Классный час
«Мы разные, но мы вместе» (поговорим о толерантности)
Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
– познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
– развивать умения определять основные черты толерантной личности;
– формировать представление о толерантном поведении.
Ожидаемые результаты:
личностные:
– коррекция нравственных и этических установок учащихся;
– умение анализировать свои поступки.
метапредметные:
– осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме;
– оптимизация межличностного общения учащихся.
предметные:
– умение выделять основные черты толерантной личности;
– умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.
коммуникативные:
– умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.
Учитель: Добрый день, ребята! Наш классный час я бы хотела начать с одной притчи
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была одна семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье и занимала она целое село. Вы скажете: ну и что – мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была необычная: мир и лад царили в той семье, а следовательно и во всем селе. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров, ни, Боже упаси, драк. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. Решил он проверить: правду ли молвят люди. Прибыл он в село и увидел: чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи. Расскажи мол, как вы добиваетесь такого согласия и мира в вашей семье. Погладил седой старец свою бороду и сказал, чтобы все люди были счастливы, необходимо попасть в мир доброты, а чтобы в него попасть, нужно, чтобы в душе каждого человека расцвел цветок толерантности».
- Что же такое толерантность?
Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Будучи талантливым человеком, он умело учитывал настроения окружающих его людей, уважительно к ним относился, умело решал возникающие проблемы, не ущемляя интересы других. При этом ему удавалось сохранять свои принципы. С именем этого человека и связано понятие “толерантность”
Ежегодно 16 ноября во многих странах мира люди отмечают Международный день Толерантности, учреждённый в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
На разных языках земного шара слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ звучит по-разному, но смысл его одинаковый:
– во французском языке – это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;
– в английском языке – это готовность быть терпимым, снисходительным;
– в китайском языке – это проявление великодушия в отношении других;
– в арабском языке – это прощение, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;
В русском языке «Толерантность», означает умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам.
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу
Учитель :Все люди разные, но чем-то они и похожи.
В нашей школе учатся разные ребята: полненькие, худенькие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики.
Мы все такие разные! Давайте попробуем разобраться хорошо это или плохо Представьте себе, что вы все стали совершенно одинаковые. У вас одинаковый рост, одинаковый цвет волос, одинаковая одежда, думаете вы все одинаково и имя у вас на всех одно. Понравилась бы вам такая жизнь? (ответы детей)
Вы правы, что скучно жить в одинаковом мире, потому что люди интересны своим разнообразием и непохожестью.
Все мы разные, непохожие друг на друга, но у нас есть и общее, например, учимся в одном классе, живём в одном городе, отмечаем вместе праздники, и мы все дружим.
Каждый класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение.
Однако не все в людях нам нравится. Порою, поведение, привычки, реакции на что–то других людей, их недостатки нас выбивают из равновесия и раздражают.
Вы скажете, что не обязаны любить всех. Но ведь люди имеют право достойно жить и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Мы должны научиться быть терпимыми к окружающим, уважать индивидуальность каждого человека вокруг нас, понимать друг друга, быть внимательными и терпеливыми.
Девочка читает стихотворение:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
Работа в группах
«Цветок толерантности»
Учитель:
Ребята, я вам принесла необычные цветы. Он называются цветы толерантности. Но по дороге они рассыпались. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. На лепестках написаны слова: милосердие, равнодушие терпение, раздражительность, агрессия, дружелюбие, прощение, недоверие, ненависть, доброта, зависть, унижение, злость, сострадание, уважение, сотрудничество.
Выберете лепестки, на которых написаны слова с признаками толерантности и соберите эти цветы.
Ученики собирают цветы.
Какие красивые цветы у нас получились. Если мы будем дарить такие цветы друг другу, тогда мы будем жить в мире, согласии, взаимопонимании и дружбе.
Так какими свойствами личности должен обладать толерантный человек?
Ученики обсуждают вопрос
Учитель: Вы правильно выполнили задание. Толерантный человек должен быть терпеливым, дружелюбным, милосердным, уважительным, уметь сострадать и сотрудничать.
А чем отличаются от толерантных людей личности противоположного характера?
Вопрос обсуждается
(ставят себя выше остальных, отсутствие чувства солидарности,
неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
пренебрежительное отношение к другим людям).
Этих людей называют интолерантными.
Учитель: А теперь к словам на оставшихся лепестках цветов подберем противоположные по смыслу (антонимы)
Посмотрим, что у нас получилось:
Равнодушие - сострадание
Раздражительность- терпимость
Агрессия- доброжелательность
Недоверие- доверие
Ненависть- любовь
Зависть- восторг
Злость - доброжелательность
Унижение- уважение
Обман- доверие
Жадность- щедрость
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Кто же такой толерантный человек? Делаем вывод: толерантный человек умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывать вину на других, не навязывает своего мнения. Он общителен, терпелив, неагрессивен, принимает людей такими, какие они есть, уважает их, старается делать добро.
Мы вместе, мы каждый день встречаемся, общаемся, вместе радуемся и огорчаемся, иногда ссоримся, но обязательно миримся.
И как важно всем нам, таким разным, непохожим проявлять терпение и понимание друг к другу, делиться добротой, чтобы все мы могли жить дружно, т.е. быть толерантными по отношению друг к другу.
Читается стихотворение:
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Любите, сочувствуйте и уважайте,
Друзей своих в беде не бросайте!
Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!
Учитель: Каждый человек хочет, чтобы его любили и понимали, каждому из нас хочется слышать добрые слова и пожелания, и как приятно, когда тебя называют ласково по имени, хочется улыбнуться и поделиться хорошим настроением с другими людьми.
Давайте и мы назовём своих соседей ласковым именем.
Ученики говорят друг другу ласковые слова
Чтение стихотворения:
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети
Учитель: Продолжите фразу "Добрый человек никогда..." (Я начну...)
ответы учащихся:
Добрый человек никогда не обидит,
……………………… ………………не ударит,
-----------------------------------не обманет,
…………………………………….. .не бросит в беде,
……………………………………… не будет драться,
……………………………………… не обзовет плохим словом,
……………………………………….не нагрубит.
. Всегда люди стремились к добру. Эту мысль они отразили в народных пословицах, которые передаются из поколения в поколение.
Работа с пословицами
На слайде пословицы с пропущенными словами, я прочитаю пословицы, а вы вставьте пропущенные добрые слова:
1. Жизнь дана на ... дела. (добрые)
2. Мир не без ... людей. (добрых)
3. Не одежда красит человека, а его ... дела. (добрые)
4. Не ищи красоты, а ищи ….. (доброты)
5. Сделаешь худо, не жди…… (добра)
6. От добра….. не ищут. (добра)
7. За доброе дело….платят (добром)
Учитель: Молодцы! Я считаю, что мы все в нашем классе толерантные люди и нам легко будет разобраться в предложенных ситуациях:
(Дети обсуждают в группах ситуации и высказывают общее решение группы.)
1 ситуация
На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя у окна читала книгу. Вдруг мальчики, пробегая мимо, толкнули девочку. Катя упала и сильно ударившись, заплакала.
-Чего тут стоишь на дороге? - возмущенно сказал Петя!
- Сама виновата! Рева! – поддакнул своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.
Подумайте:
1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?
2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?
2 ситуация.
На перемене в классе ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны!
-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил!
-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.
-А у меня зато самый большой! - закричал Олег.
-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.
Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон.
- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще крутой! Из прошлого века!
И все засмеялись!
Подумайте:
1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли? Почему?
2. Что бы вы посоветовали ребятам?
3 ситуация.
В классе появился новенький мальчик. Его звали Никита. Он был очень маленького роста, да к тому, же еще и заикался от волнения.
-Привет, коротышка, приветствовали его мальчишки, встречая у школы.- Что –то ты совсем не подрос со вчерашнего дня.
Никита, ничего не отвечая, проходил мимо.
- Ишь, какой, не слышит, - больше всех позировал Степка. – Эй, коротышка, мы к тебе обращаемся!
–Ко-ко-который час? – Дразнили мальчишки его вдогонку и громко смеялись.
Подумайте:
Как вы оцениваете поведение мальчиков? Согласны ли вы с тем, что они ведут себя не толерантно по отношению к однокласснику? Хотелось бы вам оказаться на месте Никиты?
Что бы вы посоветовали мальчишкам?
Подводятся итоги обсуждения предложенных ситуаций
ЧИТАЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Учитель Вот и подошел к концу наш классный час. Сегодня мы узнали о таких качествах человека, как доброжелательность, дружелюбие, терпимость. Если человек обладает этими качествами, говорят –это толерантный человек. Мы не сможем сразу сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей, но важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Учитель: Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе
А сейчас напомните друг другу, как звучит тема нашего классного часа. Мне очень хочется, чтобы эти слова стали нашим девизом: «Мы разные, но мы вместе»
«В добрый путь», ребята, в мир добра, в мир толерантности!
Исполняется песня «Дорогами добра»,муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
Ребятам дарятся «Памятки толерантности»
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
-Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
-Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
-Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
-Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире!
Приложение
«Как реализовать принципы толерантности»
Надо всех любить и уважать.
Понимать друг друга.
Научиться прощать.
Защищать друг друга, членов своей семьи.
Быть терпимыми.
Уважать пожилых людей.
Уметь слышать и слушать.
Уметь дать совет, выслушать совет другого.
Не повышать голос друг на друга.
Быть милосердными.
Сострадать всем.
Принимать людей такими, какими они есть.
Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Уважать права другого человека.
.