СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Музыкальный образ и мастерство исполнителя»»

Урок в 6 классе «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

  1. , Ход урока.




Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас много гостей. Поздоровайтесь с гостями.



Орг. момент


Внимание, сейчас зазвучит знакомое произведение. Подумайте, что вы о нем знаете. Слушанье музыки (ария Сусанина)

Актуализация знаний


-Кто узнал это произведение? Вспомнил его автора?

Беседа


-Ария Сусанина

- А кто автор произведения?

- Михаил Иванович Глинка.

-Что такое ария?

-Сольный номер в опере, в котором выражены все мысли и чувства главного героя.

-К разряду( к какому виду) какой музыки мы можем его отнести?

-Вокальной музыке

- Это произведение вокальное или инструментальное?

-Что такое вокальная музыка?

-Музыка для голоса

-А кто может назвать тип голоса, который только что прозвучал?

-бас

-Что такое бас?

-Низкий мужской голос

-А кто-нибудь узнал голос исполнителя арии?

А давайте я немного вам подскажу.

Слайд с картиной Кустодиева

- Узнали? Федор Иванович Шаляпин

- Попытайтесь сформулировать тему урока.

Совершенно верно, Сегодня мы будем говорить о великом русском певце Ф.И. Шаляпине. О чем именно как думаете? –О спетых партиях, сыгранных ролях, о мастерстве, о музыкальных образах, созданных артистом.















5мин.


Слайд с Шаляпиным

Слайд с темой урока

-Совершенно верно речь пойдет о мастерстве исполнителя и музыкальном образе.

Постановка темы урока


- А сейчас давайте исполним р.н.п. «Эй, ухнем!» Эта песня была одной из любимейших в репертуаре Шаляпина. С каким чувством будем ее исполнять?

- Тяжелым, с болью, с интонацией вздоха

- Чего в нашем исполнении не хватает при всем нашем старании?

-Мощи и силы.

-Какой же он, голос великого исполнителя?

Давайте проведем маленькое исследование.

Вы сейчас услышите фрагменты оперных партий, определите качество звучания голоса в разных партиях. Соотнесите партию и прилагательные в правой части доски.

Работа в группах на напечатанных листочках. Прежде чем мы начнем работу, вспомним понятие Тембр. Что такое тембр голоса? Каким бывает тембр?(мягкий, резкий. теплый..) И вспомним способы исполнения – певучий, речетатив

Работаем в 1-2-3 колонке



партия

голос

исполнение

мелодия

Муз. образ

Сусанин

Бархатный

наполненный

Напевное

Проникновенное

сердечное

Плавная


Драматический

лирический

Мефистофель

сильный

мощный

напевное

яркое воодушевленное

Крутящаяся

повторяющаяся

Мистический

Дьявольский

властный

Еремка

Теплый

радостный

Речетативное и распевное

скачкообразная

Шуточный

насмешливый

Работа фронтальная. Отвечают и записывают в тетрадь.

Вывод: Итак, что мы узнали про голос, манеру исполнения Шаляпина?

-голос сильный исполнял и напевные произведения и речетативом

А как же говорили современники про голос Шаляпина?

Каждый звук, каждое произнесенное им слово были до такой степени выразительны, что образы вставали перед глазами, как живые, и невозможно было досыта наслушаться певца

С его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной выразительностью, сравниться могут немногие. И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении,

Голос проникал в самые уголки души. Такого голоса больше никто нигде не слыхал.

О силе голоса свидетельствует такой случай. Однажды на гастролях в Америке к Шаляпину в гримерку зашли клакеры.(люди которые либо продвигали певца, крича Браво, либо освистывали и закрикивали) Они потребовали денег, в противном случае пригрозили сорвать концерт. Шаляпин рассмеялся. На следующий день был концерт. Когда запел Шаляпин, то задрожали стекла и затряслась люстра? Было слышно клакеров?

Работа с цитатой



















Поиск необходимой информации


  1. Какие же музыкальные образы создавал артист на сцене?

СЛАЙД
2.
В каждом своем выступлении Шаляпин добивался «правды жизни». « Только правдивое прекрасно! Двух правд не бывает»

Певец часто говорил, что учился у Левитана. Чему он учился? Как помогали картины Левитана Шаляпину? «Понял я , что во всяком искусстве важнее всего………., не нужно копировать предметы и усиленно их раскрашивать добиваясь эффектности, а важнее всего……… (тот глагол, которым пророк повелел жечь сердца людей. Этот глагол может проявляться в линии, жесте, речи)

Итак у Левитана учился правдивой передачи чувств.

СЛАЙД

  1. На следующем слайде что вы видите? Портреты художников и музыкантов.

Найдите среди них современников Шаляпина.

Групповая работа




Учитель


-Итак, что мы узнали про Шаляпина? Каким он был человеком? Каким артистом? Наша совместная работа помогла создать портрет исполнителя.

Подитог

1мин.


- Спасибо, ребята.Что из рассказа ребят вы поняли про характер Шаляпина?- И несмотря на то, что жил певец в детстве в крайней бедности, несмотря на то,что отец относился к Федору Шаляпину необъяснимо несправедливо и даже жестоко. (Говорил, что лучше чем петь в дворники пошел) Шаляпин почитал отца.

5мин.


Повзрослев, Шаляпин кочевал с труппами оперных театров: пел в Уфе, в Тбилиси, в Баку. Кроме собственных выступлений учился у местных вокалистов. И наконец, стал выступать на сцене Мариинского театра, в частной опере С. Мамонтова, в Большом театре. В 1922г. артисту было присвоено звание народный артист республики. (Это звание было присуждено впервые) Кроме того, Шаляпин выступал во всех европейских столицах, в США и Японии. За свою жизнь сыграл около 70 ролей и исполнил около 400 романсов, записал более180 грампластинок. Слайды с театрами



За что же Шаляпина ценили столь высоко?

-Хороший голос

-А достаточно ли одного хорошего голоса?

Давайте посмотрим на фотографии Шаляпина в оперных партиях

Обратимся к воспоминаниям современников. Или Послушаем, что говорили современники.


Читают подготовленные ученики

  Очереди за билетами на Шаляпина выстраивались с вечера и нередко под охраной конной полиции. В стужу, прямо на тротуарах разводили костры. По двадцать-тридцать часов простаивали даже те, кто уже видел и слышал артиста в объявленной роли, потому, что на каждой встрече с публикой Шаляпин неизменно преподносил ей сюрприз, открывая в десятки раз игранном образе нечто такое, отчего в душу закрадывался молитвенный страх и трепет. Оглядывая многоярусную громаду театра, кто-то из театралов однажды сказал: «Публики не было только на люстрах».



Прекрасные голоса были и до, и после Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной выразительностью, сравниться могут немногие. И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия, народная песня или романс


Есть буквы в алфавите и знаки в музыке. Всё вы можете написать этими буквами и начертать этими знаками. Но есть интонация вздоха. Как написать или начертать эту интонацию? Таких букв и знаков нет!»


Как говорил сам Шаляпин ,что в каждом своем выступлении он добивался «правды жизни» « Только правдивое прекрасно –двух правд не бывает!»

-Благодаря чему он ее достигал?

-интонацией, голосом, жестами, костюмом, гримом.

В качестве итога давайте продолжим (запишем в тетрадках) цепочку великий артист(что делает артиста великим, что должно быть у великого артиста):

Художественный талант, интуиция, сильный голос, музыкальный слух, трудолюбие, яркая внешность, актерский талант, способность к перевоплощению, неповторимый тембр, наблюдательность, стремление к совершенству, любовь к музыке всем сердцем, умение выразить душу народа


Какой урок приподносит нам история русского баса?

- Нужно ничего не бояться, честно и много трудиться

-Иди за мечтой, трудись, ничего не бойся и все получиться.

А сейчас давайте снова соберемся в команды. В начале урока мы видели портрет Шаляпина кисти Кустодиева. В этих конвертиках пазлы. Нужно быстро и правильно собрать картину.