«Все мы такие разные, или что такое толерантность?»
Цели:
Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Дать возможность подросткам осознать свою непохожесть на других.
Ознакомление подростков с термином «толерантность».
Дать возможность участникам самим сформулировать понятие «толерантность», показать многоаспектность этого понятия.
Мы начинаем свое занятие с упражнения «Рукопожатие»
Приветствие - «Рукопожатие».
Участники объединяются в пары.
Инструкция:
Вам надо пожать друг другу руку доброжелательно, так чтобы другому было приятно.
Теперь надо пожать друг другу руку в два раза медленнее, чем это было в первый раз.
А сейчас в два раза быстрее, чем в первый раз.
И еще в два раза быстрее, чем до этого.
Как ваше настроение?
Какие бы вы правила назвали, которые помогли бы нам на нашем занятии.
(на экране появляются правила)
Задание «Снежинка»
(учащимся раздаются листы бумаги, из которых каждый при помощи ножниц выполнит снежинку )
Посмотрите, есть ли среди этих снежинок одинаковые?
(ответы детей)
Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Ответы детей направляются к выводу, что одинаковых людей нет. Но при этом людям необходимо мирно существовать, когда все такие разные.
Чтобы лучше понимать и слышать другого, мы предлагаем вам упражнение
Интервью.
Участники работают в парах. Один в течение 1,5 минут рассказывает о себе, другой слушает и запоминает. Затем меняются ролями. После этого задача каждого – представить своего собеседника группе.
-Расскажите то, что хотите услышать о себе. Задача собеседника- внимательно слушать.
Это упражнение выполняется в паре, сейчас каждый из вас вытянет карточку и объединиться в пару.
(послушав каждый рассказ, какой можно сделать вывод?) ( все люди разные, имеют свои увлечения, жизненные обстоятельства, круг общения)
Так и в окружающем мире все люди разные и наша задача научиться жить в этом непростом мире уважая других, не причиняя никому вреда.
А какие качества нужны для этого?
(ответы детей)
Вы назвали все правильно, посмотрите на экран и давайте еще раз их проговорим. (читают по цепочке)
Сотрудничество, дух партнерства.
Готовность мириться с чужим мнением.
Уважение человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принятие другого таким, какой он есть.
Способность поставить себя на место другого.
Уважение права быть иным.
Признание многообразия.
Признание равенства других.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Все вышеизложенное можно объединить в одно слово толерантность.
(на экране появляется определение толерантности)
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia – терпение (снисходительность к чему-либо).
В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушия в отношении других».
В арабском толерантность – «прошение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим».
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Терпимость (русский) – способность терпеть что–то или кого–то. Быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего–либо, кого–либо. Считаться с мнением других, быть снисходительным.
Сейчас мы предлагаем вам проявить свои творческие возможности.
Попробуйте нарисовать свою эмблему толерантности.
(дети работают индивидуально или в парах, рисуют эмблему)
Далее идет презентация эмблемы и рассказ о ней.
Наше занятие подошло к концу?
-Что нового вы узнали?
-Что понравилось, что не понравилось?