Этап учебного занятия | Образовательная задача этапа учебного занятия | Методы, формы и приёмы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Организационный момент | Создание условий для включения обучающихся в учебную деятельность. | Словестные, фронтальные | - Доброе утро! Внимание, внимание - тишина. Внимание, внимание - чудеса! К нам идёт, к нам идёт МУЗЫКА! - Здравствуйте ребята, меня зовут Александра Сергеевна и сегодня я проведу у вас учебное занятие по музыке. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к занятию. | | |
Актуализация знаний | Организация и проверка ЗУН обучающихся | Словестные, наглядные и практические методы, фронтальная и индивидуальная форма, и самостоятельная работа. | - Ребята, что вы изучали на прошлом уроке? - Скажите, где мы можем увидеть музыкальные инструменты? - Верно, а какой музыкальный инструмент есть у каждого из нас? - Правильно! Голос. | Отвечают на вопросы учителя | Материал прошлого занятия, ИКТ. | |
Мотивация к деятельности и целеполагание | Мотивация к учебной деятельности, активизация имеющегося опыта обучающихся. | Словестные, наглядные, практические методы, Фронтальная форма. | - Удивительным свойством наградила природа человека, дав ему возможность выражать свои мысли, чувства и эмоции при помощи звуков. Но если слово адресуется к сознанию, к системе мышления, то тембр голоса, его звуковая окраска – непосредственно к чувствам и переживаниям. Для передачи огромного разнообразия и богатства настроений, тонкости выражения их оттенков, одного тембра человеческого голоса было недостаточно. Выход был найден. Человек создал большое количество музыкальных инструментов для исполнения музыки самого разнообразного характера, жанров и стилей. - И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности – музыкальным инструментам, а какому именно - вы, ребята, мне постараетесь ответить сами, прослушав внимательно стихотворение: Пароход подходит к порту, Разгуделся громко: — Форте! Тихо волны океана лижут палубу: — Пиано… Спят зайчонок и зайчиха. Ночь. Пиано — это тихо. Бьют мартышки в барабаны: — Громко! Форте! А пиано — Это утром обезьяны тихо кушают бананы. - Как вы думаете, чему же будет посвящён наш сегодняшний урок? - Верно. Фортепиано . И тема нашего урока – Музыкальный инструмент – фортепиано. - А как вы думаете какую цель мы поставим на урок? Что будем делать? - Сегодня мы познакомимся с музыкальным инструментом, который наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами. | | ИКТ | |
Открытие новых знаний | Формулируют тему и цель учебного занятия, изучение нового материала. | Словестные, наглядные и практические, фронтальная форма. | - Давай те сразу попытаемся узнать, почему фортепиано пользуется такой популярностью и наиболее часто используется музыкантами? - Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во все мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть и в школах, и в детских садах, и дворцах культуры, а у многих из нас он есть и дома. А что это за инструмент, вы узнаете, отгадав загадку: Играет и тихо, и громко, Играет и быстро, и плавно. Приглушённо может и звонко Звучать наше…..ПАУЗА - Да, это фортепиано! Сегодня мы узнаем, как появился этот музыкальный инструмент. - А началось это очень давно, еще 600 лет назад. Именно тогда, музыкальные мастера изобрели инструмент клавикорд. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук клавикорда был мягкий и нежный, и легкого прикосновения к клавише было достаточно, что бы извлечь звук. Всем был хорош клавикорд, но только звучание его было таким тихим, его почти не было слышно. - Поэтому вскоре на смену клавикорду пришел клавесин. Чем отличался он от клавикорда? Изменилась форма, а вместо одной клавиатуры стали делать 2 или 3, чтобы усилить звук. Но с какой бы силой исполнитель не нажимал на клавишу, звук все равно оставался тихим и однообразным. - А почему же звук на клавесине не был громким? -Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась к клавише, цепляло пером, но оно было слабым и непрочным, часто ломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко. | Отвечают на вопросы учителя. Разгадывают загадки. - Слушатель. Слушают учителя. Определяют музыкальные инструменты: -клавикорд - клавесин Отвечают на вопросы учителя. слушатель | ИКТ | |
Физкультминутка | Формирование ЗОЖ у обучающихся. | Словесные, наглядные методы, фронтальная форма. | - Теперь все встаём, проведём физминутку. АУДИО-ФИЗМИНУТКА | Выполняют физкультминутку. | Физкультминутка. | |
Закрепление изученного материала | Закрепление изученного на учебном занятии материала и ЗУН обучающихся. | Словестные, наглядные методы, фронтальная форма. | - И только в 1709г. итальянский мастер Кристофори заменил перья на деревянные палочки-молоточки. И звук извлекался уже не щипком, а при помощи молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получается громкий – форте, а слабо ударишь – тихий – пиано. А если соединишь эти два слова: форте и пиано, то получится название инструмента – фортепиано. - А теперь послушайте как звучит фортепиано в отличии от клавесина. Включаются две мелодии, для сравнения звучания. - Фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским, так как это слово на итальянском языке звучит как рояль. - Но рояль был слишком громоздким. Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Поэтому очень скоро придумали маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое». -Рояль из-за громкого насыщенного звука используют для концертных выступлений в больших залах. А пианино из-за своего небольшого размера подходит для маленьких помещениях. Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас. | Слушают мелодии | ИКТ | |
Итог урока | Организация подведения итога занятия. | Словестные методы и фронтальная форма. | - Ребята о чём мы говорили сегодня на занятии? - Верно, о музыкальных инструментах, а именно о фортепиано. - А что такое фортепиано? - Скажите, а с какого инструмента всё началось? - Ребята, как вы думаете, мы достигли цель нашего занятия? | Отвечаю на вопросы учителя и рассуждают. | | |
Рефлексия | Организация рефлексии познавательной деятельности обучающихся. | Словестные, наглядные и практические методы. Фронтальная форма. | | Выполняют рефлексию. | | |