Тема: Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (8 кл)
Цель: Знакомство со стихотворением Н. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Задачи: 1. Познакомить учащихся со стихотворением Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» Развивать навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения.
2. Корригировать вербальную память, внимание на основе работы с текстом.
3. Воспитывать уважение к русской женщине-труженице.
Ход урока
Орг. момент. Психологический настрой.//
- Сядет тот, кто назовет изученные раннее произведения.
«3 лишний» // картинки изображение деревни//
- Что мы видим? – Что лишнее?
Повторение.
«Деревня сегодня и деревня 200 лет назад – очень отличаются. «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг», - так писал Некрасов о той деревне. В своих произведениях он показал каждодневные страдания и редкие радости крестьянства.
- Для чего я прочитала эти строки?
Речевая разминка
Не мудрено, что ты вянешь до времени
(прочитайте, сделав логическое ударение на разных словах)
- Откуда эти слова? – В чем их смысл? («В полном разгаре…»)
Ещё мучительнее труд и жизнь крестьянки-женщины, на плечи которой легли все тяготы жизни. + картинка «Крестьянка»
Сегодня на уроке мы продолжим разговор на тему: Женщины в поэзии Некрасова и познакомимся с отрывком из поэмы. Мороз, Красный нос», в которой возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Я хочу, чтобы вы это поняли, работая над стихотворением.
- Насколько внимательно вы читали дома стих-е, покажет следующее задание (найдите ошибки)
а) расположите строчки в нужном порядке //на доске//
б) Минута поэзии (чтение уч-ся отрывков стих-я «В полном разгаре страда…»)
III. Тема урока
Нельзя оставаться равнодушным к страданиям раздавленной непосильным трудом бесправной русской женщины. И поэт говорит, обращаясь к крестьянке:
ТОТ СЕРДЦА В ГРУДИ НЕ НОСИЛ, КТО СЛЁЗ НАД ТОБОЮ НЕ ЛИЛ!
-Я прочту стих-е, а вы понаблюдайте, как, сочувствуя русской женщине, он вместе с тем и любуется ею: её красотой, статью, трудолюбием, героизмом.
Чтение учителем стихотворения. (с.88…)
- Какие чувства возникли в вашем сердце? (чувство гордости, сочувствие тяжёлой доле русской крестьянки, радостное чувство)
Словарная работа
ОБСТАНОВКА УБОГАЯ , КОННЫЙ НЕ СЛОВИТ, ВОЗДАЯНье, ОБЕДНЯ
ФИЗМИНУТКА
Самостоятельное чтение стихотворения + чтение «цепочкой» по 1 куплету
IV. Закрепление
Работа по группам //карточки//
№ 1 Задание: Найди ответы на вопросы.
С кем сравнивает поэт русскую женщину? (1 столбик)
Что говорят про нее? (2 столбик)
Какой дорогой по жизни идут? (3 столбик)
Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)
№ 2 Задание: Найдите отрывки и прочитайте.
Зачитайте отрывки, где она:
- красивая - трудолюбивая - смелая и решительная - заботливая - весёлая
Вывод: -На что обращает внимание поэт, характеризуя русскую женщину?
- Что главное в стих-ии? (действие, природа, события, чувства)
-Выделите слова, выражающие настроение автора
V. Итог урока. -Что произвело на вас впечатление?
-Что в не знали, а сейчас знаете?
№ 1 Задание: Найди ответы на вопросы.
С кем сравнивает поэт русскую женщину? (1 столбик)
Что говорят про нее? (2 столбик)
Какой дорогой по жизни идут? (3 столбик)
Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)
№ 2 Задание: Найдите отрывки и прочитайте.
Зачитайте отрывки, где она:
- красивая - трудолюбивая - смелая и решительная - заботливая - весёлая
№ 1 Задание: Найди ответы на вопросы.
С кем сравнивает поэт русскую женщину? (1 столбик)
Что говорят про нее? (2 столбик)
Какой дорогой по жизни идут? (3 столбик)
Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)
№ 2 Задание: Найдите отрывки и прочитайте.
Зачитайте отрывки, где она:
- красивая - трудолюбивая - смелая и решительная - заботливая - весёлая
№ 1 Задание: Найди ответы на вопросы.
С кем сравнивает поэт русскую женщину? (1 столбик)
Что говорят про нее? (2 столбик)
Какой дорогой по жизни идут? (3 столбик)
Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)
№ 2 Задание: Найдите отрывки и прочитайте.
Зачитайте отрывки, где она:
- красивая - трудолюбивая - смелая и решительная - заботливая - весёлая
№ 1 Задание: Найди ответы на вопросы.
С кем сравнивает поэт русскую женщину? (1 столбик)
Что говорят про нее? (2 столбик)
Какой дорогой по жизни идут? (3 столбик)
Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)
№ 2 Задание: Найдите отрывки и прочитайте.
Зачитайте отрывки, где она:
- красивая - трудолюбивая - смелая и решительная - заботливая - весёлая
№ 1 Задание: Найди ответы на вопросы.
С кем сравнивает поэт русскую женщину? (1 столбик)
Что говорят про нее? (2 столбик)
Какой дорогой по жизни идут? (3 столбик)
Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)
№ 2 Задание: Найдите отрывки и прочитайте.
Зачитайте отрывки, где она:
- красивая - трудолюбивая - смелая и решительная - заботливая - весёлая
6