Муниципальный методический Совет (25 августа 2020 года)
Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Указ Президента РФ от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Основные цели
- осуществление прорывного научно-технического и социально-экономического развития РФ;
- увеличение численности населения страны;
- повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания;
- создание условий и предоставление возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
«Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Задачи
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствования методов обучения предметной области «Технология»;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получивших дошкольное образование в семье;
- создание а 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций;
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
- создание условий для наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
- увеличение не менее, чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализации комплекса мер по трудоустройству лучших из них в РФ;
- формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального роста.
Муниципальные проекты
- «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет»;
- «Современная школа»;
- «Успех каждого ребенка»;
- «Цифровая образовательная среда»;
- «Поддержка семей, имеющих детей»;
- «Социальная активность»;
- «Учитель будущего»
2019 год
- «Цифровая образовательная среда» – проведен высокоскоростной Интернет в МБОУ «ВОШ ЗАТО Озерный»;
- «Успех каждого ребенка» – участие в социально-значимом проекте «Нас пригласили в Кванториум» (43 учащихся 7-х классов МБОУ СОШ № 1);
- «Поддержка семей, имеющих детей» – Консультационный центр на базе МБДОУ детский сад № 2 (5 консультаций);
- «Учитель будущего» – предполагает самодвижение и саморазвитие педагога. Рост составил 4 %;
- «Социальная активность» – обучение волонтеров из числа школьников – 15 чел. Получены сертификаты. В 2020 году запланировано обучение 60 учащихся. 350 учащихся вовлечены в творческую деятельность;
- «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет» – численность воспитанников в возрасте до 3-х лет, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения – 162 человека из запланированных 204 (79%). Доступность дошкольного образования дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет составляет 100%.
2020 год
- «Современная школа» – Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МБОУ СОШ № 2. Выделены 4 кабинета, оформленные в соответствии с дизайн-проектом. Педагоги прошли КПК по темам «Гибкие компетенции проектной деятельности», «Современные информационно-коммуникативные и цифровые технологии». Будет установлено оборудование;
- «Успех каждого ребенка» – запланировано создание 274 новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ:
МБОУ СОШ № 1
- 52 места - техническая направленность;
- 52 места – естественно-научная направленность;
- 40 мест – физкультурно-спортивная направленность;
МБОУ СОШ № 2:
- 60 мест – социально-педагогическая направленность; 30 мест – художественная направленность; 40 мест – физкультурно-спортивная направленность;
- 60 мест – социально-педагогическая направленность;
- 30 мест – художественная направленность;
- 40 мест – физкультурно-спортивная направленность;
«Цифровая образовательная среда» – обучение 20 % учителей-предметников в области применения компьютерных технологий в 2020 году, 2021 год – 30 %, 2022 год – 10 %.
Сегодня России необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Возможно, самые грандиозные свершения нас ожидают впереди, ведь взгляд педагога, работающего в настоящем, всегда обращен в будущее. Именно педагог закладывает фундамент, на котором строится здание светлого будущего, хозяевами которого станут наши сегодняшние ученики и воспитанники.
Модернизация воспитательной деятельности образовательных организаций.
Внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
Разделы
- Пояснительная записка
- Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
- Цель и задачи воспитания
- Виды, формы и содержание деятельности
- Основные направления самоанализа воспитательной работы
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
(краткое описание специфики своей деятельности в сфере воспитания: расположение школы, ее социальное окружение, источники положительного и отрицательного влияния на детей, значимые партнеры, особенности контингента, оригинальные воспитательные находки школы, важные принципы и традиции воспитания)
Цель и задачи воспитания
(базовые принципы общественных ценностей и задачи, которые предстоит решать школе)
Виды, формы и содержание деятельности
(каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач. Раздел может состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы)
Инвариантные модули:
- «Классное руководство»; «Школьный урок»; «Курсы внеурочной деятельности»; «Работа с родителями», «Самоуправление»; «Профориентация».
- «Классное руководство»;
- «Школьный урок»;
- «Курсы внеурочной деятельности»;
- «Работа с родителями»,
- «Самоуправление»;
- «Профориентация».
Вариативные модули:
- «Ключевые общественные дела»; «Детские общественные объединения»; «Школьные медиа»; «Экскурсии, экспедиции, походы»; «Организация предметно-эстетической среды»
- «Ключевые общественные дела»;
- «Детские общественные объединения»;
- «Школьные медиа»;
- «Экскурсии, экспедиции, походы»;
- «Организация предметно-эстетической среды»
«Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий»
Л.И. Новикова
Х.И. Лиймете
- Цель воспитания – изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
- Результат воспитания – изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.
- Задачи воспитания – проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.
- Направления воспитания – основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания (воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.)
- Виды деятельности – виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)
- Формы деятельности – организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания
- Содержание деятельности – конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности.
Вопросы
- Зачем вы планируете что-то делать?
- На чем вы планируете сосредоточить свои усилия?
- Что конкретно и как именно вы планируете действовать?
- Как вы собираетесь анализировать ход и результаты своей работы?
Первая часть
Единая для всех уровней общего образования, включающая четыре раздела:
- о специфике воспитательного процесса в школе;
- о задачах воспитания;
- о видах, формах и содержании деятельности;
- об анализе осуществляемого в школе воспитательного процесса
Вторая часть
Представляет собой ежегодный календарный план воспитательной работы. Разрабатывается самостоятельно и корректируется каждой образовательной организацией из года в год
Сборник «ВОСПИТАНИЕ + Авторские программы школ России (избранные модели)»
М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020
Программа не является инструментом воспитания; ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.
Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития традиционного образования
Цифровая трансформация образования – это принципиальное переосмысление деятельности, обусловленное уникальными возможностями цифровых технологий.
Проблемы, требующие скорейшего решения:
- говоря образно, мы лечим всех одинаковыми «таблетками», несмотря на уникальные потребности и индивидуальные ограничения каждого «пациента» и самой «таблетки»;
- мы идем строго по расписанию и не даем ученикам идти в своем темпе;
- мы получаем данные об успеваемости слишком поздно.
А. Г. Асмолов. Советский и российский психолог, политик, публицист; заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор-исследователь НИУ ВШЭ, директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда "Вклад в будущее", доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета, академик Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования.
«Персонализация образования – это развитие человека как субъекта своего собственного жизненного пути, в процессе которого происходит познание мира, познание других людей, познание самого себя»
А.Г. Асмолов
Классическое образование
- Единые программы
- Единые учебники
- Учебный класс
- Предметные кабинеты
- Диплом (аттестат)
- Учитель – все в одном
- Директор – командир
- Школа – конвейер.
Индивидуализация образования
- Профильные программы
- Вариативные учебники
- Учебные группы по выбору
- Образовательная среда школы
- Портфолио
- Учитель привлекает ресурсы
- Директор – мененджер
- Школа - артель
Персонализация образования
- Персональный контент
- Гибкий выбор без границ
- Образовательная экосистема
- Цифровой профиль компетенций
- Разделение труда, новые позиции
- Директор – предприниматель, стратег
- Школа – агрегатор и место создания персонального образовательного маршрута
Внешние
- Политические
- Экономические
- Технологические
- Социально-культурные
Внутренние
- Многолетняя активность носителей идей автоматизации учебной работы
- Развитие деятельностного подхода в обучении
- Распространение цифровых измерительных инструментов и компьютерных лабораторий
- Замена традиционных технических средств обучения на цифровые
Индустриальная революция
- I этап – создание массовых школ
- III этап – школа стала общеобразовательной, была усовершенствована классно-урочная система
- III этап – каждый ученик получил учебник, реализовано всеобщее среднее образование
- IV этап – персонализированная, ориентированная на результат модель образования
Цифровая трансформация образования – это обновление планируемых результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстро развивающейся информационной среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.
Направления трансформации (сейчас)
Ученик
- Объект
- Стандартизированные программы обучения
- Образовательная среда – школа (класс), семья, учреждения дополнительного образования
- Знания, умения, навыки
Учитель
Направления трансформации (светлое будущее)
Ученик
- Самостоятельный субъект
- Индивидуальная траектория движения
- Образовательная среда: школа, театры, музеи, смены, предприятия, семья (партнер), онлайн-курсы, неформальное образование
- Практические навыки и компетенции
Учитель
- Навигатор, тьютор, технолог, методист, ментор
Процессы образовательной деятельности (сегодня)
- Учебные планы
- Линейное расписание
- Школа
- Экзамены (оценочные процедуры)
- Качество образования (критерии оценочных процедур)
Процессы образовательной деятельности (светлое будущее)
- Индивидуальная программа обучения
- Гибкое модульное расписание
- Образовательная среда
- Оценка результатов деятельности, цифровой след и пр.
- Качество жизни (алгоритмы анализа критериев с использованием цифры, искусственного интеллекта)
Управление (сегодня)
- Заказчик – государство
- Функции – планирование, контроль, координация программы, комплексы мер и пр.
- Оценка деятельности
(светлое будущее)
- Заказчик – государство, ученик, семья, бизнес
- Трансформация существующих функций
- Проектирование деятельности
- Оценка результатов деятельности
- Сдельная оплата, контракты, по результату
Что необходимо для успешной цифровой трансформации образования?
- Наличие высокоскоростного Интернета
- Качественный цифровой контент
- Цифровое гражданство и ответственное использование
- Гарантированный доступ в Интернет дома
- Хорошее оборудование
- Высокоскоростной WI-FI на территории школы
- Безопасность и конфиденциальность данных
Обучение будущего
- Индивидуальное обучение по интересам: сочинение, разработка видеоролика, презентации, сайты и пр.
- Проектное обучение или обучение на основе реальных проблем: возможность публикации собственных произведений или работ для всего мира
- Обучение вне школы: музеи, библиотеки, ВУЗы
- Обучение по увлечениям: английский через Шекспира в оригинале, обучение перед путешествием
- Равенство возможностей: виртуальный курс по химии или информатика
- Обеспечение доступности на этапе разработки контента
- Разные возможности демонстрации
- Разные возможности самовыражения
- Разные возможности вовлечения и мотивации: повышение или снижение уровня сложности, изменение скорости
Модель педагога ISTE
- Взаимодействие по всей стране
- Новые педагогические приемы и системы оценивания
- Лидеры, навигаторы и мотиваторы
- Совместное обучение в классе
- Катализаторы недостающих знаний
Руководители нового типа
- В функциональные обязанности руководителя должно входить обязательное цифровое образование и владение новыми принципами работы
- Партнерство с другими организациями и привлечение сторонних ресурсов (фандрайзинг)
- Эффективное использование федеральных средств, отказ от текущих трат
- Переосмысление обязанностей сотрудников
- Профессиональное обучение
К размышлению
- Чему учить детей, которые будут жить в мире, которого еще не было?
- Какой человек нужен, если рядом компьютер?
- Качество образования не может быть выше качества учителей, работающих в школе.
- Каждый видит мир через свою предметную область.
- На что я могу влиять?