Управление образования и науки липецкой области
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Усманский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов |
по ОП.10 Сольфеджио |
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) |
по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
по программе углубленной подготовки |
Усмань 2017
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.10 Сольфеджио, по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж».
Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки
Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________
(дата)
Председатель цикловой комиссии _________ ____________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе ____________ ______________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Введение
Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед преподавателями СПО задачу подготовки компетентного специалиста обладающего не только значительной суммой необходимой профессиональных знаний, но и умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике.
Достижение поставленной цели осуществляется через обучение студентов основным навыкам организации и проведения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога.
Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:
систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений;
выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.
В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине или профессиональному модулю:
Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР), согласно ФГОС, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.
Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.
В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.
В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению СР студентов, наиболее распространенные виды СР, даны методические рекомендации по их организации, которые составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОП.10 Сольфеджио, специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
ОП.10 Сольфеджио изучается в течении 2 семестров, общий объём времени, отведённый на самостоятельную работу, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 36 часов.
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОП.10. Сольфеджио.
Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и требованиям рабочей программы учебной дисциплины ОП.10. Сольфеджио:
умения:
- точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
- анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
- сольфеджировать с листа a capella и с аккомпанементом;
- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху.
знания:
- приёмы настройки по камертону;
- закономерности музыкального синтаксиса;
- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1.Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Необходимой д профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ОП.10. Сольфеджио
Наименование раздела, темы | Количество часов на ВСР |
Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном. | 3 |
Тема 1.1. Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. | 1 |
Тема 1.2. Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. | 1 |
Тема 1.3. Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. | 1 |
Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей. | 2 |
Тема 2.1. Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. | 1 |
Тема 2.2. Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические диктанты. | 1 |
Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием. | 2 |
Тема 3.1. Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции. | 1 |
Тема 3.2. Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием. | 1 |
Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ. | 3 |
Тема 4.1. Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности. | 1 |
Тема 4.2. Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу. | 1 |
Тема 4.3. Слуховой анализ интервалов вне лада. | 1 |
Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ. | 5 |
Тема 5.1. Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ. | 1 |
Тема 5.2. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ. | 1 |
Тема 5.3. Вводные септаккорды (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ. | 1 |
Тема 5.4. Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ. | 1 |
Тема 5.5. Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ. | 1 |
Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ. | 3 |
Тема 6.1. Сольфеджиро- вание двухголосия a capella. | 1 |
Тема 6.2. Запись двухголосного диктанта. | 1 |
Тема 6.3. Секвенцирование двухголосных мотивов с метро - ритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп. | 1 |
Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков. | 1 |
Тема 7.1. Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением. | 1 |
Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом. | 3 |
Тема 8.1. Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом. | 1 |
Тема 8.2. Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом. | 1 |
Тема 8.3. Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано. | 1 |
Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях. | 3 |
Тема 9.1. Четырехголосное расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения. | 1 |
Тема 9.2. Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ. | 1 |
Тема 9.3. Доминантсептаккорд с обращениями в разных мелодических положениях: интонирование, слуховой анализ. | - |
Тема 9.4. Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ. | 1 |
Тема 9.5. Септаккорд II ступени с обращениями: интонирование, слуховой анализ. | - |
Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса. | 3 |
Тема 10.1. Одноголосие с отклонениями. | 1 |
Тема 10.2. Одноголосие с модуляцией. Подбор аккомпанемента. | - |
Тема 10.3. Одноголосие с сопоставлением. Подбор аккомпанемента. | 1 |
Тема 10.4. Одноголосие с метроритмическими трудностями. Отработка дирижерских схем тактирования. | - |
Тема 10.5. Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки. | 1 |
Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали. | 1 |
Тема 11.1. Двух- и трехголосие полифонического склада. Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано. | 1 |
Тема 11.2. Чтение с листа двух- и трехголосных примеров. | - |
Раздел 12. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма. | 4 |
Тема 12.1. Альтерированные ступени мажора и минора: интонирование, слуховой анализ. | 1 |
Тема 12.2. Хроматические интервалы: интонирование, слуховой анализ. | - |
Тема 12.3. Характерные интервалы от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ. | 1 |
Тема 12.4. Тритоны от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ. | - |
Тема 12.5. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями: интонирование, слуховой анализ. | 1 |
Тема 12.6. Энгармонизм обращений Уменьшенного септаккорда: интонирование, слуховой анализ. | 1 |
Раздел 13. Сольфеджирование одно-, двух-, трех-, четырехголосия. | 1 |
Тема 13.1. Чтение с листа одноголосия с ритмическими и интонационными сложностями. | - |
Тема 13.2. Сольфеджирование двух- и трехголосия с ритмическими и интонационными сложностями. | 1 |
Тема 13.3. Сольфеджирование четырехголосия гармонического склада. Пение вертикали партитуры соло и в 4-хголосном исполнении. | - |
Раздел 14. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств: интонирование, слуховой анализ. | 2 |
Тема 14.1. Модулирующие аккордовые построения: пение по вертикали и в четырехголосном изложении. | 1 |
Тема 14.2. Модулирующие аккордовые построения: слуховой анализ. | 1 |
Виды и формы самостоятельной работы студентов по
ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония
Написание и защита рефератов по заданной теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
Выполнение практико- ориентированных заданий.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.
Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной литературе.
Работа со справочной литературой.
Составление тестовых заданий по заданной теме.
Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту, экзамену.
Методические рекомендации для студентов
по конкретным видам самостоятельной работы:
Подготовка к тестовому контролю, экзамену.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной музыкально-методической литературы.
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятными терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
7. Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- качество уровня освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
- обоснованность и четкость изложения ответа.
3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной музыкально-методической литературе.
1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, музыкально-педагогическую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.
4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
- логичность изложения ответа;
- уровень понимания изученного материала.
4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.
1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.
2. При подготовке доклада, сообщения используйте музыкально-методическую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.
3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.
7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- полнота и качественность информации по заданной теме;
- свободное владение материалом сообщения или доклада;
- логичность и четкость изложения материала;
- наличие и качество презентационного материала;
- грамотное использование справочной литературы.
5. Работа со справочной литературой.
1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
3. Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами и понятиями.
4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
- логичность изложения ответа;
- уровень понимания изученного материала.
6. Оформление отчетов по практическим заданиям и подготовка к их защите.
Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
- качественное выполнение всех этапов работы;
- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
- правильное оформление выводов работы;
- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
Перечень рекомендуемой литературы
Основные источники:
1. Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования Драгомиров П. Учебник сольфеджио. - М., 2010 - 64 с..
2. Золина .Е.М. Сольфеджио. - М.:Музыка, 2011. - 304 с.
3. Качалина Н.С. Одноголосное сольфеджио. - М.:Музыка. 2012. - 112 с.
4. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 2010. - 30 с.
5. Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. Вып.2.- М., 2013. - 180 с.
6. Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М:Музыка, 2010. -12 с.
7. Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования
8. Качалина Н.С. Сольфеджио. Вып. 2. Двухголосие и трёхголосие. - М:Музыка.2013. - 128 с.
9. Способин И.В. Сольфеджио. 2-х и 3-хголосие. - М:Музыка. 2010. - 135 с.
Пособия по музыкальному диктанту:
1. Абызова Е. Музыкальные диктанты. - М:Музыка, 2012. - 192 с.
2. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. - М., 2014.
3. Бать Н.Г. Музыкальные диктанты. - М:Музыка., 2011. - 80 с.
4. Ладухин Н. Тысяча примеров музыкального диктанта на 1, 2, 3 голоса. - М.,2010.
5. Мясоедов А.Н. Многоголосные музыкальные диктанты. - М:Музыка. 2012. – 64 с.
6. Пьянков В. Музыкальные диктанты. - М:Владос. 2012 - 128 с.
7. Резник М.Г. Музыкальные диктанты. - М., 2013.
8. Третьякова Л. Музыкальные диктанты. - М:Музыка, 2014 -60 с.
Дополнительные источники:
Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования
1. Базарнова В.В. Упражнения по сольфеджио. Вып. 2. - М.:Музыка, 2014. - 120 с.
2. Карасева М.В. Современное сольфеджио. В 3 частях.- М.,2009. - 72 с.
3. Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках солдьфеджио. М:Престо, 2012. - 64 с.
4. Никитина И. Сольфеджио.(старшие классы ДМШ). - М.:Престо, 2012. - 47 с.
5. Русяева И. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Вып. 2 М.:Композитор., 2013 - 117 с.
Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования
1. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. - М., 2013. - Вып.3.
2. Агажанов.А.П. Курс сольфеджио. Вып.3. М.:Музыка. 2012. - 160 с.
3. Качалина Н. Сольфеджио: Четырехголосие. - М., 2010.
Пособия по слуховому анализу
Шульгин Д.И. Пособие по слуховому гармоническому анализу. - М., 2011.
Электронные ресурсы:
1. http://www.world-art.ru/painting/ – классическая музыка (раздел «Записи»).
Задания для самостоятельного выполнения
по ОП.10. Сольфеджио
Вопросы и задания составлены в соответствии с разделами и темами рабочей программы по ОП.10. Сольфеджио для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям.
Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном (3 часа ВСР)
Тема 1.1. Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. (1 час)
Интонирование T35 мажорных тональностей до 4 знаков. Пение в них звукорядов, гамм.
Дать определения основным понятиям (например, лад, тональность, квартоквинтовый круг тональностей, переменный лад и т.п.).
Определить тональности, которым принадлежит данный звук в качестве устойчивой или неустойчивой ступени.
Определить тональность по ключевым знакам, тетрахордам, отрезкам гамм, интервалам (тритоны, характерные интервалы), аккордам (трезвучия главных ступеней с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями, вводные септаккорды, септаккорд второй ступени с обращениями).
Строить в тональности и разрешать указанные интервалы и аккорды.
Определить тональность данного музыкального отрывка и выявить ладовые особенности (три вида мажора и минора, параллельно-переменный лад, дважды увеличенный лад и т.д.).
Назвать произведения или части, написанные в редких тональностях; знать тональности наиболее значительных произведений различных композиторов (в зависимости от специальности).
Сочинять или импровизировать мелодии в различных ладовых структурах, с опорой на заданные ступени, с использованием тритонов и характерных интервалов.
Определить по ключевым знакам тональности диатонических ладов.
Строить вверх и вниз от данных звуков различные виды диатонических структур.
Определить тональность и лад мелодии.
Тема 1.2. Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. (1 час)
1. Интонирование звуков минорного тонического трезвучия в восходящем и нисходящем движении.
Тема 1.3. Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. (1 час)
Интонирование 3 видов мажора и минора от всех белых клавиш.
Петь в тональностях минора устойчивые звуки в любом порядке. Петь неустойчивые звуки с разрешением. Интонировать опевания неустойчивых звуков. Любую ступень минора (три вида) плавно и любым скачком.
Петь звукоряды любых минорных (трёх видов) гамм.
Сольфеджировать упражнения в минорных тональностях до 7 знаков в ключе.
Записывать одноголосный мелодический диктант в диатонике.
Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей (2 часа ВСР).
Тема 2.1. Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. (1 час)
Пение гамм мажора и минора 3-х видов в восходящем и нисходящем движении и фрагментами в тональностях до 4 -х знаков.
Дать основные определения (например, ритм, такт, синкопа).
Сгруппировать длительности в данном размере с определенной высотой звука (мелодии) или без определенной высоты.
Определить особые виды ритмического деления.
Определить размеры по группировке.
Знать размер в произведениях, изучаемых в классе по специальности, фортепиано, музыкальной литературы.
Тема 2.2. Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические диктанты. (1 час)
Пение звукорядов гамм различных ритмических вариантах.
Определять на слух четырёхдольный метр.
Сольфеджировать мелодии в размере 4\4 с дирижированием. Определять на слух мелодии в четырёхдольном размере.
Записывать одноголосный диктант в размере 4\4.
Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием (2 часа ВСР).
Тема 3.1. Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции. (1 час)
Пение секвенции.
Анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из музыкальной литературы, из произведений по специальности).
Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).
Играть виды секвенций, используя материал ранее пройденных тем.
Привести примеры на разные виды секвенций из произведений по специальности.
Тема 3.2. Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием. (1 час).
Написание самодиктантов детских песен и их устное транспонирование.
Индивидуальная подготовка 2-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.
Сольфеджировать одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано. Пение с листа произведений хоровой классики.
Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.
Легкие примеры с транспозицией на б.2 вверх и вниз.
Сольфеджирование: одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух).
Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ (3 часа ВСР).
Тема 4.1. Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности. (1 час).
Пение диатонических интервалов вразбивку от всех белых клавиш.
Определить количество тонов и полутонов, составляющих данные интервалы (в том числе составные); назвать интервалы, содержащие указанное количество тонов и полутонов.
Строить интервалы вверх и вниз по данным цифровкам.
Определить данные интервалы, отметить диатонические и хроматические, разрешить, сделать обращение данных интервалов.
Построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы (диатонические, характерные, тритоны), определить тональность и разрешить.
В данной тональности написать указанные интервалы и разрешить
(диатонические, характерные, тритоны).
Сделать энгармоническую замену интервалов (пассивную или активную).
Тема 4.2. Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу. (1 час).
Пение диатонических интервалов вразбивку от всех белых клавиш.
Петь изучаемые интервалы в тональности и от звука. Разрешать неустойчивые и диссонирующие интервалы в тональности.
Определять на слух диатонические интервалы.
Тема 4.3. Слуховой анализ интервалов вне лада. (1 час).
Сочинить 3 мелодии (по 8 тактов), начинающиеся с широких интервалов.
Определение на слух аккордов диатонической системы мажора и минора, аккордов группы ДД и несложных последовательностей; простые примеры на отклонения и модуляции в тональности первой степени родства.
Определение на слух гамм, мелодических последовательностей в народных ладах основных ладовых наклонений.
Определение на слух ладов народных песен.
Определение на слух лада, интервалов, аккордов, метра и ритма в мелодии, цезур.
Определение на слух аккордовых последовательностей, каденций; предложений и фраз в периоде.
Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ (5 часов ВСР).
Тема 5.1. Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ. (1 час).
Определение на слух с аудиокассеты или СД гармонических последовательностей из трезвучий и их обращений.
Определить данные аккорды (все виды трезвучий и септаккордов с разрешениями). Разрешить их в возможные тональности.
Построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить тональность, разрешить.
Определять в аккордах заданные тоны.
В данной тональности построить указанные аккорды и разрешить.
Сделать энгармоническую замену данных аккордов (увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд), определить полученные аккорды. Разрешить.
Написать последовательность по цифровке.
Тема 5.2. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ. (1 час).
Пение Д7 и его обращений вразбивку в тональностях до 5 знаков.
Строить и петь доминантсептаккорд в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения доминантсептаккорда и их разрешения в тонику.
Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам доминантсептаккорда.
Определять на слух доминантсептаккорды с обращениями и разрешением.
Тема 5.3. Вводные септаккорды (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ. (1 час).
Пение вводных септаккордов в тональностях до 5 знаков.
Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.
Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.
Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.
Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.
Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения
Тема 5.4. Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ. (1 час).
Пение септаккордов второй ступени в тональностях до 5 знаков.
Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением.
Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.
Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.
Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.
Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.
Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.
Тема 5.5. Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ. (1 час).
Пение заданных гармонических последовательностей.
Определение на слух аккордов диатонической системы мажора и минора, аккордов группы ДД и несложных последовательностей; простые примеры на отклонения и модуляции в тональности первой степени родства.
Определение на слух гамм, мелодических последовательностей в народных ладах основных ладовых наклонений.
Определение на слух ладов народных песен.
Определение на слух лада, интервалов, аккордов, метра и ритма в мелодии, цезур.
Определение на слух аккордовых последовательностей, каденций; предложений и фраз в периоде.
Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ (3 часа ВСР).
Тема 6.1. Сольфеджиро- вание двухголосия a capella. (1 час).
Определение на слух с СД или аудиокассет последовательностей аккордов.
Двухголосие гармонического склада с применением всех видов мелодической фигурации.
Гармоническое сольфеджио: аккорды и аккордовые последовательности диатонической системы мажора и минора, аккорды группы ДД в каденциях и внутри построения; отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более 2-х, 3-х).
Тема 6.2. Запись двухголосного диктанта. (1 час).
Запись с аудио или СД 2-х одноголосных музыкальных диктантов.
Запись двухголосного диктанта;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения.
Тема 6.3. Секвенцирование двухголосных мотивов с метро - ритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп. (1 час).
Сочинить мелодию на заданную аккордовую последовательность.
Характерные интервалы. Энгармонизм.
Энгармоническая модуляция через VII7. Энгармоническая модуляция через Д7.
Транспонирование мелодии. Альтерация: II 7;DD7
Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков (1 час ВСР).
Тема 7.1. Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением. (1 час).
Сочинить 2-й голос к двум заданным мелодиям.
Сольфеджировать и записывать мелодии, содержащие отклонения, модуляции и модулирующие секвенции.
Одноголосие (диатоника и простейшие виды плавного хроматизма, несложные случаи отклонений в тональности диатонического родства).
Петь мелодические модулирующие секвенции на заданные мотивы.
Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом (3 часа ВСР).
Тема 8.1. Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом. (1 час)
Спеть по нотам сольфеджио песни В. Шаинского из мультфильма «Крокодил Гена» под собственный аккомпанемент.
Тема 8.2. Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом. (1 час)
Пение романса по выбору по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент.
Тема 8.3. Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано. (1 час)
Пение романсов А. Варламова со словами под собственный аккомпанемент.
Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях (3 часа ВСР).
Тема 9.1. Четырехголосное расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения. (1 час)
Записать 4-хголосные цепочки из 6 - 7 пройденных аккордов с аудиокассет или СД. 1.
транспонировать голосом и на фортепиано мелодии на секунды, терции и кварты вверх и вниз.
Тема 9.2. Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ. (1 час)
Петь малые септаккорды от всех белых клавиш и их обращения.
Тема 9.4. Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ. (1 час)
Петь вводные септаккорды в 6 позициях в тональностях до 5 знаков с разрешением.
Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса (3 часа ВСР).
Тема 10.1. Одноголосие с отклонениями. (1 час)
Записать самодиктант песни Е. Крылатова «Крылатые качели», гармонизовать его и петь сольфеджио под собственный аккомпанемент.
Тема 10.3. Одноголосие с сопоставлением. Подбор аккомпанемента. (1 час)
Петь модулирующие последовательности из 7 - 8 аккордов.
Тема 10.5. Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки. (1 час)
Петь звукоряды ладов народной музыки от всех белых клавиш.
Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали (1 час ВСР).
Тема 11.1. Двух- и трехголосие полифонического склада.
Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано. (1 час)
Петь канон Бетховена (№69 из трёхголосия Калмыкова и Фридкина.) Петь один голос, а другие играть.
Раздел 12. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма (4 часа ВСР).
Тема 12.1. Альтерированные ступени мажора и минора: интонирование, слуховой анализ. (1 час)
Петь альтерированные ступени мажора и минора с разрешением в тональностях до 4 знаков.
Записать хроматические гаммы мажора и минора.
Определить данные хроматические интервалы и разрешить во всех возможных тональностях.
Определить данные интервалы (диатонические и хроматические) и разрешить во всех возможных тональностях.
Построить и разрешить в тональности все указанные интервалы (например, все увеличенные кварты, уменьшенные септимы и т.п.).
Построить и разрешить в тональности группы интервалов (например, уменьшенные интервалы, все интервалы, включающие вторую пониженную ступень и т.п.).
Тема 12.3. Характерные интервалы от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ. (1 час)
Пение несовершенный консонансов от всех белых клавиш с энгармонической заменой их на характерные интервалы и последующим разрешением.
Тема 12.5. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями: интонирование, слуховой анализ. (1 час)
Петь увеличенное трезвучие от всех белых клавиш и разрешать их в 6 тональностей (с энгармонической заменой).
Тема 12.6. Энгармонизм обращений уменьшенного септаккорда: интонирование, слуховой анализ. (1 час)
Петь уменьшенный септаккорд от всех белых клавиш и разрешать их в 8 тональностей (с энгармонической заменой).
Раздел 13. Сольфеджирование одно-, двух-, трех-, четырехголосия (1 час ВСР).
Тема 13.2. Сольфеджирование двух- и трехголосия с ритмическими и интонационными сложностями. (1 час)
Петь модулирующие гармонические последовательности. Вокально-хоровая работа: пение одноголосных мелодий с листа.
Индивидуальная подготовка 2-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.
Сольфеджировать одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано. Пение с листа произведений хоровой классики.
Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.
Легкие примеры с транспозицией на б.2 вверх и вниз.
Сольфеджирование: одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух).
Раздел 14. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств: интонирование, слуховой анализ (2 часа ВСР).
Тема 14.1. Модулирующие аккордовые построения: пение по вертикали и в четырехголосном изложении. (1 час)
Пение вертикали модулирующей гармонической последовательности в 4-хголосном изложении в восходящем и нисходящем движении. (7 - 8 аккордов).
Тема 14.2. Модулирующие аккордовые построения: слуховой анализ. (1 час)
Определение на слух с СД или аудиокассет модулирующих аккордовых цепочек с последующей нотной записью.
Характерные интервалы. Энгармонизм. Энгармоническая модуляция через VII7.
Энгармоническая модуляция через Д7.Транспонирование мелодии. Альтерация: II 7;DD7.
26