СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыка осени" - конспект урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока показано, как можно и интересно провести урок музыки в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Музыка осени" - конспект урока»

Урок №5 «Музыка осени»

Цели: Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.

Задачи:

- формировать любовь к красоте родного края  через творчество композиторов, поэтов и художников.

- развивать вокально-хоровые навыки,  чувства ритма;

- развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений. 

Повторение:

Что мы делали на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)

Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)

Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)

Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)

Новый материал.

А о чём мы сегодня поговорим? Как называется наш урок?

Муза нам хочет загадать загадку, а в ней – ответ на вопрос! Слушайте внимательно!

Читаю: Слайд №2

«Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим – кто художник этот?» (дети хором - осень!)

Правильно, наш урок сегодня называется «Музыка осени».

А что у нас сейчас за окном? (ответы - осень)

Я вам сейчас прочитаю стихотворение поэта А.Плещеева. А вы ответите после прослушивания на вопросы:

Каким настроением пронизано стихотворение?

Почему?

Слайд № 3 «Скучная картина, тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца!» (ответы детей: грустное, печальное, тоскливое)

А сейчас прозвучит ещё одно стихотворение. Определите его настроение.

Слайд №4 «Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости неделек восемь.

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём» (ответы детей: радостное)

Молодцы!

Ребята, а знаете ли вы, что бывает три осени? (дети отвечают – нет!)

Приходится на сентябрь и называется - первоосенье.

Приходится на октябрь и называется – глубокая осень.

Приходится на ноябрь и называется – предзимняя осень.

А у нас какая сейчас осень из этих трёх? (ответы: октябрь – глубокая осень началась)

Назовите характерные признаки осени: какая она бывает? (ответы)

За что вы её любите? (ответы)

И почему грустите? (ответы)

А что делает А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень: грустит или восхищается? Попробуйте определить!

Читаю строки: Слайд №5

«Унылая пора (читаю грустно)….Очей очарованье (читаю с восхищением)!

Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса». (ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы)

Очень хорошо!

А сейчас мы послушаем музыку осени. Интересно:

Как композиторы рисовали осень?

Какие чувства переданы в их осенних произведениях?

Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.

Звучит «Осень» Г.Свиридова Слайд №6

(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)

А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка) – доп.слайд №6

Какое из тех двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы? (ответы – первое, про скучную картину)

Молодцы, ребята!

Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.

А сейчас давайте посмотрим на картины художников.

(Показ №1) Слайд №7

Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)

Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)

Посмотрите на другую картину.

(Показ №2) Слайд №8

Какое настроение передал в ней художник? (радостное, солнечное)

Какие краски он выбрал для создания этой картины? (яркие , светлые)

Художники рисуют чем? (красками).

А у музыкантов тоже есть краски, только они музыкальные. Слайд №9.

Если композитор хочет выразить грусть – он воспользуется минорной краской – МИНОР (+картинка на стенде).

Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР (+картинка на стенде).

Так какой же краской нарисовал Г. Свиридов свою осеннюю пьесу? (минорной)

Правильно!

А сейчас мы послушаем песню «Скворушка прощается». Слайд №10

Определите настроение песни?

Какая краска здесь использована?

Звучит песня в исполнении детского хора «Скворушка прощается»Тамары Попатенко.

(ответы - грустное, печальное, тоскливое, минорная краска).

Понравилась вам песня?

Давайте разучим эту красивую песню. Слайд №11

Разучивание песни «Скворушка прощается» Т.Попатенко (под фортепиано и МИНУС)

Итог урока:

Как и всегда за вами сегодня наблюдала Муза.

А как вы думаете, Муза сегодня в каком образе появится у нас на уроке? (разные ответы).

В каком цвете она будет? (ответы – в осеннем, и т.д.) Слайд №12

А какое у неё настроение? (ответы)

Как вы думаете, какое произведение ей понравилось больше всего? Почему?

(ребята выражают своё мнение)

А какое произведение понравилось больше вам и почему? (ответы ребят)

О чём мы сегодня говорили? (об осени)

Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)

Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, тёплой и холодной)

Какие две краски есть у композиторов? (мажор и минор)

Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор – грусть).

Вы сегодня молодцы! Слайд № 13. Самые активные ребята получают «пятёрки»!


Осень-непогодушка, 
Тополь пожелтел. 
Вдруг на ветке скворушка 
Песенку запел. 

Припев: 
Ветка чуть качается, 
Дождик не кончается, 
С нами старый скворушка 
До весны прощается

В путь дорогу дальнюю 
Скворушке лететь. 
Песенку прощальную 
Как ему не спеть. 
Припев. 
Где ты, солнце вешнее, 
Ясный небосвод? 
Над пустой скворечнею 
Скворушка поёт