Прокопьева Татьяна Александровна |
учитель музыки высшей квалификационной категории |
МБОУ Малобугульминской средней |
общеобразовательной школы Бугульминского |
муниципального района Республики Татарстан |
Нестандартные формы работы учителя музыки во внеурочной деятельности
Внеурочное занятие вокальной студии «Радуга песен»:
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»
Цель: Формирование представления обучающихся об изобразительности и выразительности музыки, создающих музыкальный образ, приблизить детей к народной культуре; воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи:
1.Образовательная.
-пробуждать на начальном этапе учебного процесса интерес к русской народной песне;
- привлечь к активной творческой деятельности учеников;
2. Развивающая.
- развивать умения сравнивать музыкальные произведения, различные по характеру,
выделять в них средства музыкальной выразительности;
- учить обучающихся работать в группах;
3.Воспитывающая.
- Расширять музыкальный кругозор учащихся, воспитывать эстетический вкус, прививать музыкальную культуру, продолжать работу по планомерному развитию музыкального слуха обучающихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического);
Тип урока: повторение и закрепление материала.
Методы и приёмы: словесные (беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения), демонстрационно-иллюстративные (слайды с репродукциями картин народных инструментов), игровые (создание игровой ситуации «Сочинить оркестр»), соревновательные («составить слово-жанр), практические (выполнение индивидуальной, групповой работы со сличением результата с эталоном),
Музыкальный материал:
Оборудование: проектор, ноутбук, народные инструменты, карточки-задания.
1.Приветствие.
Учитель: «Добрый день, девчата!»
Учащиеся: «Добрый день, учитель!»
Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну: «Музыкальная шкатулка». С каждым разом мы с вами становимся артистичней, совершеннее, поимпровизируем на муз. инструментах, сделанных Вашими руками на одном из проектов уроков музыки, станем ещё на шаг ближе к настоящим артистам.
-Девчат, а давайте мы с вами улыбнёмся друг другу и подарим лучик солнца каждому, чтобы в нашем классе стало веселее, теплее, уютней.
Ну что? Полетели?)
РЕЙС 1. «РАСПЕВОЧКИ»
1. ммммм (до-ре-ми-ре-до)
2. Ма-мэ-ми-мо-му
3. Зи-ии-ии-ии-иЯ (до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до)
4. МиЯ- миЯ- миЯ-миЯ-миииии.
5. Я пою-хорошо пою.
6. Бри-брэ-бра-бро-бру
РЕЙС 2. «СКОРОГОВОРКИ» (кидаю мяч ученику – они повторяют…)
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3. Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
4. Все бобры для своих бобрят добры.
5. Мы перебегали берега перебегал, берега перебегали берега-а-а.
6. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа..
7. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долтом..
РЕЙС 3. «РИТМИЧЕСКИЙ» (ДЫХАНИЕ)
Ритм- это чередование длинных и коротких звуков
ИГРА «Музыкальные ритмы»
В этом полёте нас ждет дыхательная гимнастика, потому что здесь мы чередуем длинный вдох и короткие выдохи.
Наберемся волшебной силы и подышим.
А еще мы знаем упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Учитель: «Какое упражнение ты покажешь?»
Ученик: «Насос»
Учитель: «А какое упражнение вы можете нам показать?»
Ученик: «Обними плечи»
Учитель: «Ребята, у кого дома есть животные?»
Ответы детей.
Учитель: «Мы сейчас вспомним упражнение «Кошечка»
Дыхательная гимнастика
Учитель: «И, конечно, в этом рейсе нас ждет ритмическая физкультминутка!»
Физкультминутка «САМОЛЁТ»
РЕЙС 4. «ПЕСЕНКИ»
Учитель: «Ребята, вы так потрясающе показали нам упражнение «Кошки», что захотелось спеть песенку о них. Автор песни Жанна Колмагорова» ( поём песню «Кошки»)
РЕЙС 5. «ЖАНР»
Слушание песни: «Светит месяц»
Учитель: -«Какие инструменты вы услышали? «
Ученики: «Балалайки, трещотки, ложки, маракасы»
Учитель: «Все верно. Какому народу принадлежит эта музыка?
Ученики: «Русскому народу»
Учитель: «Правильно! Молодцы!
С песней на Руси рождались. Русская народная песня сопровождала людей всю жизнь.»
Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами проведём игру-соревнование.
Ваша задача: из букв составить слово – это жанр русской народной песни.
(класс делится на две команды, дети получают карточки «колыбельная», «плясовая», «частушка», «хороводная», «лирическая», «рекрутская»
Учитель: «Чья группа первой составит слово – поднимаем руки, я посмотрю какая команда будет первой!
(Учащиеся собирают слова-жанры под музыку «Пойду ль я выйду ль я да»)
Учитель: «Молодцы!»
РЕЙС 6. «ОРКЕСТРОВЫЙ»
Учитель: «У вас на партах лежат русские народные инструменты. Возьмите их и поиграйте!
(дети играют на музыкальных инструментах)
Учитель: «Но, чтобы они зазвучали красиво и слаженно, ими должен руководить кто?
Ученики: «Дирижер»
Учитель: «У меня в руках вертель. Сегодня вашим дирижёром буду я, и мы с вами поиграем в оркестр русских народных инструментов. Я вам напою народную песню, а вы по моей команде слаженно, в группах подыграете мне, хорошо?
(У первой группы ребят – ложки , дети поют и играют под фразу: «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели» из русской народной песни «Блины»
У второй группы ребят – трещотки, ребята продолжают фразу «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои» знаменитой русской народной песни «Блины»
А затем поют все вместе.)
(У третьей группы – маракасы и колокольчики – поют под фразу: «Напекла она поесть, сотен пять наверно есть»
У четвертой – бубны - поют и играют под фразу песни: «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои» И снова все вместе: «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»
Учитель: «А теперь играем и поём вместе и покажем, какой у нас слаженный оркестр!
Чему мы научились?!»
(Ребята играют на русских народных музыкальных инструментах и исполняют песню «Блины»)
РЕЙС 7. «Я - АРТИСТ»
Учитель: «Ребята, вы все уже большие звёзды! Ваша одноклассница Амина Асылгареева посещает
индивидуальные занятия с 5 лет, выступает на праздниках, концертах, участвует в конкурсах и имеет награды. Она споёт для нас русскую народную песню «Гармонь моя», а мы ей подыграем. Мы ведь с вами настоящие артисты?!
8. Рефлексия.
Учитель: «А сейчас мы подведём итог нашего занятия. Кому понравилось наше занятие, поднимите руки вверх и похлопайте в ладошки»
(дети хлопают)
Учитель: «Мне очень понравилось, как вы работали на нашем внеурочном занятии! Вы все большие молодцы! Большое вам спасибо!
Учитель пропевает с учениками на три голоса «До свидания!»
Ребята выходят из класса под русскую народную песню «Барыня»