Музыкально – ритмическая деятельность детей младшего школьного возраста Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства. Музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи 1.Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение. 2. Развивать ритмичность движений под музыку. 3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям. Наряду с постановкой воспитательных задач происходит выработка музыкально-ритмических навыков: • Самостоятельно начинать движения после вступления; • Самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2 и 3-частной), динамики (громко – тихо), регистра (высокий – низкий); • Выполнять движения, в общем, для всех темпе, координировать их; • Двигаться в умеренном, быстром темпе. Во время разучивания музыкально-ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами, учитывая возрастные особенности детей. Один из важнейших приёмов обучения - целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Педагог один (или с ребёнком) может показать разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. Правильный показ движений, точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение. На уроке педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям. Этот приём помогает застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного – более скромным и т.д. Не следует в течение года оставлять ведущим кого-либо одного. Такой ведущий самоуверен, гордится своей привилегией. Другие же при этом теряют чувство уверенности, плохо ориентируются. Закрепить пройденный материал, усвоить необходимые навыки помогают многократные последовательные повторения. Некоторые игры и пляски требуют предварительного разучивания отдельных элементов, и разучиваются они в виде упражнений. Педагог должен ясно себе представить последовательность разучивания движений, точно сформулировать конкретное программное содержание для каждого этапа. Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образованность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и так далее. Для того, чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, нужно научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки. Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются и на уроках ритмики, и на уроках по физкультуре. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на уроках по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, то есть, непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления. Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний. Второе даёт правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные); кружение на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движение рук (мягкие, энергичные); хлопков в ладоши (тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «Тарелками»); построения и перестроения; элементов танца (русско-хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «Ковырялочка», украинского – голубец, припадание боковое, кружение, белорусского – основной ход танцев «Лявониха» и «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка», бально-боковой галоп, шаг польки, вальсообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца). Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и так далее. Естественно, музыкально-ритмическое образование невозможно без верного помощника педагога – концертмейстера, обязательно присутствующего на всех уроках ритмики. Музыкальное содержание урока - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда уроков ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребенок ни делал, упражнение или танец, необходимо избирать предельно ясные мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно подвергнуть определённой аранжировке, несколько упростив. Педагог и концертмейстер, по возможности, должны вместе выбирать для уроков фрагменты того или иного произведения современной или классической музыки. Кроме того, процесс совместного прослушивания музыки для педагога может подсказать неожиданные замыслы будущих танцев; поэтому ошибочно полагать, будто музыкой должен «ведать» аккомпаниатор, а хореографией – педагог-хореограф. Оба начала должны существовать воедино, дополняя и взаимообогащая друг друга. Можно во время урока вкратце рассказать детям о балете, музыку которого они слушают. Слух ребенка будет непроизвольно привыкать к звучанию настоящей музыки – дети внутренне испытывают гордость от того, что вот и они занимаются под ту самую музыку, которая звучит в лучших музыкальных театрах страны и исполняется лучшими мастерами нашего балета. Это сознание стимулирует в них волю к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, поможет успешному выполнению требований программы. |