая работа №22

Задачи обучающегося:

1. Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием. Исполнение её на фортепиано в другой тональности.

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: транспонирование.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Основы транспонирования.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. транспонировать голосом и на фортепиано мелодии на секунды, терции и кварты вверх и вниз.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях.

Тема 9.1. Четырехголосное расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения. (1 час)

Практическая работа №23

Задачи обучающегося:

1. Пение мажорного и минорного трезвучий и их обращений в разных расположениях и мелодических положениях.

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: четырёхголосие.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Четырехголосное расположение трезвучий.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. транспонировать голосом и на фортепиано мелодии на секунды, терции и кварты вверх и вниз.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 9.2. Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ. (1 час)

Практическая работа №24

Задачи обучающегося:

1. Пение малого мажорного, малого минорного, малого с ум. 5.

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: малый септаккорд.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Виды малых септаккордов с обращениями.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.

Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.

Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.

Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 9.3. Доминантсептаккорд с обращениями в разных мелодических положениях: интонирование, слуховой анализ. (2 часа).

Практическая работа №25

Задачи обучающегося:

1. Пение Д7 и его обращений в разных расположениях и мелодических положениях в тональности с разрешением;

2. Пение Д7 и мелодических положениях в тональности с разрешением.

Опорные понятия: Доминантсептаккорд.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Доминантсептаккорд с обращениями в разных мелодических положениях.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. решение задач;

  2. игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;

  3. игра секвенций;

  4. гармонический анализ музыкального произведения;

  5. гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.

Критерии оценивания работы

Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.

Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.

Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.

Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

Тема 9.4. Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ. (1 час)

Практическая работа №26

Задачи обучающегося:

1. Пение вводных септаккордов и их обращений.

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: Вводные септаккорды.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Вводные септаккорды с обращениями.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.

Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.

Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.

Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 9.5. Септаккорд II ступени с обращениями: интонирование, слуховой анализ. (2 часа)

Практическая работа №27

Задачи обучающегося:

1. Пение септаккорда II ступени и его обращений;

2. Пение септаккорда II ступени и его обращений в разных тональностях.

Опорные понятия: Септаккорд II ступени.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Септаккорд II ступени с обращениями.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.

Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.

Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.

Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса.

Тема 10.1. Одноголосие с отклонениями. (1 час)

Практическая работа №28

Задачи обучающегося:

1. Сольфеджирование одноголосия с отклонениями с тактированием «a capella», хором и соло;

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: Одноголосие с отклонениями.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Одноголосие с отклонениями.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Сольфеджировать и записывать мелодии, содержащие отклонения, модуляции и модулирующие секвенции.

  2. Одноголосие (диатоника и простейшие виды плавного хроматизма, несложные случаи отклонений в тональности диатонического родства).

  3. Петь мелодические модулирующие секвенции на заданные мотивы.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 10.2. Одноголосие с модуляцией. Подбор аккомпанемента. (2 часа)

Практическая работа №29

Задачи обучающегося:

1. Подбор аккомпанемента к одноголосию;

2. Подбор аккомпанемента к одноголосию с модуляцией и пение его с фортепиано.

Опорные понятия: модуляция.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Основы подбора аккомпанемента.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. транспонировать голосом и на фортепиано мелодии на секунды, терции и кварты вверх и вниз.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 10.3. Одноголосие с сопоставлением. Подбор аккомпанемента. (1 час)

Практическая работа №30

Задачи обучающегося:

1. Подбор аккомпанемента к одноголосию с сопоставлением и пение его с фортепиано;

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: Одноголосие с сопоставлением.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Одноголосие с сопоставлением.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. транспонировать голосом и на фортепиано мелодии на секунды, терции и кварты вверх и вниз.

  2. Подбор аккомпанемента к несложным м елодиям.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 10.4. Одноголосие с метроритмическими трудностями. Отработка дирижерских схем тактирования. (2 часа).

Практическая работа №31

Задачи обучающегося:

  1. Сольмизация одноголосных примеров;

  2. Отработка дирижерских схем тактирования;

  3. Сольмизация одноголосных примеров с тактированием.

Опорные понятия: метроритм.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Одноголосие с метроритмическими трудностями.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Определять на слух четырёхдольный метр.

  2. Сольфеджировать мелодии в размере 4\4 с дирижированием. Определять на слух мелодии в четырёхдольном размере.

  3. Записывать одноголосный диктант в размере 4\4.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 10.5. Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки. (1 час)

Практическая работа №32

Задачи обучающегося:

1. Сольфеджирование одноголосия в различных диатонических ладах соло и хором;

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: Одноголосие, народная музыка.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Лады народной музыки.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Сольфеджировать мелодии в названных ладах; материал для упражнений: русские народные песни, песни других народов.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали.

Тема 11.1. Двух- и трехголосие полифонического склада.

Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано. (2 часа)

Практическая работа №33

Задачи обучающегося:

1. Пение двух- и трехголосных канонов группой, дуэтами;

2. Пение двух- и трехголосных канонов группой, дуэтами, терцетами.

Опорные понятия: многоголосие.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Порядок анализа многоголосия по горизонтали и вертикали.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Гармоническое сольфеджио: аккорды и аккордовые последовательности диатонической системы мажора и минора, аккорды группы ДД в каденциях и внутри построения; отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более 2-х, 3-х).

  2. Альтерированные аккорды группы Д, S (секстаккорд и трезвучие II низкой и VI низкой ступени и ДД (аккорды с ув.6)); модуляция через энгармонизм ум.7 и Д7; пение в транспозиции двух- и трехголосных примеров.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 11.2. Чтение с листа двух- и трехголосных примеров. (3 часа)

Практическая работа №34

Задачи обучающегося:

  1. Чтение с листа всей группой;

  2. Чтение с листа всей группой, дуэтами;

  3. Чтение с листа всей группой, дуэтами, терцетами.

Опорные понятия: трёхголосие.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Основы чтения с листа.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Вокально-хоровая работа: пение одноголосных мелодий с листа.

  2. Индивидуальная подготовка 2-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.

  3. Сольфеджировать одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано. Пение с листа произведений хоровой классики.

  4. Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.

  5. Легкие примеры с транспозицией на б.2 вверх и вниз.

  6. Сольфеджирование: одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух).

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 12. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма.

Тема 12.1. Альтерированные ступени мажора и минора: интонирование, слуховой анализ. (1 час)

Практическая работа №35

Задачи обучающегося:

1. Пение упражнений с альтерированными ступенями;

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: Альтерированные ступени.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Сольфеджировать и записывать мелодии, содержащие отклонения, модуляции и модулирующие секвенции.

  2. Одноголосие (диатоника и простейшие виды плавного хроматизма, несложные случаи отклонений в тональности диатонического родства).

  3. Петь мелодические модулирующие секвенции на заданные мотивы.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 12.2. Хроматические интервалы: интонирование, слуховой анализ. (2 часа)

Практическая работа №36

Задачи обучающегося:

1. Пение в тональности уменьшенных терций;

2. Пение в тональности уменьшенных терций, увеличенных секст с разрешениями.

Опорные понятия: Хроматические интервалы.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Хроматические интервалы.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Петь хроматические гаммы полностью или частями и различные упражнения с указанными выше трудностями.

  2. Сольфеджировать и записывать мелодии с хроматическими звуками, взятыми плавно и скачком; мелодии с движением по хроматической гамме.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 12.3. Характерные интервалы от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ. (1 час)

Практическая работа №37

Задачи обучающегося:

1. Пение несовершенный консонансов от всех белых клавиш с энгармонической заменой их на характерные интервалы и последующим разрешением.

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: Характерные интервалы.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Характерные интервалы.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Петь изучаемые интервалы в тональности и от звука. Разрешать неустойчивые и диссонирующие интервалы в тональности.

Определять на слух диатонические интервалы.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 12.4. Тритоны от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ. (2 часа)

Практическая работа №38

Задачи обучающегося:

1. Разрешение тритонов по ладовому тяготению;

2. Разрешение тритонов по ладовому тяготению с последующим определением тональностей.

Опорные понятия: тритоны.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Состав тритона.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Петь тритоны и характерные интервалы с разрешением в тональности.

  2. Строить и петь тритоны и характерные интервалы с разрешением от звука, определять тональности.

  3. Определять на слух тритоны и характерные интервалы, определять их по разрешению.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 12.5. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями: интонирование, слуховой анализ. (1 час)

Практическая работа №39

Задачи обучающегося:

1. Пение увеличенного трезвучия от звука с энгармонической заменой на секстаккорд и квартсекстаккорд;

2. Пение уменьшенного трезвучия с обращениями.

Опорные понятия: Увеличенные и уменьшенные трезвучия.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Петь тритоны и характерные интервалы с разрешением в тональности.

  2. Строить и петь тритоны и характерные интервалы с разрешением от звука, определять тональности.

  3. Определять на слух тритоны и характерные интервалы, определять их по разрешению.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 12.6. Энгармонизм обращений уменьшенного септаккорда: интонирование, слуховой анализ. (1 час)

Практическая работа №40

Задачи обучающегося:

1. Пение уменьшенного септаккорда и энгармоническая замена его на обращения;

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: Энгармонизм обращений.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Энгармонизм обращений уменьшенного септаккорда.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Строить и петь вводные септаккорды в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения вводных септаккордов и их разрешения в тонику.

  2. Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого уменьшенного и уменьшенного септаккордов.

  3. Определять на слух вводные септаккорды с обращениями и разрешением.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 13. Сольфеджирование одно-, двух-, трех-, четырехголосия.

Тема 13.1. Чтение с листа одноголосия с ритмическими и интонационными сложностями. (2 часа)

Практическая работа №41

Задачи обучающегося:

1. Работа над метроритмическими трудностями;

2. Работа над интонационными трудностями.

Опорные понятия: четырехголосие.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Основы чтения с листа.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Вокально-хоровая работа: пение одноголосных мелодий с листа.

  2. Индивидуальная подготовка 2-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.

  3. Сольфеджировать одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано. Пение с листа произведений хоровой классики.

  4. Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.

  5. Легкие примеры с транспозицией на б.2 вверх и вниз.

  6. Сольфеджирование: одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух).

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 13.2. Сольфеджирование двух- и трехголосия с ритмическими и интонационными сложностями. (1 час)

Практическая работа №42

Задачи обучающегося:

1. Сольфеджирование хором, дуэтами и терцетами.

Опорные понятия: Сольфеджирование.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Основы сольфеджирования.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Двухголосие гармонического склада с применением всех видов мелодической фигурации.

  2. Трехголосие гармонического склада аккорды и аккордовые последовательности.

  3. Трехголосие гармонического и несложного полифонического склада.

  4. Гармоническое сольфеджио: аккорды и аккордовые последовательности диатонической системы мажора и минора, аккорды группы ДД в каденциях и внутри построения; отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более 2-х, 3-х).

  5. Альтерированные аккорды группы Д, S (секстаккорд и трезвучие II низкой и VI низкой ступени и ДД (аккорды с ув.6)); модуляция через энгармонизм ум.7 и Д7; пение в транспозиции двух- и трехголосных примеров..

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 13.3. Сольфеджирование четырехголосия гармонического склада. Пение вертикали партитуры соло и в 4-хголосном исполнении. (2 часа)

Практическая работа №43

Задачи обучающегося:

1. Сольфеджирование хором;

2. Сольфеджирование квартетами.

Опорные понятия: четырехголосия.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Сольфеджирование четырехголосия гармонического склада.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. транспонировать голосом и на фортепиано мелодии на секунды, терции и кварты вверх и вниз.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 14. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств: интонирование, слуховой анализ.

Тема 14.1. Модулирующие аккордовые построения: пение по вертикали и в четырехголосном изложении. (1 час)

Практическая работа №44

Задачи обучающегося:

1. Пение аккордовой последовательности четырехголосным ансамблем.

Опорные понятия: Модулирующие аккордовые построения.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств;

  2. Модулирующие аккордовые построения.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Слуховой анализ аккордовых последовательностей, интервалов отдельного произведения либо его части. Определение на слух аккордов и аккордовых последовательностей диатонической системы мажора и минора с применением аккордов группы ДД, отклонений и модуляций тональностей первой степени родства и модуляций в более отдаленные тональности через промежуточные звенья.

  2. Диктант: одно-, двух, трехголосные, в т.ч. с полифоническими приемами развития и ритмическими трудностями. Диктант двухголосный, гармонический.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 14.2. Модулирующие аккордовые построения: слуховой анализ. (1 час)

Практическая работа №45

Задачи обучающегося:

1. Определение на слух тональности, в которой прозвучала заключительная каденция;

2. Анализ нотного текста.

Опорные понятия: Модулирующие аккордовые построения.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Модулирующие аккордовые построения.

Уметь:

  1. Чисто интонировать;

  2. Слышать интервалы, звукоряды.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Характерные интервалы. Энгармонизм. Энгармоническая модуляция через VII7. Энгармоническая модуляция через Д7.Транспонирование мелодии. Альтерация: II 7;DD7.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

55